Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное положение и культура андроновцев. Памятники бронзового века в Казахстане




Средний палеолит.300 тыс. лет назад хомо эректус стал превращаться в человека вполне современного типа. Но темпы эволюции были различными в разных регионах, что зависело от таких факторов, как мутация, миграция и изоляция отдельных групп. Несмотря на различия, палеоантропологи относят большинство человеческих останков позднего ледникового периода к одному виду, считая их архаичными формами хомо сапиенс - человека разумного.

Хомо сапиенс или неандерталец получил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Этот подвид произошел от архаичной формы около 200 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были невысокого роста, плоского телосложения, имели очень развитый по сравнению с предшествующими формами мозг. В науке неандертальцев называют также палеоантропами или древними людьми.

Вполне современный человек - подвид хомо сапиенс - сформировался на огромной территории Евразии 40 тыс. лет назад. Некоторые ученые считают, что современный человек появился на одном континенте (скорее всего в Африке), а потом расселился на остальных, вытеснив неандертальцев. Это моноцентрическая теория возникновения человека. Другие ученые доказывают, что архаичные местные формы превратились в подвид хомо сапиенс независимо друг от друга. Компромиссная теория утверждает, что современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с боле древними местными формами привело к возникновению современных рас.

100 тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская, выработанная подвидом человека разумного - неандертальца. В целом, эта культура развивалась на основе прежней, ашельской, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня.

Так, длина режущего камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов.

Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем естественного происхождения (от удара молнии, самовозгорания) постоянно поддерживая его, то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для застройки и сшивая шкуры сухожилиями.

Верхний палеолит на территории Казахстана. С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития – верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг значительно расширился по сравнению с прежними периодами. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями.

В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется третья зона культуры - Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстане (Карабас 3, Батпак 7, Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское); Южном (Ащысай, Усык тас, Соркуль).

Мезолит и неолит. Мезолит датируется приблизительно 12 тыс. лет до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане эта эпоха занимала период 5-3 тыс. до н.э.

Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями – изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты - миниатюрные пластины - вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и представляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные.

Неолит – время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование, кроме того изобретена керамика. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.

Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита в Казахстане появляется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.

В Северном Казахстане выделены две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северозападную часть казахского мелкосопочника и занимались преимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этой культуры – Виноградовка - 2, Тельмана. Памятники маханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая и Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай и Алкау.

В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI-V тыс. до н.э., оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.

Энеолит Казахстана. В ІІІ-ІІ тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158 жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. Особенностью ботайской культуры было полное отсутствие овец, что объяснялось, по-видимому, религиозными запретами.

Близки к ботайской культуре Казахстана и памятники суртандинской культуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья, афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской – Восточного Казахстана. Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностью племен, населявших эти регионы. Уже в тот период на территории степной Евразии начал формироваться единый этнокультурный массив, ставший основой особой степной цивилизации.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным её этапом было первобытное стадо - объединение для совместной защиты и нападения, а также охоты и собирательства. Это дородовое специальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общественно-домашнего хозяйства, в то же время - ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.

Первобытное стадо соответствует наиболее раннему периоду нижнего палеолита – ашельскому. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, а также возникают начальные формы общины.

Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью – сложением зрелых форм первобытнородовой общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.

Зарождение духовной культуры. Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Это свидетельствует о том, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, вероятно, задумывался о загробном существовании.

Существовали у них и другие ритуалы, в частности, охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.

Возникновение искусства и религии. Подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.

Усложнился и похоронный обряд. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.

Эпоха современного человека – время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливаются знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.

Эпоха бронзы – время распада эгалитарного общества, характеризуется становлением религии с особыми служителями культа – жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.

Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства – ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.

Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается.

В эпоху неолита в Казахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующим племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.

В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI - V тыс. до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.

Праобщина. Доистория человека есть период становления и развития эгалитарного общества, характеризующегося присваивающим хозяйством и уравнительным распределением. Общество этого периода социально однородно. Существует только половозрастная дифференциация. На заключительных этапах доисторической эпохи в недрах эгалитарного рождается стратифицированное общество, основанное на производящем хозяйстве и наличии социальных групп с неравным статусом. Дальнейшая эволюция стратифицированного общества ведет к возникновению государства.

Однако человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в это время была праобщина, называемая также часто «первобытным человеческим стадом».

