КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологический подход к религии и атеизму в 1920-1950-б годы
Состояние отечественной социологии религии в советские десятилетия было напрямую связано с общей стратегией решения религиозного вопроса. Востребованность и предназначение социологических знаний определялись за пределами научной сферы. Новая политическая обстановка требовала подчинить социологическое изучение религиозности курсу руководящих партийных инстанций на искоренение религии и развитие массового атеизма. Это повлекло за собой перемену статуса социологических исследований: из академической научной деятельности они превращались в одну из составляющих теории и практики антирелигиозной работы. На такой «мутации», безусловно, сказалось общее отношение к социологии в идеологической атмосфере послереволюционных лет. После того как страна вынужденно осталась без многих ученых высокого уровня, так или иначе причастных к социологии, существование этой науки инерционно еще продолжалось. Однако содержание социологии теперь определялось ее встроенностью в официально предписанную метатеорию общества — исторический материализм. «Истматовские» понятия и схемы заменяли теоретико-методологический аппарат, выработанный мировой и российской социологической мыслью; из немарксистского наследия удерживались только труды и взгляды революционно-демократического и антибуржуазного характера. Период от изгнания из страны в 1922 г. наиболее яркой части интеллектуальной оппозиции (в том числе П. А. Сорокина и ряда других социологов) до развертывания с 1932 г. так называемой «пятилетки безбожия» стал в советской истории и временем, когда социологиче-
ский подход к религии приобрел подчеркнуто антирелигиозную тональность. 1. В начале этого периода монополия советского марксизма на обществознание еще не обрела окончательную жесткую структуру. Какое-то время были возможны и шли дискуссии: о различении марксистской и немарксистской социологии, об историческом материализме как социологии и допустимости специальных социологических теорий, о методологии эмпирического изучения социальных процессов и проч. Но в эти же годы усиливается надзор за общественными науками. Теоретическое творчество в их области стало делом рискованным. С середины 1920-х годов открытых теоретических оппонентов марксистской социологии в стране уже почти не осталось, и все обсуждения велись на «внутреннем фронте» (часто балансируя на грани репрессивных кампаний). Больше простора сохранялось у эмпирических социологических исследований: «...новая власть нуждалась в информации... как об успехах революционных преобразований, так и о резервах терпения и выживания в разных слоях населения».1 1.1. Для социологии религии все это имело отрицательные последствия. Еще не успев толком прорасти в поле общей социологии, она сразу же подверглась трансформации, со сменой языка выражения и, что самое важное, целевой направленности. Исследовательские задачи приобрели крайне политизированный характер. Собственное теоретическое развитие социологического подхода к религии оказалось остановленным в силу поглощения социологии историческим материализмом. В свою очередь, среди представителей марксистской мысли набор специалистов, хоть как-то пригодных для аналитической работы с материалом религии, был крайне скуден. Образцом тогдашнего марксистского теоретизирования, в рамках которого формулировались характеристики социальной природы и функций религии, до определенного времени оставалась работа Николая Ивановича Бухарина (1888-1938) «Теория исторического материализма» (выдержала 9 изданий, снята с преподавания в 1929 г.).2 Утверждая, что основанием общественного бытия является процесс труда, автор связывал духовную жизнь людей с их местом в этом процессе. Из различия в социально-экономическом статусе индивидов выводился и состав мировоззрения. Феномены общественного сознания, полагал Бухарин, нельзя изучать безотносительно к классовым отношениям. Признавая некоторую автономность духовной культуры, он все же настаивал на определяющей роли в ее развитии материального строя жизни. Религия как форма общественного сознания рассматривалась в качестве отражения антагонистических отношений, рождающихся в базисной структуре общества. Она закрепляет в человеческом
