Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты и задачи. 1.Что такое экология как научная дисциплина?




Введение

1. Что такое экология как научная дисциплина? Дайте краткую характеристику и опишите, что является предметом изучения общей, социальной и прикладной экологии?

2. Что такое загрязнение среды? Дайте характеристику биологическим видам загрязнения?

3. Каким образом осуществляется охрана водных ресурсов в России? Каковы возможности управления экологическими системами?

Заключение

Список используемой литературы


 

Введение

Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».

К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».

Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.

Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.

Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

  • разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
  • исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
  • изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
  • оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
  • разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
  • формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

 

 

1. Что такое экология как научная дисциплина?

В настоящее время экология стала наукой о структуре и функциях природы в целом, наукой о биосфере, наукой, изучающей место человека на нашей планете, наукой о взаимосвязи всего живого между собой и с д среды.

Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986).

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой.

Дайте краткую характеристику и опишите, что является предметом изучения общей, социальной и прикладной экологии?

Традиционной частью экологии является общая экология, изучающая общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологический вид). В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:

1. Аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (вида, особи) с окружающей средой;

2. Популяционную экологию (демэкологию), изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов;

3. Синэкологию (биоценологию), изучающую взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.

Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде, т.е. закономерностей адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляции, устойчивости экосистем и биосферы и т.д. В таком понимании общую экологию нередко называют биоэкологией.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами.
Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Человек, выступая в этом случае в качестве социума, делая предметом социальной экологии крупные контингенты людей, распадающихся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп в свою очередь специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, садового участка и так далее.
Социальная экология - наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней.

Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды.

 

2. Что такое загрязнение среды? Дайте характеристику биологическим видам загрязнения?

Загрязнение (окружающей среды, природной среды, биосферы) — это привнесение в окружающую среду (природную среду, биосферу) или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям

При определении основного субъекта выделяют антропогенное и естественное загрязнения. Основными объектами являются — почвы, атмосфера и водоёмы. Классификация по видам загрязнения базируется на четырёх составляющих: механическое, физическое, химическое и биологическое. В то время при классификации по масштабу выделяют локальное, региональное и глобальное загрязнения.

Биологическое загрязнения разделяют на бактериальное и органическое. Бактериальное загрязнение привнесение в среду болезнетворных микроорганизмов, способствующих распространению заболеваний, например, гепатита, холеры, дизентерии и других заболеваний.

Источниками могут быть недостаточно обеззараженные канализационные сточные воды, сбрасываемые в водный объект. Органическое загрязнение загрязнение, например, водной среды веществами, способными к брожению, гниению: отходами пищевых, целлюлозно-бумажных производств, не очищенными канализационными сточными водами. К биологическому загрязнению также относят переселение животных в новые экосистемы, где отсутствуют их естественные враги. Такое переселение может привести к взрывообразному росту численности переселенных животных и иметь непредсказуемые последствия.

 

3. Каким образом осуществляется охрана водных ресурсов в России?

Законодательством РФ предусмотрен контроль за использованием природных ресурсов (недр, земельных ресурсов, водных ресурсов, растительного и животного мира) и контроль в области охраны природы, или экологический контроль. Понятно, что вопросы ведения контроля в сфере природопользования и контроля в сфере охраны природы взаимосвязаны. Особенно эта взаимозависимость наблюдается в области использования и охраны водных ресурсов, прежде всего –водных ресурсов поверхностных водных объектов.

Законодательным актом высшего уровня, который определяет основные средства, используемые государством для регулирования использования и охраны водных ресурсов является Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.

Каковы возможности управления экологическими системами?

Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или, в случае небольших производств, отдельный квалифицированный специалист, уполномоченный решать соответствующие задачи.

На практике встречаются четыре базовых типа структур систем экологического управления, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:

- структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического управления;

- структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

- структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение (должность);

- структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее эффективной является структура экологического управления первого типа.

 

Заключение

Экология - наука сравнительно молодая и находится еще пока в фазе становления. Это связано с тем, что она в той или иной мере затрагивает почти все сферы жизнедеятельности живых организмов (и их совокупностей). Это синтетическая наука, которая имеет полное право на существование в общей иерархии современных наук.

Экология общая – это наука об общих закономерностях взаимоотношений организмов с окружающей средой. Ее ядром является биологическая экология.

Экология социальная – научная дисциплина, которая рассматривает взаимоотношения в системе «общество – природа».

Экология прикладная включает большой комплекс дисциплин. В

зависимости от специфики решаемых экологических задач существуют

ее разнообразные прикладные направления: инженерная, медицинская,

химическая, космическая, экология городов и т. д.

Загрязнение (окружающей среды, природной среды, биосферы) — это привнесение в окружающую среду (природную среду, биосферу) или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям. Биологическое — загрязнителем являются организмы, привнесение и размножение которых несёт нежелательный характер как для человека, так и для экосистем в целом. Проникновение может идти естественным путём, а в некоторых случаях является следствием деятельности человека. В качестве составной части выделяют микробиологическое загрязнение. Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения вредными веществами предусматривает комплекс мер: 1) разработку соответствующих законодательных актов; 2) организацию мониторинга водных объектов; 3) охрану поверхностных и подземных вод, включая очистку промышленных и бытовых стоков; 4) подготовку воды, используемой для питьевых и хозяйственных целей; 5) государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов.

Охрана водных ресурсов осуществляется Водным Кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.