Праобщина возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего). Она представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин. Взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины - другую. Анализ археологических и этнографических материалов позволил ученым обоснованно утверждать о численности праобщин в 50 - 60 индивидов. Причем социальное начало прослеживается в этот период в основном только в производственной сфере, сфере добычи и распределения пищи, не распространяясь на другие сферы жизни. В связи с тем, что в ту эпоху весь общественный продукт являлся жизнеобеспечивающим, возможной формой распределения становится его уравнительная форма, т.е. ни о каком социальном неравенстве речи идти не может. В этих условиях нет необходимости и в существовании особых отношений власти – подчинения, все конфликтные ситуации внутри праобщины разрешаются на уровне биологических отношений доминирования.

Эпоха неандертальцев ознаменовалась полным утверждением уравнительной формы распределения общественного продукта, более того, общественные, небиологические отношения начинают распространяться на все сферы жизни человека.

Резкий перелом в формировании социальных отношений произошел при появлении человека современного типа. В этот период происходит полное вытеснение всех зоологических отношений в праобщине социальными, возникают ранние формы брака и, как следствие – экзогамия (запрет на браки внутри группы) и родовая община. Последняя представляла собой коллектив кровных родственников с общей собственностью на землю (охотничьи угодья) и общественный продукт и характеризовалась отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин, женщин и детей. Переход из детской группы во взрослую сопровождался особым ритуалом – инициацией.

Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин, из среды общинников выделялись шаманы, специализирующиеся на осуществлении ритуально-магических действий, вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой запретов – табу. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины – наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Таким образом, отличительной чертой человеческого общества доисторического периода было господство социально однородного эгалитарного общества.

В III тыс. до н.э., с развитием скотоводства, началась восточная миграция индоевропейцев. Причиной переселения явилось то, что в сравнении со скотоводством занятие земледелием в степи было малопродуктивным, хотя и необходимым подспорьем. Быстро разраставшееся стадо и демографический взрыв, обусловленный хозяйственными успехами, требовали освоения новых пастбищных территорий. Редко заселенные, обильные водными источниками, ковыльные степи к востоку от Волги стали объектом хозяйственного освоения племенами, накопившими огромные стада быков, коней и овец.

Несколько волн миграций индоевропейских племен, в особенности носителей «ямной» культуры проникали на восток. Связанные с ними археологические памятники и родственные культуры можно обнаружить не только на территории Казахстана, но и на Енисее и в Западной Монголии. Наиболее массовые миграции племен из Поволжья и Причерноморья на восток происходили в 1800-1600 гг. до н.э. Именно в этот период и сложились две археологические общности: Западная, между Днепром и Волгой, получившая название по способу погребения срубной культуры, Восточная в степях Казахстана и Южной Сибири, получившая название по месту первых раскопок (село Андроново возле города Ачинска), андроновской культуры.

Андроновская культура полностью охватывает начальный (XVIII-XVIвв. до н.э.) и средний (XV-Xвв. до н.э.) этапы бронзового века. А в последнем этапе (X-VIIIвв. до н.э.) на территории Центрального Казахстана существовала Бегазы-Дандыбаевской культура, которая по уровню своего развития значительно превосходила предыдущую.

Использование лошадей, быков и верблюдов как транспортного средства сначала в верховой езде, затем в упряжи на боевых колесницах и грузовых полосках и телегах андроновцам позволяло покрывать дальние расстояния, осваивать новые пастбища, разрабатывать месторождения руд цветных металлов, расположенных далеко от поселений, развивать интенсивный товарообмен с соседними племенами.

Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом таком поселке, окруженным глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом, было 10-20 больших полуземлянок, площадь которых варьировалась от 25-100 кв. м. (ранний период) до 150 кв. м. в позднейшее время; встречаются и жилища в 200-300 кв. м. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с дымоходами и световыми люками. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду. Иногда род рассредоточивался в небольших селениях по малым речкам и ручьям, а в соседних долинах были разбросаны поселки, принадлежащие к тому же племени.

Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Судя по следам на стенках горшков, обнаруженных в могилах, их основной пищей были молочные продукты. В кухонных отбросах андроновских поселений во множестве содержатся кости быков, коней и овец. По подсчетам палеозоологов мясная пища андроновцев на 60-70 % состояла из говядины и только на 10 % - из баранины. Конина составляла в мясном рационе 20-30 %. В жилищах существовала отгороженная половина для зимнего стойлового содержания животных, скорее всего молодняка; иногда к дому примыкала постройка-хлев.

