Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели принятия решений Врума-Йеттона. Основные стили принятия решений применительно к музейной сфере




Функция принятия решений. Три категории решения. Составляющие процесса принятия решения.

По сути, чтобы музей мог работать, его руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких возможностей. Выбор одной из альтернатив – это решение. Следовательно, принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание каждодневной работы менеджера. Принятые решения всегда материализуются в определенной форме: планы, задания, приказы, распоряжения и т.д. Каждый уровень управления в музее определяется соответствующей компетенцией, что обеспечивает правомочность принятых решений. Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, поскольку менеджер, как правило, не может принимать непродуманных решений. На процесс принятия решений влияют многие психологические факторы, социальные установки, опыт менеджера и его ценностные установки. Обычно выделяют три категории решений: • решения интуитивные (сделанные исключительно на основе интуиции; ощущения, что данный выбор правильный); • решения, основанные на суждениях (здесь выбор альтернативы обусловлен знаниями или практическим опытом менеджера); • рациональные решения (которые принимаются на основе сознательного аналитического процесса). Процесс принятия рациональных решений включает пять последовательных взаимосвязанных шагов: • диагноз проблемы, • определение ограничений и критериев для принятия решения, • выявление альтернатив, • оценка альтернатив, • окончательный выбор.

 

Исследователи и практики разрабатывают разнообразные модели и методики, которые могут оказаться полезными менеджеру при принятии решения. Достаточно популярна, например, модель, известная по имени ее авторов Виктора Врума и Филиппа Йеттона. Исследователи утверждают, что в зависимости от того, в какой мере персонал организации допущен к участию в выборе альтернатив, менеджер использует разные стили принятия решений: автократический (AI и AII), консультативный (CI и CII) либо стиль полного участия (GII): AI – менеджер сам принимает решение, используя имеющуюся информацию. AII – менеджер получает необходимую информацию у своих сотрудников и затем сам принимает решение. CI – менеджер излагает проблему только тем сотрудникам, кого это касается, не собирая их в группу, выслушивает их предложения и затем сам принимает решение, необязательно отражающее идеи персонала. CII – менеджер излагает проблему всему коллективу работников; на совещании обсуждаются все возможные идеи и предложения; решение менеджер принимает сам, и это решение совсем не обязательно отражает предложения, высказанные коллективом. GII – коллектив обсуждает и оценивает каждую возможную альтернативу; менеджер стремится достичь консенсуса и в результате принимает то решение, которое группа сочла наиболее приемлемым. Применение каждого из стилей зависит от характеристик ситуации и проблемы, которую следует решить. Модель Врума-Йеттона включает семь вопросов-критериев: три, касающихся качества решений, и четыре, учитывающих факторы, ограничивающие согласие подчиненных, – и дерево решений (см. рис. 3). Последовательно выбирая ответ на каждый вопрос, менеджер определяет, какой стиль более подходит для решения стоящей перед ним проблемы. Согласно дереву решений, некоторые вопросы могут и пропускаться: так, в случае ответа «нет» на первый вопрос, менеджер переходит сразу к четвертому; ответы «да» на первый и второй вопросы также ведут к четвертому, минуя третий. Принято считать, что если менеджеру необходимо принять решение как можно скорее, то он выбирает стиль AI, а когда к процессу принятия решения надо привлечь как можно больше подчиненных, более подходит стиль GII. Возможно, модель Врума-Йеттона поможет и музейным менеджерам. Хотя следует помнить, что любая процедура, используемая при принятии решений, тем менее полезна, чем более жестко ее придерживаешься.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.