Список литературы

1. Радкевич В.А. Экология: Учебник. / Радкевич В.А.– 3-е изд., переработано и дополнено – Мн.: Высшая Школа, 1997 г.-354 с.

2. Киселёв В.Н., Основы экологии: Учебное пособие / В.Н. Киселев– МН.: 1998 г.-564с.

3. Чернова Н.М., Былова А. М., Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов / Н.М.Чернова, А.М. Былова – 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 1988 г. - 345с.

4. Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь.=Akhatov A.G. Ecology. Encyclopaedic Dictionary.- Казань=Kazan, ТКИ, Экополис, 1995. — 368 с. (тираж 5000), ISBN 5-298-00600-0

5. Одум, Юджин, Экология. 2 тома. — М.: Мир, 1986

6. Одум, Юджин, Основы экологии. — М., 1975—740 с. Пер. с англ. изд., 1971.

 

 

1. Региональная политика – это:

а) составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения;

б) политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса;

в) определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внешнеэкономических целей;

г) формирование государством целей и правил экономической деятельности для отдельных сфер, рынков, отраслей и использование инструментов их регулирования;

2. Какая из приведенных ниже задач относится к основным направлениям региональной политики России:

а) оборона страны;

б) международное сотрудничество в сфере экономики;

в) переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики;

г) совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

3. Денежно-кредитная политика направлена на:

а) сглаживание циклических колебаний экономики;

б) обеспечение развития региона кредитными и денежными ресурсами, обеспечение развития региона кредитными и денежными ресурсами;

в) формирование и использование централизованного фонда денежных средств;

г) организацию доступа к дешевым финансовым ресурсам, в частности, путем субсидирования процентной ставки по кредитам и лизинговых платежей.

4. Какая из нижеперечисленных политик подразделяется на 3 блока:

а) макроэкономическая;

б) микроэкономическая;

в) фискальная;

г) налоговая.

5. Какой из приведенных ниже инструментов относится к макроэкономике:

а) государственный бюджет;

б) трансферты;

в) налоги;

г) монетарная политика.

6. На каком уровне традиционно определяется кредитно-бюджетная политика:

а) национальный уровень;

б) региональный уровень;

в) федеральный уровень;

г) уровень отдельных регионов.

7. Какой инструмент макроэкономического регулирования является наиболее распространенным:

а) фискальная политика;

б) налоги;

в) субвенции;

г) монетарная политика.

8. Совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями – это:

а) фискальная политика;

б) региональная политика;

в) отраслевая политика;

г) монетарная политика.

9. Целью региональной экономической политики является:

а) оживление производства в депрессивных регионах;

б) компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью;

в) создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства;

г) все ответы верны

10. Что является основной целью Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года:

а) устойчивая финансовая система, низкий уровень накопленного долга;

б) наличие крупных производств и технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую и существенную долю внутреннего рынка;

в) активная социальная политика, приоритетное развитие социальной инфраструктуры республики;

г) устойчивое функционирование и развитие хозяйственного комплекса республики.

Ключ к тесту:

1. а)

2. в)

3. б)

4. а)

5. г)

6. а)

7. а)

8. в)

9. б)

10. г)

Задача 1.

Определите размер профицита или дефицита бюджета субъекта РФ в текущем году при следующих условиях:

· расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составят 0,76 млрд. руб.;

· доходы бюджета субъекта РФ в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20% и составят 840 млн. руб.

Решение: Расходы бюджета субъекта РФ в текущем году равны Рт=760 млн. руб. Доходы бюджета в прогнозируемом периоде равны Дп=840 млн. руб. Доходы бюджета в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20%, следовательно, доходы бюджета в текущем периоде равны:

Дт=Дп/(1+20/100) =840/1,20=700 млн. руб.

В текущем году доходы бюджета (700 млн. руб.) меньше расходов бюджета (760 млн. руб.), следовательно, имеет место дефицит бюджета. Величина дефицита бюджета равна:

ДЕФт=Рт-Дт=760-700=60 млн. руб.

Задача 2.

В 2015 году в стране Алжир собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Решение: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Задача 3.

Объём потребления в стране – 6000 ден. ед., инвестиции – 1000 ден. ед., государственные расходы составляют 1200 ден. ед., трансфертные платежи – 500 ден. ед. Доля налогов в ВВП – 18%. Определите величину дефицита или профицита государственного бюджета.

Решение:

1. Находим ВВП:

ВВП=C+I+G+(ex-im)

ВВП = Потребление © + Инвестиции (I) + Госрасходы (G) + Чистый экспорт (ЕX-IM) + Товарные запасы

ВВП = 6000+1000+1200=8200 ден.ед.

2. Определяем сумму налога с ВВП:

8200 *0,18 = 1476 ден. ед.

3. Определяем величину дефицита или профицита государственного бюджета:

Бюджет равен: BD первичный = (G + F) – Т

где, F -трансферты, Т -налоги

BD = (1200+500)-1476 = 224 ден. ед.

Поскольку, сумма затрат больше суммы доходов -сумма 224 ден. ед. является дефицитом бюджета.

Вопросы для докладов:

1. Инвестиционная политика в РБ.

2. Экономический рост отдельных регионов РБ.

3. Институты региональной экономической политики.

4. Стратегический анализ уровня устойчивого развития РБ

5. Тенденции развития сельского хозяйства в РБ.

6. Чем отличается региональная политика РБ от региональной политики Республики Татарстан?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.