Наиболее ценной частью андроновского стада были табуны коней. По костным остаткам удалось установить, что кони были трех пород: малорослые с крупной головой выносливые лошади «монгольского типа» (высота в холке 128-136 см.); высокие кони (136-152 см.); высокопородные кони высотой в 156-160 см. с тонкими ногами, маленькой головой на длинной изогнутой шее и подобранным крупом. Кони элитной породы предназначались для колесничной запряжки и составляли славу их хозяев. Именно они были предками современных ахалтекинцев. Племена Казахстана, Южной и Западной Сибири, Южного Приуралья в конце III тысячелетия освоили плавку меди, золота и серебра. К первой четверти и особенно середине II тысячелетия до нашей эры металлургия цветных металлов и металлообработка достигли высокого развития. Появляются целые поселки, жители которых занимались преимущественно получением бронзы: Атасу, Мыржик, Акмая, Милыкудук, Соркудук и другие. Следы бронзолитейного дела и металлообработки в период развитой бронзы встречаются почти во всех поселениях Казахстана.

Наряду с металлургами, среди жителей поселений появились специалисты по гончарному делу, мастера-косторезы, ювелиры. Иногда они занимали отдельные помещения. На поселении Атасу был открыт «дом гончара», где в отдельных ямах найдены отсортированная жёлтая глина, чистый песок, большое количество каменных и костяных лощил - инструментов для сглаживания и полировки поверхности сосудов, гладких и гребенчатых костяных штампов для нанесения узоров -подставок для сушки и обжига керамических изделий и др.

Подвижный образ жизни, связанный со скотоводством и товарообменом, тяжелый труд металлургов и рудокопов, обработка камней, строительство, охрана накопленных богатств и границ территории родов и племён требовали мужского труда, что способствовало усилению роли мужчин в обществе. Постепенно матриархат сменяется патриархатом.

В произведениях искусства четче проявляются признаки верований: культ солнца, огня, тотемизм. В поселках и на территориях родовых кладбищ сооружались отдельные жертвенные конструкции. В честь тотемных животных - барана, коня, двугорбого верблюда, медведя - ставились каменные стилизованные скульптуры. Миропонимание древних людей нашло отражение и в орнаменте на глиняных сосудах и др. изделиях.

Среди памятников искусства, содержащих историческую информацию о мировоззрениях, особое место занимают наскальные рисунки - петроглифы. На валуны, горизонтальные и вертикальные плоскости скал наносились образы тотемных животных - коня, барана, козла, оленей и др.; сцены повседневного быта - загонная охота, вспашка земли, изображение жилища и мифологические представления - колесницы, солнцеликие существа, ритуальные танцы, люди в масках и т.д. И само ущелье, где выбивались петроглифы, являлось святилищем, где систематически проводились сезонные культовые обряды.

Изучение физического облика населения андроновской культуры доказывает, что в эпоху бронзы здесь жили племена с явно выраженными европеоидными чертами. О том, как выглядели андроновцы, писал известный антрополог - академик В. П. Алексеев: «Андроновцы, конечно, европеоиды, и характерные черты у них доведены до полного выражения, в какой-то мере, может быть, даже на наш современный взгляд, до утрировки - ведь кажутся нам резкими черты лица кавказцев, а все за счет того же очень полного и четкого выражения классического европеоидного типа. Андроновцы были очень носаты, а лица их, почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Но они были еще более широколицы, чем афанасьевцы, а на лбу, над глазами вздувалось еще более мощное и сильное надбровье. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида... Их нужно рассматривать как последний рецидив, последний отголосок мощного передвижения европеоидов на восток, одной большой миграции или цепи миграций, за которыми последовало как будто бы проникновение отдельных элементов андроновской культуры на юг, переселение древнеиранских племен, появление Ариев в Индии, одним словом, целый калейдоскоп событий, важных и неважных, встряхнувших древний Восток».

Центральные, северные и восточные районы Казахстана занимало население, которое относится к так называемому андроновскому варианту протоевропейской расы.

Население западных и юго-восточных районов Казахстана относилось к средиземноморскому варианту европеоидной расы. Они имели долихохранный (длинноголовый) тип черепа и более вытянутую форму лица.

Население средиземноморского облика охватывало юго-восточные степи Европы и южную часть Средней Азии. Прямые контакты и взаимопроникновение обоих расовых типов в пограничных областях и их распространение явилось причиной смешанного антропологического состава древнеказахстанских племен западных и юго-восточных районов.

Таким образом, палеоантропологические данные позволяют заключить, что антропологический состав древнеказахстанских племен эпохи бронзы складывался главным образом из двух европеоидных расовых типов - андроновского и восточно-средиземноморского, которые на протяжении II тысячелетия до н.э. определяли физическое строение племен таких соседних регионов, как Южная Сибирь, Алтай, Поволжье, Южное Приаралье, Средняя Азия.

