Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ушаковский хор




Раздельное обучение. Особенности работы с мальчиками и девочками.

Участие в богослужении

Учащиеся 8-9-ых классов имеют клиросную практику - один раз в неделю поют на одном из вечерних богослужений (девочки отдельно от мальчиков). Несет клиросное послушание и хор юношей – ребята поют каждое воскресенье на вечерней службе. Все хоровые коллективы школы раз в месяц обязательно поют за Божественной литургией и причащаются.

Старшие хоры поют антифонно со взрослым клиросом, младшие и средние хоры в составе взрослого клироса поют всю Литургию верхним голосом. Это очень хорошо для малышей, потому что всю службу они заняты, нет возможности скучать, отвлекаться и отвлекать других.

В остальные дни ученики Детской церковной музыкальной школы могут петь во взрослом хоре, который состоит из учителей и выпускников или, если таких детей набирается много, они поют со взрослым хором антифонно.

 

Как уже говорилось выше, обучение в нашей школе раздельное. Пришли мы к этому не сразу. Когда первые наши дети вступили в подростковый возраст, начались большие сложности:

- во-первых, с дисциплиной;

- во-вторых, снизилась заметно работоспособность (как следствие отсутствия дисциплины).

Постепенно мы приняли решение о раздельном обучении (не зря так было до революции) и с 2000 г. в школе появились хоры мальчиков и хоры девочек. Хотя на богослужениях бывают и сводные хоры.

 

Всем, кто хоть немного сталкивался с детским хоровым пением, известно, что в детских хорах обычно очень много девочек и совсем мало мальчиков. Это связано с тем, что девочки развиваются быстрее, быстрее усваивают материал и невольно как бы подавляют мальчиков.

Разделив хоры, мы столкнулись с тем, что принципы работы с ними во многом разные. Разная энергетика, отсюда разная отдача на уроке, разный темп урока, разный репертуар, разная утомляемость, по разному усваивается материал. У девочек почти не бывает таких проблем, как гиперактивность, синдром дефицита внимания. У мальчиков очень многие подвержены этому и с каждым годом все чаще. Конечно, нужен разный репертуар.

Кстати, нежелательно педагогу после занятий с мальчиками идти на занятия к девочкам. Покажется, что девочки очень вялые. Лучше наоборот. В связи с этим расписание строим так: сначала хор девочек, потом хор мальчиков и потом хор юношей.

Каждый хор имеет свои особенности в работе.

 

Мальчики Девочки
Быстрый темп работы. Нельзя делать никаких пауз во время занятий. Все замечания должны быть краткими и четкими. Не нужно вступать с ними в диалог. Умеренный темп работы. Возможен диалог и обсуждение ошибок.
Для мальчиков во время репетиции нужна быстрая смена произведений. Дотошная детальная работа возможна, если облечь ее в образные формы, желательно военной направленности и добавить элемент соревнования. Девочки готовы к любой, в том числе и детальной работе, но не очень любят соревновательные моменты, больше откликаются на «душевность» педагога.
 
Мальчики учат все скачками, то топчемся на одном месте и никак не получается, то вдруг раз – и все выучено. Девочки усваивают материал постепенно.
Мальчики не сразу включаются в работу. Самый пик плодотворной работы – это середина репетиции и ее конец. Девочки сразу же входят в рабочее состояние, но к концу репетиции устают и работа идет на спад.
 
При утомлении продуктивность работы у мальчиков сводится к нулю. Потому что они не могут удержать внимание, все время отвлекаются. Даже утомляясь, девочки продолжают работать, хотя идет эмоциональный спад и лучше предложить разбор нового произведения, а не работу над образом.
У мальчиков очень энергичный, активный звук, легче добиться дыхания и опоры, но часто форсируют и это большая сложность. У девочек вялый звук, очень трудно добиться энергичной подачи звука и правильного дыхания
 
Быстро все забывают. Концерт прошел и через две недели все слова забыли. Девочки, напротив, долго помнят выученный репертуар.
Мальчики любят военные песни, или что-то по характеру боевое, героическое; но очень любят и богослужебное пение Девочки любят более задушевные, лиричные произведения.
На концерте обычно умеют собраться А девочки обычно теряются.