сознании фантастические образы явлений, от которых люди зависят и не находят способа преодолеть это состояние. Коммунистическое переустройство, устраняя социальные антагонизмы, лишает религию ее глубинных основ и ведет к отмиранию. В свою очередь, вытеснение религии раскрепощает сознание и способствует более активному участию в построении нового общества. 1.2. В переложении на язык политической практики подобные установки теории предельно упрощались и, в лишенном «нюансов» виде, могли звучать как целеуказание. «Борьба против религии — это борьба за социализм», — под таким лозунгом формировалась в 1924 г. «добровольная общественная организация» Общество друзей газеты «Безбожник» (учрежденной в декабре 1922 г.), ставившая своей целью «идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях». В 1925 г. она разрастается в Союз безбожников СССР, который с 1929 г. именуется еще ближе к назначению — Союз воинствующих безбожников СССР (СВБ). Численность этого Союза в 1926 г. составляла 87 тыс. человек, в 1929 — 465 тыс., в 1930 — уже 3,5 млн, а в 1932 г. в его рядах насчитывалось свыше 5 млн человек.3 Организация движения «безбожников» стала претворением в жизнь перехода к систематической антирелигиозной деятельности в масштабах всей страны как к одному из «действительных средств расширения партийного влияния на широкие массы трудящихся». Так было намечено в апреле 1923 г. резолюцией XII съезда РКП(б) «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды».4 Общую линию в этом направлении определила Программа РКП(б) в марте 1919 г. Пункт 13 данного документа требовал стремиться «к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды». В условиях Гражданской войны и иностранной интервенции, когда идеологическое противостояние выражалось в открытом столкновении враждующих сторон, знание настроений в религиозной среде имело непосредственное практическое значение — оно требовалось для выявления противников и сторонников советской власти. Радикальность методов борьбы «за новый мир» сплошь и рядом перекрывала декларации о терпимости и взвешенном отношении к приверженцам религии, что вызывало активное противодействие с их стороны. Поэтому Программа напоминала о необходимости «заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».5 1.3. За политическими указаниями следовали конкретные задачи. В 1921 г. Пленум ЦК РКП(б) принимает Постановление «По вопросу о нарушениях пункта 13 Программы и о постановке антирелигиозной пропаганды». В нем констатируются низкая организация и слабое со-
держание проводимой работы среди верующих, даются директивы к ее совершенствованию. Здесь, собственно, и появляется установка на использование средств и процедур социологического характера для получения более точной информации о религиозной ситуации в стране. С этой целью в пункте 11 предписывалось: «Внимательно изучить все изменения, какие происходят в широких крестьянских и рабочих массах в их отношении к религии, изучить в каждой отдельной местности преобладающий классовый состав отдельных сектантских групп, изучить их идеологию; знакомиться с содержанием религиозной проповеди, которая ведется различными ре-лигиозными группами среди крестьянских и рабочих масс».6 Особое упоминание религиозного сектантства было не случайным. Эта среда еще в досоветское время рассматривалась партийными кругами как носитель созвучных идеям социализма хозяйственных отношений и «зачатков коммунистического взгляда»; ее положение гонимой со стороны господствовавшей государственной церкви использовалось РСДРП в тактических целях революционного движения.7 После 1917 г. в пролетарских слоях религиозного сектантства большевики видели союзника против «монархической реставрации» и «церковной контрреволюции». На начальном этапе социалистического развития страны трудовые традиции сектантов вписывались в нормы утверждавшегося общественного строя, поощрялось их стремление к коллективным формам ведения хозяйства. В 1922 г. «Директивы ЦК РКП(б) советским и партийным органам по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще» требовали: «Там, где деятельность таких групп не носит враждебного Советской власти характера, всячески воздерживаться от какого бы то ни было стеснения их хозяйственной деятельности в рамках существующих законоположений». При этом вновь предлагалось «внимательно изучить существующие в настоящее время группировки сектантских и всякого рода религиозных организаций как со стороны их социального состава, так и со стороны их деятельности».8 Решения XII съезда РКП(б) придали действиям «по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс» последовательный и систематизированный характер. Однако скорого преодоления глубинной укорененности народно-бытовых элементов религии в сознании и поведении трудящихся в то время еще не ожидалось. Из такого понимания появилась дополнительная установка, выраженная в одной из резолюций прошедшего в мае 1924 г. XIII съезда РКП(б): «Особо внимательно необходимо следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего, победа над которым может быть достигнута только очень длитель-