Одним из сложных и дискуссионных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них, андроновцы принадлежали к финно-угорской этнической группе.

Некоторые лингвисты, историки и археологи придерживаются гипотезы об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших письменных памятников индоиранцев - Авеста, Ригведа, Атхарваведа, Ддржурведа, Шатапатха и др. данных топонимики и ономастики, археологических материалов. По их мнению, памятниками индоиранцев являются поселения и могильники алакульской линии.

В последние годы среди языковедов, тюркологов, этнографов, историков появился ряд фундаментальных исследований, посвященных древним корням одного из многочисленных народов на земле - тюркского, или тюркоязычного. В них на основе лингвистики, топонимики, ономастики, фольклора, этнографических и археологических материалов прослеживаются все этапы развития тюркских народов. По их данным, древние предки тюрков появились не позже неолитического периода и населяли широкую степную и лесостепную полосу Евразии – от Минусинской котловины на востоке, до Карпат на западе. Раньше большинство ученых считали, что прародиной всех тюрков был Алтай. В настоящее время растет число сторонников Ю.Немета, А.Зайончковского и М.Ширалиева, считавших прародиной тюрков Волго-Уральский регион. Ими было высказано предположение, что, возникнув в конце IV тысячелетия до н.э. в Волго-Уралье в качестве древнеямной культуры, в течение 500-600 лет тюрки распространились на огромную территорию от Забайкалья до Дуная, от Урала до Шумера, Сирии и современной Турции.

Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII - VIII вв. до н.э.).

Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо - земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.

Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.

Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм – баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.

Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо- западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо - Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII - XVI вв. до н.э.

Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

С изменением климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства - полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.

Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо - скотоводческая андроновская культура Х-VIIIвв. до н.э. сменяется скотоводческой Бегазы-Дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств. Многочисленные памятники данной культуры найдены на степных просторах между реками Атасу и Иртыш (Аксу-Аюлы-2, Ортау-2, Байбала-2, Бесоба, Бугылы-3 и др.).

Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства – собирательства и охоты, к производящим – земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы "ландшафт - общество". Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально- магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины.

С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа – воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев.

Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства – кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.

Таким образом, племена, заселявшие территорию Казахстана в эпоху бронзы, характеризуются разнообразием культур. Кроме названной андро­новской, как было уже сказано, имели место и распространялись Алакульская, Бегазы-Дандыбаевская, Отрар-Каратауская и другие культуры.

На смену им приходит достаточно однородная в своих основных чертах яркая культура сакских племен эпохи раннего железа. Наибо­лее известными памятниками саков в Казахстане и на прилегающей территории являются Аржан, памятники тасмолинской культуры, пазырыкские курганы Алтая, Бесшатырские пирамида и курганы Иссыка в Семиречье, Чиликтинские захоронения Тарбагатая, по­гребальные комплексы Уйгарана и Тегискена в Южном Казахста­не, памятники Приаралъя и другие. В основе физического облика сакских племен лежал андроновский антропологический тип, подвергшийся в результате метизационных процессов некоторой монголизации.

Известные антропологи О.Исмагулов и К.Сихымбаева на основе изучения антропологических данных с древнейших времен до наших дней, имеющихся в различных регионах Казахстана, пришли к следующему выводу:

1. Антропологический облик современного казахского народа берет свое начало от внешности андроновских племен бронзового века (европеоидная раса).

2. Монголоидная раса начала широко распространяться с раннего средневековья, то есть со времен Тюркского каганата.

3. Современный антропологический вид человека формировался в позднее средневековье...

Это свидетельствует о том, что и во времена тюркской эпохи в Казахстане преобладала европеоидная раса.

Ученые на основе сравнительного анализа древних и современных антропологических типов Казахстана пришли к выводу о том, что генетическая связь между ними непрерывно продолжалась в течение трех тысяч лет. Это свидетельствует о том, что южносибирская или туранская раса, в состав которой входит казахский народ является автохтонной.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на территории Казахстана к середине 2 тысячелетия до н.э. местные племена освоили изготовление различных предметов и орудий труда из бронзы. В хозяйственой деятельности люди стали переходить к более прогрессивному для того периода к кочевому скотоводству. Общинная форма собственности постепенно была вытеснена семейной собственностью, которая заложила основу для перехода к господству частной собственности на средства производства. Андроновская культура на территории Казахстана будет уступать свою роль более прогрессивной – Бегазы-Дандыбаевской культуре. На основе трансформации родо-племенных социальных структур здесь сформируются союзы племен, которые постепенно превратятся в ранние государственные образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.