 

Когда мы объединили мальчиков в один хор, они стали неузнаваемы, потому что в смешанном хоре их было значительно меньше, они как бы терялись среди девочек, выглядели вполне забитыми и уровень отдачи был как у девочек, даже ниже. Отделившись в хор мальчиков, они ощутили себя силой, девочки их не подавляют. Мальчишки радовались больше всех, что разъединили хоры.

Со стороны девочек было недовольство, причиной которому была большая ревность. Прямо это, конечно, не говорилось, но высказывались упрёки в мой адрес, что я теперь больше люблю мальчиков и юношей. Сейчас эта ревность давно угасла, всё забылось, девочки привыкли к разделению хоров и такое положение вещей идет всем на пользу.

Конечно, все мы знаем, что девочки более организованы, кстати, юноши (начиная с 15 лет) тоже, но мальчики…Они всё забывают, всё теряют, ничего не помнят. Например, поменялось расписание, объявляешь девочкам: "Девчонки, следующее занятие в пятницу в 17.00. Запомнили? - Запомнили". И я знаю, что 99% действительно запомнили. Скажешь то же самое мальчикам, в следующий раз увидишь на хоре 2 человека. Приходится, сделав объявление, говорить: "Повтори, когда у тебя следующее занятие?". Так заставляешь ответить половину хора, и всегда найдутся такие, которые не знают, (то есть, не услышали, были заняты своими мыслями) или что-нибудь перепутали.

По-разному складываются отношения с родителями девочек и мальчиков.

Родители девочек чаще всего жалуются, что их дети перегружены, им некогда погулять, они не успевают делать уроки, помогать по дому, поэтому надо сократить какие-нибудь занятия и т.д.

Родители мальчиков наоборот, спрашивают нельзя ли чем-нибудь еще занять их ребёнка, лишь бы он меньше времени имел свободного. И это всем знакомо, что девочки, придя из школы домой, сидят часами за уроками, ходят на дополнительные занятия, а их одноклассники мальчишки в это время гоняют в футбол, не думая об уроках.

Интересно, что девочки не успевают прийти на хор в 16.30, например, а их ровесники-мальчишки (и даже одноклассники) успевают.

 

Чтобы поддержать в мальчиках интерес к воскресной школе, был создан Ушаковский хор со своим уставом, настоящей морской формой, вступительным экзаменом и торжественным актом приема для новичков. У ушаковцев помимо всех музыкальных и церковных дисциплин появились морское дело и строевая подготовка. Хор имеет двух небесных покровителей, в честь которых он и назван – святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала Российского флота, и его дяди преподобного Феодора Санаксарского, тоже Ушакова.

Такое название коллектива наложило определенный отпечаток и на хоровые занятия.Они начинаются с построения, сдачи рапорта старшиной хора руководителю, что уже подтягивает мальчишек. На занятия ребята приходят в рабочей повседневной морской форме. После построения – молитва. Поем не только Царю Небесный, но и обязательно тропари небесным покровителям хора, тропари храма, тропарь свт. Николаю – покровителю всем в море плавающим. А дальше по обстоятельствам добавляются и другие тропари, они могут меняться на каждом уроке (празднику, о болящих, Великим постом прибавляем молитву Ефрема Сирина).

Конечно в разговорах с мальчишками или объяснениях того или иного приема стараемся придерживаться военной тематики, образности. Существуют и дисциплинарные наказания – выговоры в приказе, лишение формы на определенное время.

Во всех рождественских и пасхальных праздниках, театральных постановках, всегда стараемся подобрать соответствующую для ребят тематику.

Или это русские воины (в постановке «Дмитрий Донской») ну и татары соответственно, солдаты в «Василии Теркине», оловянные солдатики или матросы сказочного корабля и пр. в Рождественских елках.

Очень нам помогли первое время нашего существования поездки на Северный флот, где ребята жили на настоящих кораблях, подчинялись распорядку дня на корабле. Они участвовали в утренних и вечерних построениях, давали концерты на кораблях и участвовали в занятиях. Сейчас такой возможности, к сожалению уже нет, о чем мы очень жалеем.

Но есть другие паломнические поездки, палаточные семейные лагеря, которые мальчишки очень любят, и которые приносят несомненную пользу всему коллективу. В таких семейных лагерях мы обязательно участвуем в богослужениях, у ребят есть хоровые занятия, послушания по обеспечению жизнедеятельности в лагере, послушания в монастыре или в храме, в зависимости от того, куда мы едем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.