ной, на годы и десятки лет рассчитанной работой просвещения».9 В связи с этим сразу же возникла проблема исполнительских кадров, их теоретической подготовки в вопросах религии и атеизма, наличия реальных представлений о религиозности населения страны. 2. Нехватка научной основательности восполнялась по-разному. Одним из путей стал массовый выпуск литературы о религии. В 1922 г. было образовано научное общество «Атеист», развернувшее обширную издательскую деятельность: за 1922-1929 гг. оно выпустило книги 270 названий общим тиражом 24 млн экземпляров; а в одном только 1930 г. объем выпускаемых изданий достиг 418 названий с тиражом 20,5 млн экземпляров.10 На рубеже 1920-1930-х годов все издательства страны миллионами экземпляров выпускают антирелигиозную литературу разного свойства. На этой волне публикуются и некоторые серьезные труды зарубежных исследователей. «Золотая ветвь» Д. Фрэзера, например, переиздавалась дважды (в 1928 и 1931 г.); в 1930 г. под общим названием «Первобытное мышление» были опубликованы работы Л. Леви-Брюля «Мыслительные функции в низших обществах» и «Мышление примитивов»; журнал «Атеист» в 1928 г. поместил сокращенный перевод труда М. Вебера «Хозяйственная этика мировых религий»; в 1932 г. увидел свет сборник научных переводов иностранных авторов с большой статьей профессора социологии Страсбургского университета М. Хальбвакса «Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму».11 Появились и работы советских ученых (Н. М. Маторин, Н. М. Никольский и др.), при всей их идеологической ангажированности несущие полезную социологическую информацию.12 Но все это оставалось малозаметным на фоне книг и брошюр агитационно-пропагандистского звучания, достоинство которых еще летом 1926 г. не кто иной, как И.В.Сталин, распоряжаясь по поводу комплектации своей библиотеки, оценил словами «антирелигиозная макулатура».13 Другим путем «интеллектуального насыщения» антирелигиозной пропаганды стало создание специализированных кафедр и отделений по изучению религии и атеизма: после 1928 г. они появились в Коммунистической академии, Институте красной профессуры, Московском университете, некоторых других вузах страны. Историко-лингвистический институт на базе Ленинградского университета (позднее ЛИФЛИ — Институт истории, философии, лингвистики и литературы) имел в своей структуре антирелигиозное отделение, студенты которого изучали такие предметы, как «История теорий религии», «Современное состояние религиозных верований», «Бытовое православие» и т. п. Преподававшие на отделении ученые составили подробное практическое руководство по сбору материалов о народно-православных
традициях в повседневном быту населения.14 В 1930 г. на этом отделении появилась специализация «История религии и атеизма»; год спустя отделение было упразднено, но соответствующие кафедры продолжили свою работу до 1935 г. В Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) несколько лет действовала секция по изучению религиозных верований народов СССР. Эти и некоторые другие учреждения в системе АН СССР организовывали научные экспедиции, которые носили преимущественно этнографический характер, но также исследовали и религиозную составляющую народной жизни. Часть из полученных результатов была опубликована в 1931 г. в двух томах сборника этнографических материалов «Религиозные верования народов СССР» (под редакцией этнографа и историка религии В. К. Никольского),15 Однако уже в середине 1930-х годов многие ученые, преподаватели и студенты повсеместно подверглись репрессиям, учебные подразделения и академические организации были закрыты, полевые исследования прекратились. Свою лепту в обеспечение «решения религиозного вопроса» обязывались вносить также музейные учреждения. К 1933 г. общее число антирелигиозных музеев и отделений при музеях разного профиля достигло 80; часть из них по мере возможности вела и научно-исследовательскую работу (как, например, Секция по изучению религиозных верований народов СССР при Музее истории религии в Ленинграде).16 Вся разветвленная сеть научных, образовательных, издательских, музейных и прочих учреждений функционировала, разумеется, в соответствии с руководящими партийными директивами. Насколько сложно в данной обстановке было сохранять, хотя бы отчасти, объективное отношение к религиозной проблематике, можно судить по «разоблачениям» 1930-х годов тех немногих, кто еще пытался это делать. На одном из Всероссийских совещаний органов Наркомата просвещения прозвучало, к примеру, такое: «... в Ленинградской области долгое время в рядах Союза воинствующих безбожников орудовали враги народа. Они поучали, что сначала надо изучить религиозные организации, исследовать, что представляет из себя, например, местное сектантство, а потом уже с ними бороться. Это был метод вредительства. Пока безбожники занимались изучением, попы и сектантские вожаки орудовали и осуществляли свои темные дела».17 Таким, образом,, исследовательская работа в области религиозной жизни советского общества становилась опасным, занятием,. Серьезные научно-теоретические труды по этой тематике были невозможны, даже если они касались только этнографического или фольклорного материала. 3. Допускались лишь прикладные исследования. Ассоции-
рованность со статистикой делала их менее подозрительными, нежели теоретические разработки. Главным занятием в сложившихся условиях становятся «замеры» уровня религиозности населения и степени влияния религиозных традиций на образ жизни разных слоев общества, что требовалось для проведения более эффективной деятельности по развитию массового атеизма. Такая задача ставилась основными потребителями социологической информации — руководящими политическими кругами советского государства. 3.1. Ответить на поставленный запрос были призваны организации, прямо или косвенно имевшие дело с религиозной стороной жизни советских людей. Прежде всего это были партийные комитеты всех уровней. Их сообщения о динамике религиозного состава населения в условиях происходивших преобразований и идеологического воздействия, начиная с 1924 г., централизованно сосредотачивались в Агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП(б), где осуществлялся документальный и статистический анализ состояния религиозности по регионам страны. Позднее решением ЦК ВКП(б) в парткомах создаются секторы и отделы партийной информации, в круг обязанностей которых входит регулярный сбор данных о религиозной ситуации (добытых собственными силами аппарата, полученных от активистов и проч.). Другой структурой, поставлявшей, как правило, закрытые све-дения о положении религии в СССР, были органы внутренних дел и государственной безопасности. Они вели свой учет, включали оперативные донесения о настроениях и высказываниях по поводу ситуации с религией в обобщающие, разных степеней секретности, обзоры политического положения в стране. Более доступной была информация, собираемая Центральным статистическим управлением СССР, статистическими отделами при наркоматах и ведомствах, — о количестве храмов, их религиозном или ином использовании, о числе служителей культа и т. п. Однако эта всеохватывающая практика давала, в лучшем случае, лишь приблизительные статистические показатели. Необходимость объективного знания религиозной ситуации соперничала у партийно-государственного аппарата с побуждением подгонять реальность под идеологические установки и декларировать постоянные успехи. Такое могло происходить и по доктринерским, и по карьерным соображениям, и просто от некомпетентности. Качественный анализ в обзорах и справках трудно назвать адекватным, поскольку над составителями постоянно тяготела доминанта «преодоления религии». Тем не менее потребность в достоверной информации периодически возникала, особенно — когда становилась очевидной неэффективность проводимой политики. Тогда вновь речь заходила о более грамотном подхо-
де к вопросам религии, использовании научных средств и методов ее изучения. 3.2. По инициативе ЦК ВКП(б) в 1926 г. было проведено партийное совещание по антирелигиозной пропаганде, к работе которого привлекались представители научных организаций обществоведческого и гуманитарного профиля. Из опубликованных тезисов совещания следовало, что «отход трудовых человеческих масс... от религии становится фактом не столько в результате безбожной пропаганды, сколько в меру укрепления и развития социалистических элементов нашего хозяйства». Далее подчеркивалось, что «антирелигиозная пропаганда должна строиться на точном учете и научном марксистском понимании всех особенностей переживаемого момента, на фоне которых возможны такие противоположные явления, как рост безбожия и усиление религиозности».18 Совещанию предшествовал массовый опрос, проведенный в нескольких губерниях уполномоченными местных организаций Союза безбожников. Объектом изучения было избрано христианское сектантство — выяснялись политические позиции, культурные интересы и хозяйственная деятельность сектантских общин. Для опрашивавших была разработана специальная инструкция, которая требовала установить, в частности, существует ли зависимость между религиозными взглядами сектантов и их зажиточностью, грамотностью, хозяйственными приемами. Характерно, что секты не рассматривались как особый тип религиозного сообщества, отличающийся от церкви.19 Результаты опроса показали значительный рост христианского сектантства в 1920-е годы, высокую трудовую активность его последователей. Об итогах данного исследования подробно писал один из его руководителей Федор Максимович Путинцев (1899-1947); им же на основе проделанной работы были составлены инструкции «по собиранию сведений о сектах».20 Партийное совещание определило цели для учреждений, специально назначенных к изучению религиозной ситуации. Ведущую роль здесь в конце 1920-х годов играл Центральный совет СВБ СССР, научно-исследовательский отдел которого совместно с рядом академических и вузовских организаций провел несколько экспедиций в разные районы страны (Магнитогорск, Днепрострой, Центральная черноземная область), чтобы выяснить «состояние религиозного и антирелигиозного движений». В Институте философии Комакадемии на правах антирелигиозной секции работала Комиссия по истории религии, регулярно проводившая полевые исследования, в том числе в Татарии, Белозерском, Волжско-Камском и Нижне-Кам-ском краях. Всеми этими учреждениями до начала 1930-х годов было осуществлено более 100 социологических и этнографических обследо-
ваний влияния религии на население.21 Полученный опыт исследовательской работы был рассмотрен на Всесоюзных антирелигиозных совещаниях в декабре 1930 и в июне 1934 г. В резолюции первого из них отмечалось, что «только на основе фактического конкретного материала можно будет разрешить вопрос об источниках веры и религии в СССР».22 Наиболее распространенными методами для получения «конкретного материала» в эмпирических исследованиях 1920-1930-х годов были описательные — анкетные опросы и разные формы статистического наблюдения. Поскольку прямая постановка вопросов об отношении к религии не всегда встречалась респондентами положительно, эта тема могла присутствовать и косвенно — при изучении условий жизни и быта, бюджетов времени, культурных потребностей, круга чтения и проч. Так или иначе, но фактография накапливалась обширная (особенно, если учесть увлечение в 1920-е годы масштабными обследованиями, охватывавшими большие территории и людские массивы). 3.3. Обобщение результатов, содержащихся в публикациях того периода, дает такую картину: интенсивность совершения обрядов и других религиозных действий за первое советское десятилетие снизилась у населения в возрасте от 16 до 24 лет примерно в 10 раз, в возрасте от 25 до 39 лет — почти в 6 раз и в возрасте свыше 40 лет — более чем в 3 раза. Анализируя эти данные, ленинградский ученый В. Д. Кобецкий еще в 1970-е годы заметил, что достоверность процентных показателей в них «вызывает некоторое сомнение».23 Причина этому — не обязательно только в «натяжках» идеологического свойства. Фактически в обиход советских социологов той поры так и не вошли многие из уже существовавших в мировой науке средств и процедур, повышающих надежность исследования. Тем не менее имеющийся материал по-своему репрезентативен. Он передает уровень знаний о религиозной жизни советского общества, который был доступен и при не вполне совершенном инструментарии. В изучаемых процессах наибольший интерес тогда вызывала динамика «размывания» религиозных и утверждения социалистических ценностей. Исследовалось, в частности, сколько времени трудящиеся тратили на удовлетворение религиозных потребностей в сравнении с учебой, самообразованием, светскими формами досуга. Как было установлено, если в 1922-1923 гг. у мужчин в год уходило на религиозные цели в среднем 119 часов, у женщин —199, то в 1934 г. эти затраты составили соответственно уже только 4 и 15 часов.24 Сокращение доли затрат на религиозную обрядность в бюджетах времени советских людей действительно было очевидным, на него указывали все исследования.25 Решающей причиной таких перемен считались корен-
ные положительные изменения условий жизни, труда и быта советских людей. Вряд ли, однако, эти изменения можно буквально отождествлять со снижением уровня религиозности и делать вывод об уменьшении числа верующих. Даже в столь изолированной от конфессионального влияния структуре, как вооруженные силы, неожиданно обнаруживалось значительное присутствие религиозных настроений. Итоги одного анкетного опроса красноармейцев в 1925 г. показали, что неверующие из них составляли 34%, остальные были отнесены к верующим (42%) и колеблющимся (24%).26 В 1929-1930 гг. ученые Белорусской Академии наук провели обследование уровня религиозности среди населения 20 городов и 225 сел республики. По ответам, полученным в 3086 анкетах, соотношение верующих и неверующих составило 64,6% против 35,4%.27 В 1937 г. официальная статистика давала по Белоруссии уже более «правильную» цифру — 65,4% взрослого населения числились неверующими.28 Стремление выдать желаемое за действительное рождало и явные передержки. Журнал «Воинствующий атеизм» в 1929 г. организовал анкетный опрос рабочих крупных промышленных предприятий Москвы: на дом были разосланы 11 тыс. анкет с просьбой написать об отношении к религии. Возвращено было только 3 тыс. анкет. Из этого числа 88,8% респондентов назвали себя неверующими, 11,2% заявили о своей религиозности. Такой итог можно было бы считать полезным как свидетельство настроений в конкретной группе трудящихся. Однако в январе 1931 г. журнал объявил, на основании проделанного опроса, что почти 90% всех рабочих столицы — неверующие.29 Заметной темой стало исследование отношения к религии подрастающего поколения. Большинство авторов того времени считали, что верующих детей в 1920-е годы было примерно 50%, подростков — 30-40%, а молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет — 20-30% от общего числа молодежи в каждой возрастной категории. Правда, далеко не всегда в должной мере учитывались ситуативные факторы, влияющие на характер самооценки, различия между религиозностью девочек и мальчиков, особенности возрастной психологии.30 Опрос выпускников восьми московских школ в 1927 г. показал, что ни в одной из них доля верующих не была ниже 26,8%, а общее количество заявивших о своей религиозности составило 42%.31 Исследователи отмечали и тенденцию к «реструктуризации» конфессиональных сообществ. Во многих религиозных направлениях проявляются элементы модернизации, рождаются новые организационные формы (например, молодежные союзы «христомол» и «бапсо-мол»). С уменьшением масштабов церковного присутствия и обрядово-
го влияния русского православия происходит оживление сектантства. Сложившиеся в этой среде хозяйственные образования оказались весьма эффективными, по контрасту с внедряемым колхозным строем. Поэтому в антирелигиозных разработках рубежа 1920-1930-х годов теме христианского сектантства, уже в критическо-разоблачительной манере, уделяется повышенное внимание.32 Предпринимались и попытки создания типологических схем для классификации уровня религиозности и атеизма. По словам В. Д. Кобецкого, «в социологической работе 20-30-х годов часто использовались своеобразные «портретные» типологии. В них содержались биографические сведения, производились бытовые зарисовки, давалась характеристика религиозного поведения людей и т.п.».33 Так, в результате обработки анкетного материала об условиях жизни рабочих крупного московского предприятия была собрана информация, позволившая сгруппировать опрошенных по их отношению к религии. Выделялись четыре группы: 1) убежденные верующие; 2) колеблющиеся в своей вере; 3) стихийные атеисты; 4) атеисты по убеждению, обосновывавшие свою позицию научными доводами.34 Другой вариант типологии базировался на выяснении отношения старшеклассников московских школ и их родителей к религии, служителям культа, атеизму и антирелигиозному воспитанию путем комплексного сочетания анкетного опроса учащихся, их аудиторных диспутов, бесед со взрослыми членами семей. Обследуемые могли выбрать по каждому вопросу любой из трех предложенных вариантов ответа: религиозный, антирелигиозный, нейтральный. Сгруппировав полученные ответы, со всеми их оттенками, выявили пять типов отношения к религии и атеизму: 1) активная религиозная позиция; 2) пассивная приверженность к религии; 3) нейтральное отношение к религиозной вере и атеизму; 4) пассивно-антирелигиозное настроение; 5) активно-антирелигиозная 35 позиция. Однако все эти подчас удачные опыты анкетирования, интервью, работы со статистическими и документальными источниками оставались вне систематизированного теоретико-социологического осмысления. Пока было возможно, теоретические пустоты компенсировались совершенствованием методико-технических аспектов исследования: формулировались параметры выборки, критерии репрезентативности и т. п.36 Но сие относилось преимущественно к количественным характеристикам. «Изучение оценок, мнений, предпочтений в этот период—на втором плане или вовсе не проводится».37 Особенность исследований религиозности и атеизма в рассматриваемый период состоит в том, что они строились преимущественно с учетом самооценок респонден-
тов, без применения проверяемых эмпирических критериев достоверности получаемой информации. Как религиозная, так и антирелигиозная ориентации, в основном,, только фиксировались, но их функциональный анализ не проводился. Дело упиралось в отсутствие специальной обобщающей концепции, точнее — в идеологическую нормативность, которая заменяла научно обоснованную социологическую теорию. 4. Преобладающим было стремление продемонстрировать неуклонность отхода советских людей от религии. По оценке Петра Ананьевича Красикова (1870-1939), редактора журналов «Революция и церковь», «Воинствующий атеизм», в первые годы советской власти «порвали с религией» около 10% взрослого населения.38 Характеризуя состояние религиозности в конце 1920-х годов, советские издания39 дают ссылку на наркома просвещения СССР А. В. Луначарского, который, по неким ведомым ему источникам, сообщил на Втором Всесоюзном съезде СВБ в 1930 г., что «в стране 80% верующих против 20% неверующих». В сравнении с объемом затраченных антирелигиозных усилий эти показатели выглядели довольно скромно. Необходима была более впечатляющая статистика. И она прозвучала в докладе «О задачах антирелигиозной пропаганды» (1937) бессменного главы СВБ СССР Емельяна Ярославского (Миней Израилевич Губельман, 1878-1943). Признав сложность процесса разрыва с религией и отсутствие точных данных на сей счет, он заявил, тем не менее, что «даже самые грубые цифры показывают, что у нас в селе в среднем свыше 1/з трудящихся навсегда порвали с религией, а в городе мы имеем, примерно, не менее 2/з порвавших с религией, — среди них миллионы стойких, убежденных безбожников».40 4.1. Базовым материалом для этого заявления послужили специфически «обработанные» итоги Всесоюзной переписи населения 1937 г. По личному решению Сталина в опросный лист тогда внесли отдельным пунктом «Вопрос №5. Религия», предлагавший гражданам указать их отношение к религии и, в положительном случае, назвать свое вероисповедание. Известно, что очень многие (встречается цифра 4,8 млн человек) уклонились от ответов на эти вопросы. Тем не менее 80% опрошенных старше 16 лет такие ответы дали. Верующими признали себя 55,3 млн ответивших, неверующих было насчитано 43,2 млн человек. Среди 30 млн неграмотных взрослых верующих оказалось 84% (25 млн), из 68,5 млн грамотных — 45% (более 30 млн). В мужской части верующими себя назвали 45%, среди женщин — 66%. Верующие были во всех возрастных группах, в основном, от 16 до 49 лет.41 Ни в те годы, ни долгое время в последующем эти цифры напря-
