КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К вопросу о критериях эффективности государственного и муниципального управления
Справки по тел.08, касса-77-73-36, автоинформатор 60-10-10 Приобретайте билеты on-line www.kino53.ru группа ВКонтакте kinocentr53 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В условиях проведения политических, экономических и административных реформ в России по укреплению вертикали власти, развитию инициативы и самостоятельности на местах возрастает необходимость в повышении эффективности работы всей системы – государственного и муниципального управления. Важность этой задачи отмечается в Послании Президента Федеральному Собранию РФ в 2007 г., где указано, что «…необходимо создать объективную систему оценки эффективности работы региональных властей и муниципалитетов». Эффективность государственного и муниципального управления – сложное многогранное понятие, которое достаточно трудно комплексно, объективно и оперативно оценить. Измерить ее можно только с помощью нескольких методических подходов и системы различных показателей. Проблема измерения эффективности управленческого труда заключается в том, чтобы с помощью специально отобранных количественных показателей измерить качественное состояние объекта и привести к сравнимым результатам. Вместе с тем, в литературе, в основном, рассматриваются показатели, отражающие лишь ту или иную сторону эффективности процесса государственного и муниципального управления: показатели социально-экономического развития муниципального образования [5], показатели социальной эффективности и эффективности организации и функционирования муниципального управления [4], «внутренняя» оценка показателей деятельности подчиненных органов [3], качество работы государственных служащих и принимаемых ими решений [2], управляемость социально-экономической системы через взаимосвязь субъекта и объекта управления [1] и др. На практике также пока нет единых, действенных и достаточно эффективных методик оценки качества государственного и муниципального управления, несмотря на включение этой темы Минэкономразвития и Администрацией Президента РФ в число конкурсных. Объединяя и дополняя авторские подходы к разработке критериев оценки, представим их в системном виде (рис.). С методической точки зрения эти критерии, с учетом весовых значений, могут быть учтены как составные части при расчете интегрального показателя эффективности государственного и муниципального управления.
Рис. Комплекс показателей эффективности государственного и муниципального управления
По нашему мнению в систему критериев оценки эффективности государственного и муниципального управления должны входить не только наиболее часто упоминаемые авторами «внутренние», но и «внешние» критерии, отражающие оценку населением результатов управления на территории, причем, этот показатель должен иметь достаточно большой вес в системе, т.к. население и является именно тем субъектом, для обеспечения блага которого, собственно, это управление и осуществляется. Рассмотрим последовательно показатели, с помощью которых можно характеризовать уровень тех или иных критериев. Внешние критерии, т.е. оценка системы государственного или муниципального управления населением может проводиться путем выявления мнения населения с помощью опроса: о степени удовлетворенности общим состоянием и развитием объекта (страны, муниципалитета), работой государственных и муниципальных органов в целом и работой конкретных служб и должностных лиц. Внутренние критерии предполагают оценку социально-экономических показателей территории через систему общих и частных показателей. К общим показателям могут быть отнесены показатели общей социальной и экономической эффективности. Общую экономическую эффективность будут характеризовать показатели: уровень и динамика ВВП и ВРП (в т.ч. на душу населения); удельный вес прибыльных предприятий в экономике; финансовое состояние предприятий; уровень инвестиций; уровень развития малого бизнеса и предпринимательства; состояние и структура бюджета; структура отраслей. Общую социальную эффективность можно оценить через такие крупные блоки показателей как уровень жизни, уровень потребления и качество жизни. В свою очередь уровень жизни будут отражать показатели: уровень доходов; доля населения, обеспеченного ниже уровня прожиточного минимума; уровень безработицы; продолжительность жизни; соотношение рождаемости и смертности; состояние здоровья (уровень заболеваемости); миграция. Уровень потребления характеризуют: обеспеченность населения продуктами питания (фактическое потребление в сравнении с медицинскими нормами); обеспеченность промышленными товарами; структура расходов (удельный вес расходов на продукты питания и прочих расходов); обеспеченность жильем (м2/чел); обеспеченность граждан учреждениями здравоохранения, врачами; обеспеченность учреждениями образования, в т.ч. дошкольными учреждениями; обеспеченность общественным транспортом и его доступность; доступность и достаточность предприятий торговли и др. К группе показателей, характеризующих качество жизни, можно отнести: условия и безопасность труда; экологическое состояние территории (загрязненность воздуха, почв, обеспеченность и качество воды, озелененность и т.п.); культурный уровень (количество учреждений культуры на 10000 жителей или населенный пункт); физическое развитие (количество спортивных учреждений на 10000 жителей или населенный пункт); вовлеченность населения в культурную и спортивную жизнь (число потребителей этих услуг к общему количеству жителей); физическая и имущественная безопасность граждан (уровень и структура преступности, ее динамика) и др. Для определения частных показателей по группе эффективность организации и функционирования необходимо рассчитать финансовые затраты на содержание субъекта управления (удельный вес в общем бюджете, расходы на заработную плату и т.д.); экономию труда и материалов в системе управления (сокращение трудоемкости и численности, повышение производительности, экономию энергии и материалов и т.д.); затраты времени на выполнение отдельных операций и всего процесса управления. Эффективность деятельности конкретных управляющих органов и должностных лиц определяются достижением целей и качеством выполнения задач, поставленных в подразделении; выполнение должностным лицом соответствующих требований к должности; эффективность принятия управленческих решений; творческий подход. Помимо системного и комплексного подхода к анализу указанных показателей необходимо применять принцип систематичности, т.е. проводить анализ состояния объекта в динамике, т.к. вся система достаточно масштабна и обладает определенной инерционностью. Следует отметить также, что сочетание перечисленных внешних и внутренних показателей достаточно важно, т.к. именно сравнение количественных результатов деятельности государственных и муниципальных служб, рассчитанное по комплексным показателям, с оценкой населения покажет истинную результативность проводимой работы. Данные проведенного в некоторых регионах исследования говорят о том, что эта взаимосвязь подтверждается не всегда, и оценка работы, данная населением, значительно расходится с оценками, полученными расчетным путем по официальным данным [3]. Наличие подобных фактов требует дальнейшего детального углубленного анализа, выявления причин расхождения и корректировки. Общие выводы, которые можно сделать по данной работе, следующие: результаты государственного и муниципального управления наглядно отражаются в состоянии экономики и хозяйства в целом, благосостоянии населения, в социальной и духовной сфере, общественной безопасности и правопорядке; население в целом и каждый конкретный житель имеет свое мнение относительно рациональности и эффективности управления, с которым следует считаться; оценку эффективности государственного и муниципального управления необходимо проводить по комплексу внешних и внутренних показателей.
Литература 1. Аршакян Д. Эффективность государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 2006, №8, с. 24-30 2. Горшкова Е.В. Критерии эффективности труда государственных гражданских служащих // Управление персоналом, 2007, №15(169), с. 41-42 3. Житков В., Корнейчук А., Царфин Л. Процедура оценки эффективности социально-экономического управления // Проблемы теории и практики управления. 2007, №7, с. 21-31 4. Парахина В.Н. Муниципальное управление. – М.: КНОРУС, 2007.С. 222-223 5. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Лидер, 2005. С. 340-343
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |