Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы




 

1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

 

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления.

Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.


Комментарий к статье 22
Комментируемая статья устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы. Исходя из содержания комментируемой статьи, общественная экологическая экспертиза может проводиться либо до проведения государственной экологической экспертизы, либо во время ее проведения. Комментируемой статьей не предусмотрена возможность проведения общественной экологической экспертизы после проведения государственной экологической экспертизы.
На экспертов общественной экологической экспертизы распространяется ряд требований, предъявляемых к экспертам государственной экологической экспертизы. В соответствии с данными требованиями экспертом общественной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, или разработчика объекта общественной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта общественной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта общественной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
Эксперт общественной экологической экспертизы обязан:
осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на общественную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на общественную экологическую экспертизу.
Комментируемая статья предусматривает право общественной организации (объединения) на получение от заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе. В случае непредставления или отказа в представлении соответствующей документации общественная организация (объединение) может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к представлению документации.
Например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 27 апреля 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-1/919 указал следующее. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" на Определение от 27 ноября 2003 г. по делу N А51-10595/2003-6-388 Арбитражного суда Приморского края по иску Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" к открытому акционерному обществу "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Главному управлению природных ресурсов по Приморскому краю об истребовании проектных материалов для проведения общественной экологической экспертизы и предоставлении нормативно-технической документации.
Дальневосточная Межрегиональная экологическая общественная организация "Зеленый крест" обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", Министерству природных ресурсов РФ, Главному управлению природных ресурсов по Приморскому краю о понуждении к выдаче документов, необходимых для проведения общественной экологической экспертизы.
Определением от 27 ноября 2003 г. Арбитражный суд Приморского края оставил исковое заявление без рассмотрения со ссылкой на п. 2 ст. 148, ст. ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ по мотиву несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора с ответчиками.
Дальневосточная межрегиональная экологическая общественная организация "Зеленый крест" просит отменить определение суда, считая, что суд неправильно сделал вывод о несоблюдении досудебного порядка, т.к. истец неоднократно обращался к ответчикам с требованием о представлении документации, необходимой для проведения экологической экспертизы.
Из материалов дела установлено, что на основании поручения Президента РФ от 17 августа 2001 г. N Пр-1315 и Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N ХВ-П9-14488 ОАО "АК "Транснефть" приступило к разработке проекта транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порты Приморского края.
В соответствии с Законом об экологической экспертизе такой проект, если сведения о нем не составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, может быть объектом общественной экологической экспертизы.
Статья 23 указанного Закона предусматривает, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
В соответствии со ст. ст. 19 - 25 Закона об экологической экспертизе, а также Постановлением губернатора Приморского края от 11 июня 2002 г. N 327 о предварительном согласовании мест прохождения нефтепровода Приморская экологическая организация "Зеленый крест" в 2002 - 2003 гг. зарегистрирована для проведения экологической экспертизы проекта органами исполнительной власти семи муниципальных образований, на территории которых намечается строительство.
Пунктом 3 ст. 22 рассматриваемого Закона предусмотрено право общественных организаций, осуществляющих экологическую экспертизу, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы.
Исковые требования заявлены в связи с тем, что Дальневосточной межрегиональной экологической организации "Зеленый крест" документация, необходимая для проведения общественной экологической экспертизы, представлена не была.
Оставляя исковое заявление организации без рассмотрения по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, арбитражный суд сослался на отсутствие доказательств обращения истца с требованием о представлении вышеназванных документов.
Вместе с тем данный вывод суда не соответствует материалам дела. Так, в деле имеются письма, свидетельствующие о неоднократном обращении истца к ОАО "АК "Транснефть" с просьбой представить ему документацию по проектированию строительства нефтепровода. Согласно имеющимся в деле документам, письма о представлении документации для проведения экологической экспертизы предпроектных материалов по строительству направлялись истцом и другим соответчикам.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции принял решение о том, что Определение суда от 27 ноября 2003 г. подлежит отмене с направлением материалов дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Поскольку федеральное законодательство не содержит подробного правового регулирования порядка проведения общественной экологической экспертизы, в некоторых субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты регионального уровня. Так, Законом Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2000 г. N 220-ОЗ "Об общественной экологической экспертизе" установлено, что под общественной экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта общественной экологической экспертизы общественными организациями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Важной нормой данного Закона является правило о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться и по объектам федерального уровня, если их размещение намечается вне территории Ненецкого автономного округа, но в случае реализации этих объектов возможно воздействие на окружающую природную среду в Ненецком автономном округе.
Общественная экологическая экспертиза объектов, затрагивающих интересы (экологическую безопасность) населения всего округа, а также объектов окружного и муниципального уровня осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о проведении данной экспертизы в органах государственной власти округа либо местного самоуправления, на территориях которых намечается реализация объекта общественной экологической экспертизы, или в органах местного самоуправления по месту расположения общественной организации (объединения) - инициатора проведения общественной экологической экспертизы.
При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии. Для этой цели орган, регистрирующий заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в средствах массовой информации размещает объявления о намечаемой экспертизе, в течение 30 дней принимает заявления от других общественных организаций (объединений), имеющих право на проведение экспертизы, и передает их после регистрации общественной организации (объединению) - инициатору проведения общественной экологической экспертизы.
Соответствующий орган государственной регистрации заявлений в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены их наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы (или некоторых членов от общественных организаций (объединений), изъявивших желание принять соучастие в экспертизе), сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.
Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале проведения этой экспертизы, постоянно информировать население о ходе ее работы и затем известить о результатах ее проведения. Для этой цели в печатных средствах массовой информации открывается рубрика на эту тему, а на радио и телевидении отводится время для информации по этой теме.
В состав экспертной комиссии общественной экологической экспертизы включаются или предлагаются эксперты, которые являются специалистами, обладающими научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и вопросам охраны окружающей природной среды.
Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, формирование этой комиссии при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются органом общественной организации (объединения), организующей эту экспертизу в соответствии с ее уставными нормами. Этим же органом утверждается положение об экспертной комиссии с установлением порядка и регламента ее работы в соответствии с уставными нормами и действующим законодательством.
Срок проведения общественной экологической экспертизы не должен превышать срока, устанавливаемого для проведения государственной экологической экспертизы, который определяется сложностью объекта экологической экспертизы. Начало устанавливается не позднее чем через месяц после получения от соответствующих органов документации, подлежащей общественной экологической экспертизе.
Заключением общественной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией общественной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит общественной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта общественной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии.
Нормативное правовое регулирование общественной экологической экспертизы предусмотрено также и на муниципальном уровне. Например, решением Челябинской городской Думы от 21 апреля 1998 г. N 23/2 "О правах граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы и порядке проведения общественной экологической экспертизы" утверждено Положение, в соответствии с которым общественные организации (объединения) самостоятельно или по инициативе граждан обращаются с заявлением о проведении общественной экологической экспертизы в Управление экологии и ЧС администрации города.
В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть указаны: юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе комиссии и объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.
Управление экологии и ЧС администрации города в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязано его зарегистрировать или отказать в его регистрации.
В случае регистрации заявления Управление экологии и ЧС администрации города ставит об этом в известность специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы и публикует в средствах массовой информации сведения о начале проведения общественной экологической экспертизы, а в дальнейшем - о ее результатах.
Начальник Управления экологии и ЧС администрации города несет ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.