мую не публиковались; в докладе Ем. Ярославского названные результаты переписи присутствуют в виде общего соотношения верующих и атеистов после 20 лет борьбы с «дурманом для народа». Характерно, что партийные и советские руководители предпочитали оперировать статистическими показателями не в конкретном численном, а в процентном или долевом выражении. Произвольность точки отсчета (непонятно, что именно берется за 100% — истинная численность населения страны в 1930-е годы была скрыта) давала возможность манипуляций сведениями и провозглашения любых желаемых выводов. Из процентных данных действительно вырисовывалась картина существенного снижения религиозности. В одной предвоенной публикации утверждалось, что на исходе 1930-х годов верующими признают себя лишь примерно четверть городского и около половины сельского населения СССР.42 Много позже, в 1974 г., советский исследователь совершенно уверенно сообщал, что к 1941 г. 58% сельских жителей порвали с религией.43 Однако даже «лукавые цифры» не могли скрыть, что как минимум половина населения страны в целом, а по отдельным республикам и регионам и больше,44 сохраняла приверженность традиционной религиозной ориентации. 4.2. В начале 1930-х годов проблематика обследований с помощью открытых опросов резко сужается, а к середине этого десятилетия такие опросы фактически прекращаются вовсе. Статистико-социологи-ческая информация тщательно «фильтруется» или полностью убирается из доступных источников (книги, периодика). Владение ею становится привилегией партийно-государственного руководства. Сама ситуация с религией в СССР надолго переходит в регулируемый режим, «замирая» или активизируясь в зависимости от политических приоритетов. Когда это требовалось, религиозные организации «назначались» на роль внутренних врагов или пособников чуждого влияния. В этом представлении религия лишалась самоценности и какой-то иной функциональности, кроме обслуживания классовых интересов. Поэтому случавшиеся проявления религиозной активности среди населения страны обычно относились на счет антисоветской пропаганды, происков классовых противников, других подобных факторов, которые не связывались с глубинными мировоззренческими процессами в социалистическом обществе. При других обстоятельствах могло санкционироваться оживление религиозных институтов. Тогда религия и церковь в СССР предъявлялись мировому сообществу как свидетельство внимательного отношения власти к верующим советским гражданам. Политический прагматизм не позволял безоговорочно зачислять всех носителей религиозно-
го сознания в разряд враждебных элементов. Отсюда возникает пропагандистский ход, вошедший затем и в обществознание: был введен постулат о пережиточном характере религии в условиях социализма. Понятие «религиозные пережитки» снимало вопрос о социальной обусловленности религии в СССР, переводя объяснение ее причин либо в гносеологическую плоскость (неразвитость сознания отдельных людей, живучесть суеверий, недостаточная освоенность научных знаний о мире), либо в «геронтологическую» (наследие «темного» прошлого среди части населения старшего возраста). Задача для научных кадров определялась как пропагандистское «активное участие в де-ле преодоления религиозных пережитков в сознании трудящихся». Социологических исследований такая работа не предусматривала. На этом, собственно, и закрывалась какая бы то ни было перспектива для отечественной социологии религии — она оставалась не только без собственной теории, но даже и без своего предметного поля. Достичь самоопределения ей не удалось. Возникшая еще в дореволюционные времена тенденция религиоведческой мысли к нормативному оцениванию вместо объективного описания в советский период лишь принудительно усугубилась. Пока названные установки господствовали и поддерживались как само собой разумеющиеся, социологический подход к религии не мог развиться в самостоятельное научное направление. 5. В годы Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия вопрос об изучении религиозности населения даже не ставился. Из партийных директив военных лет только в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об организации научно-просветительной пропаганды» от 27 сентября 1944 г. глухо упоминалось о необходимости «дальнейшего... преодоления пережитков бескультурья, суеверий и предрассудков», причем отсутствовало само слово «религия» или производные от него.46 На что действительно обращали внимание органы власти, так это на динамику религиозных организаций, которая существенно активизировалась под воздействием происходивших в тот период потрясений и изменившихся политических приоритетов. Статистический «мониторинг» этой ситуации проводился постоянно усилиями специальных государственных учреждений, правда, далеких от научно-исследовательской работы.47 В 1947 г. образуется Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее — Всесоюзное общество «Знание»), унаследовавшее многие из функций упраздненного Союза воинствующих безбожников СССР. Какой-либо заметной содержательно-
сти в публикациях и осмыслении перемен, происходивших среди религиозной части населения страны, это не прибавило. Все рассуждения формулировались на уровне элементарных приемов научно-просветительной пропаганды, без серьезной аналитики, но зато с априорно заданными выводами о «реакционной сущности», «предрассудочности», «отмирании» и прочих подобных характеристиках религии. Своего рода апофеозом партийно-идеологических упражнений того времени на тему религии в советском обществе стали два Постановления ЦК КПСС, принятых чуть больше года спустя после ухода из жизни «главного распорядителя» судеб религиозных организаций в СССР И.В.Сталина. При всей строгости звучавшей в них риторики, обращает на себя внимание почти курьезная противоположность друг другу этих документов в ряде их ведущих положений. Постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 г. выразило неудовлетворение по поводу запущенности партийного руководства этим «важнейшим участком идеологической работы». Снова зазвучали памятные по делам двадцатилетней давности обороты («церковники и сектанты изыскивают различные приемы для отравления сознания людей религиозным дурманом»). Приводилась и обобщающая картина: «В результате активизации деятельности церкви наблюдается увеличение количества граждан, соблюдающих религиозные праздники и отправляющих религиозные обряды, оживляется паломничество к так называемым "святым местам"». Все это мешает «сознательному и активному участию в строительстве коммунизма». Главная претензия была адресована партийным и советским работникам, среди которых «утвердилось ошибочное мнение, что с ликвидацией в нашей стране классовой базы церкви и пресечением ее контрреволюционной деятельности отпала необходимость в активной атеистической пропаганде, что в ходе коммунистического строительства религиозная идеология стихийно, самотеком изживет себя». Примечательно, что в перечне из 12 пунктов мер «против запущенности антирелигиозной работы» приводится обширный набор форм и средств пропагандистской деятельности (от популярных лекций до издательского дела и учебно-воспитательного процесса), но нет ни одного указания на развертывание научных исследований.48 Выработанные за предыдущие десятилетия представления о судьбе религии в СССР считались подтвержденными и достаточными. О религии все было разъяснено, правильные акценты расставлены, специального изучения уже не требовалось. Оставалось умело применять накопленное, что получалось, однако, не так успешно, если судить по тону документа. Вышедшее несколько месяцев спустя Постановление «Об ошибках
в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г. начинается с контрастного к приведенным выше директивам напоминания о необходимости «избегать всякого оскорбления чувств верующих». Осуждаются «оскорбительные выпады против духовенства и верующих, отправляющих религиозные обряды», необоснованный отказ этим людям в «политическом доверии», административное вмешательство в деятельность религиозных объединений и групп, невежество и безответственность в вопросах атеистической пропаганды. Впервые дежурный тезис о «подрыве социальных корней религии» в СССР открыто сочетается с признанием лояльности «служителей церкви в своем большинстве» к советской власти, объявляется «глупым и вредным» ставить советских граждан под политическое сомнение из-за их религиозных убеждений. Однако по-прежнему даются ставшие ритуальными ссылки на «единственно верное научное мировоззрение — марксизм-ленинизм и его теоретическую основу — диалектический материализм» как средство «освобождения верующих людей из-под влияния религиозных предрассудков».49 При этом отношение к религиозной сфере определяется в понятиях просвещения, пропаганды знаний, образования, «дальнейшего повышения культурного уровня трудящихся» — без какого-либо намека на качественное изучение религиозности, ее оснований и действительного значения в жизненных ориентирах советских людей. Противоречивость упомянутых официальных документов, соприсутствие в них трафаретных обличительных формулировок и вынужденных констатации дисфункциональности привычных подходов отразили назревавшее беспокойство советской политико-идеологической системы перед перспективой ослабления былой монополии на управление духовными процессами в обществе. Но для эффективного «перезапуска» механизмов влияния уже была нужна хотя бы минимальная рефлексия по поводу сложившегося состояния общества и роли религии в нем. Произошедшее в 1930-х годах угасание тех немногих очагов социологического изучения религии, которые еще как-то продолжали инициативы научных исканий предреволюционного периода, стало практически безысходным. Когда во второй половине 1950-х годов начавшаяся «оттепель» открыла возможность возобновления социологической деятельности, оказалось, что в области социологии религии, кроме считанного числа уцелевших носителей прежнего опыта, специалистов не осталось — надо было начинать все заново.
Глава 3
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |