КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды административной деятельности полиции
Виды административной деятельности полиции Понятие административной деятельности полиции и ее основные черты. административная деятельность полиции представляет собой властную правоприменительную деятельность полиции по реализации норм административного права в целях решения задач, возложенных на нее Федеральным законом «О полиции» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Из этого определения следуют следующие признаки административной деятельности полиции: самостоятельность от других видов деятельности; универсальный характер; подзаконный характер; предметный характер; структурированность; организующий характер; возможность использования для решения стоящих перед полицией задач средства принуждения. Характерные черты: Подконтрольность, Государственно-властный характер, Подзаконность, Широкий объем дискреционных полномочий, Организующий характер. Административная деятельность полиции включает в себя несколько ее видов: — наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т.д.; — осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установленных паспортно-визовых правил; — контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений; — обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам. Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции. К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур. Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке. Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции. 40. Принципы административной деятельности полиции. Понятие принципов и их признаки. Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции»[9]. Критерии принципов деятельности полиции следующие: положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым; принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм…»[10]. Система принципов и их классификация. Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности: – общие (конституционные); – специальные: а) организационные; б) тактические. Общие (конституционные) принципы: 1) законности; 2) гуманизма; 3) уважения прав человека и национального равноправия; 4) сочетания гласности и профессиональной тайны; 5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами. Организационные: 1) научность и комплексный подход к решению задач; 2) плановость; 3) сочетание территориального и линейного принципов; 4) единоначалие и коллегиальность; 5) сочетание убеждения и принуждения; 6) профилактическая направленность административной деятельности. Тактические принципы: 1) оперативность; 2) непрерывность и гибкость; 3) комплексность сил и средств; 4) маневренность; 5) наличие резерва сил и средств. Глава 2 Федерального закона «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учётом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, её широких дискреционных полномочий.
41 Понятие и классификация форм административной деятельности полиции. Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции. Функции полиции представляют собой составные части (направления) ее внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются. Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятое управленческое решение). Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм. Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) может быть: регулятивной и правоохранительной – по характеру разрешаемых дел; внутренней (внутриорганизационной) и внешней (внешневластной) – по целенаправленности; словесной (письменной или устной) и конклюдентной – по способу выражения[12]. Первые две классификационные группы отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуществления управленческих решений. А способ выражения характеризует ее формальную сторону, т. е. внешнее проявление управленческой деятельности. Вместе с тем весьма широко в административной деятельности полиции используется устная словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера. Несоблюдение обязательной формы может повлечь признание недействительности или оспоримость действий субъектов. В ряде случаев, законодатель с использованием той или иной формы принятия управленческого решения связывает наступление определенных юридических последствий. Например, Положением о службе в органах внутренних дел установлено, что «поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены устно». При этом «взыскание, наложенное приказом не может быть снято устно», в свою очередь, «дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию», а «устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца С учетом сказанного, в зависимости от юридических последствий формы административной деятельности полиции можно разделить на правовые, иные юридически значимые действия и неправовые. Правовые формы. Правовой формой правоустановительной административной деятельности органов внутренних дел (полиции) является издание нормативных актов управления, правоприменительной – издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт – это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц. Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти. Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов[15]. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России. Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках. Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени. Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов. Положение определяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск. Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации. Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками. Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих). Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
42 Понятие и классификация методов административной деятельности полиции. В науке административного права традиционно под методом государственного управления понимают совокупность способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. В методах выражается содержательная сторона управленческой деятельности, а именно каким образом субъект управленческой деятельности осуществляет воздействие на ее объект. Под методами административной деятельности органов внутренних дел (полиции) понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Следовательно, методы административной деятельности полиции представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники полиции воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей. При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности полиция использует такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение. Названные методы – это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности, в особенности для деятельности полиции.
