Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическая природа НЛП




Изучение мастерства

НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства. В книге «Нейролингвистическое программирование» (Dilts et at., 1983) авторы назвали НЛП «изучением структуры субъективного опыта». Субъективный опыт, на котором сосредоточено вни­мание большинства теоретиков, популяризаторов и преподавателей НЛП, включает самые совершенные аспекты человеческого опыта - высокий уровень творчества, мастерства, одаренности и т. д. Роберт Дилтс, один из создателей НЛП, особенно глубоко изучал эту тему, написав ряд книг и большое коли­чество журнальных статей под общим названием «Стратегии гениев».

НЛП предлагает модель, помогающую на­учиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства.

Преподаватели, которые хотят совершенствовать­ся, моделируют работу лучших специалистов. НЛП предлагает модель, помогающую научиться выяв­лять и воспроизводить паттерны мастерства. НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и «встроить» в других людей.

В такой пошаговой манере модель НЛП учит нас достижению мастерства. Вы желаете улучшить свои коммуникативные способности? НЛП дает вам мо­дель коммуникативного мастерства. НЛП разбивает эти навыки на доступные для обучения элементы. Ваш ребенок испытывает трудности с правописани­ем? НЛП установило структуру совершенных навы­ков письма и разработало процесс тренинга, позво­ляющего в совершенстве овладеть правописанием. Хотите проводить успешные переговоры? НЛП предлагает высокоэффективную модель действий на переговорах по сложным вопросам.

НЛП предлагает не только реальное теоретичес­кое основание этого, но и методику осуществления личностных изменений.

Когда вы будете читать и использовать этот учеб­ник по НЛП, вы встретите выражение «эмпиричес­кая природа НЛП». Что это значит? Это выражение указывает на то, что в НЛП большое значение име­ют моделирование, эксперимент и проверка в проти­вовес построению теории и гипотез. Когда люди спрашивают нас во время тренингов: «А НЛП рабо­тает?», - мы убеждаем их провести проверку и, таким образом, узнать, «работает» ли конкретный пат­терн в их случае. Будьте готовы к такой немедленной практической проверке модели.

Сказанное подразумевает, что наилучший способ понять НЛП - проверить его на собственном опы­те. Давайте сделаем это в самом начале. Следующее упражнение («мысленный» эксперимент) познако­мит вас с НЛП. Во время чтения инструкций будь­те внимательны. Это позволит вам лучше настро­иться на то уникальное образование, которое пред­ставляют собой «разум и тело» и нервная система. Мы будем работать с естественными процессами нашего сознания. Делая это, вы откроете многие механизмы, посредством которых сможете научить­ся устанавливать контроль над этими процессами. В следующих абзацах многоточие... означает «оста­новитесь, обратите внимание, почувствуйте, поду­майте» и т. д.

НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.

Эти процессы и механизмы могут управлять нами в той степени, в которой мы не осознаем их. По мере того как вы ближе познакомитесь с этими подсозна­тельными процессами, вы научитесь управлять ими. Делая это, вы найдете данные процессы достойными изучения. НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.

Эксперимент № 1

Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Какими бы они ни были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обна­ружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это полу­чается лучше с закрытыми глазами. Как только вы сможете представить приятное переживание, по­звольте ему оставаться в вашем сознании.

Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это пережива­ние? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, пред­ставьте себе, как «ощущается» приятное воспомина­ние. Или просто послушайте какие-нибудь приятные звуки - слова или музыку - наслаждайтесь внутренними приятными переживаниями.

Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте се размеры... а затем еще раз удвойте полученную картину... обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, ког­да вы сделали картину больше? Увеличилась ли ин­тенсивность ощущений?

Теперь уменьшите картину. Делайте ее все мень­ше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть... остановитесь на некото­рое время... понизилась ли интенсивность ощуще­ний? Поэкспериментируйте с увеличением и умень­шением картины. Снижается ли интенсивность ва­ших ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы увеличиваете картину? Если это так, то переживание картин (звуков, чувств) в вашем сознании действует на вас так же, как и на большинство людей. Однако у вас это может происходить по-другому. Это так? Неважно. Все мы кодируем опыт в нашем сознании уникальным и индивидуальным способом. Теперь придайте вашей картине приятного опыта тот фор­мат, в котором она вам кажется наиболее комфорт­ной и приятной.

Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все бли­же и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями?... Уве­личьте расстояние до картины. Что происходит, ког­да вы отдаляете ее? Увеличивается ли интенсивность ваших ощущений при приближении картины? Сни­жается ли интенсивность при отдалении картины? Для функционирования сознания/нервной системы большинства людей это верно. Когда вы отдаляете картину, интенсивность ощущений, вероятно, сни­жается. Обратите внимание, что когда вы изменяе­те ментальную репрезентацию переживания в сво­ем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким мы можем «отдалить» себя от некоторых переживаний, не так ли?

Давайте поэкспериментируем с цветом картины. Когда вы сосредоточены на определенных образах, вы видите их в цвете или черно-белыми? Если они цветные, сделайте их черно-белыми, и наоборот, если они закодированы у вас как черно-белые... Когда вы изменяете цвет, изменяются ли ваши ощущения?

Рассмотрим фокус ваших образов: они сфокусиро­ваны или нет? Видите ли вы себя на картине или вы видите сцену как бы собственными глазами? Ваша картина трехмерная или плоская? Есть ли вокруг нее рамка или вы видите ее как панораму? Поэкспери­ментируйте с тем, как представлено это переживание в вашем сознании. Измените расположение картины. Если она закодирована у вас справа, передвиньте ее влево.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.