43 Убеждение и принуждение как основные (универсальные) методы административной деятельности полиции, их соотношение. в сфере внутренних дел для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средства, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих отношений. Выбор методов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений зависит от их места и роли в организации управления социальной действительностью, целей и задач, которые перед ними стоят, а также от правомерности или противоправности их поведения. Традиционно в управленческих отношениях используются методы убеждения и принуждения Каждый из этих методов применяется исходя из складывающейся обстановки, а также той цели, которую ставит перед собой соответствующий правоприменитель. В полицейской деятельности используются методы управления, которые характерны как для деятельности полиции, так и для обеспечения правопорядка Исходя из своей компетенции полиция является, пожалуй, самым универсальным правоохранительным органом, реализующим систему стимулирующих методов, а также целый комплекс методов принуждения, которые при наличии воли государства заставляют физических и юридических лиц соблюдать установленные законом запреты и ограничения. Помимо всего прочего, эти средства обеспечивают защиту и охрану прав и свобод граждан в самых различных сферах их жизнедеятельности. Рассуждая о методе убеждения в деле обеспечения прав и свобод гражданина, необходимо отметить, что это средство в настоящее время несколько недооценивается. Обусловлено это совершением большого количества самых разнообразных противоправных деяний, цинизмом и дерзостью многих из них, а также многими другими обстоятельствами. Это отодвигает на второй план использование рассматриваемого метода в деятельности полиции как средства обеспечения прав и свобод граждан. Все это, конечно, так. Однако бывают самые различные ситуации, особенно складывающиеся в общественных местах, в местах проживания граждан, работы и учебы, несовершеннолетних, где метод убеждения как средство обеспечения правопорядка, а также защиты прав и свобод граждан как никогда востребован и может быть достаточно эффективным. 44 Меры административного принуждения, применяемые полицией, и их классификация. Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся: 1. Требования прекратить противоправные действия (например, полиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции). Такого рода требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия. 2. Задержание. Применяется как средство прекращения правонарушения (например, появления в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), а также для доставления нарушителя в полицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 3. Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций. Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и других правил). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности. Например, приостановление действия лицензии на право ведения фармацевтической деятельности осуществляется лицензирующим органом (органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности) в случае привлечения лицензиата в судебном порядке к административной ответственности «на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». 4. Временное отстранение от работы. Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения. 5. Ликвидация результатов неправомерных действий. Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенного строения. 6. Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства - на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на Государственной границе РФ и другие. Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правовой режим чрезвычайной ситуации или правовой режим контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени). Так, законодательством Российской Федерации при введении чрезвычайного положения, предусмотрено временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; ограничение движения транспортных средств; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных объединений; и т.п. Большинство специалистов по административному праву одной из крайних мер административного пресечения считают применение огнестрельного оружия. В частности, в отношении водителей транспортных средств, игнорирующих требование инспекторов БДД остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку. Отдельные меры административно-процессуального обеспечения, применяемые сотрудниками полиции, такие как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов будет нами более подробно рассмотрены на следующем занятии.
45 Порядок приема и регистрации полицией заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 736 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" 1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации1 заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях2, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением. 2. Порядок включает в себя: 2.1. Прием сообщений о происшествиях - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии. 2.2. Регистрацию сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем. 2.3. Разрешение сообщений о происшествиях - проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения о происшествии должны быть возложены организационно-распорядительными документами начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности3, на конкретных должностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания. 4. Сообщение о происшествии в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на: 4.1. Сообщения о преступлениях4: 4.1.1. Заявление о преступлении. 4.1.2. Явка с повинной. 4.1.3. Рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2. 4.2. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях5, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. 4.3. Иную информацию о происшествиях. 5. Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях6 (приложение N 1) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер. 6. В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях.
46 Назначение и задачи дежурных частей органов внутренних дел. Основные задачи [ - непрерывны й круглосуточный сбор, обработка и передача информации об оперативной обстановке; -прием, регистрация и разрешение в территориальных органах МВД России сообщений (заявлений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;[2] -непрерывное управление силами и средствами ОВД,[3] немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по „горячим следам“; -безотлагательная организация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий; -организация разбирательства с гражданами, доставленными в ОВД;[4] -контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью, обеспечение сохранности служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств и другого вверенного имущества. Дежурные части в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России[7] в пределах своей компетенции осуществляют следующие полномочия: -прием и регистрация (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, осуществление контроля за их разрешением; выдача заявителям на основании личных обращений уведомлений о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; прием и регистрация обращений (жалоб) граждан на правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел, поступающих через «горячую линию МВД России» (телефон доверия)[8] - реагировани е на поступившие в ДЧ заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях с целью незамедлительного прибытия полиции на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия; -незамедлительное направление на места происшествия дежурные следственно-оперативные группы (СОГ), а при необходимости группы немедленного реагирования (ГНР), осуществление контроля за их деятельностью; -предоставление СОГ необходимых сведений из имеющихся в ОВД банков данных информации; -постоянное информирование руководства ОВД о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, взаимообмен информацией о состоянии оперативной обстановки с другими территориальными органами МВД России, заинтересованными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления; -непрерывное управление силами и средствами подразделений ОВД и приданных сил, дежурными нарядами, нарядами задействованными по плану комплексного использования сил и средств (единая дислокация), их инструктаж, незамедлительное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»; -организация действий сил и средств при возникновении чрезвычайных обстоятельств, принятие неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказания содействия в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечения общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;[9] -информирование дежурной части вышестоящего органа внутренних дел о состоянии оперативной обстановки и её изменениях в порядке и сроки установленными МВД России, территориальными органами МВД России на региональном уровне; -разбирательство с лицами, доставленными в ОВД, установление их личности, осуществление иных процессуальный действий возложенных на дежурные части органов внутренних дел Российской Федерации, содержание доставленных в специально предназначенных для этих целей помещениях;
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 26554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |