Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Египетская культура




 

Египетская цивилизация, непрерывно просуществовавшая длительный срок, оставила большой след в культуре человечества. В период Раннего царства (ок. 3000-2800 до н. э.) уже существовала письменность. Древнее царство (2800-2250 до н. э.) — эпоха строительства пирамид. 2250-2050 до н. э. — период распада Египта на отдельные образования — номы. В 2050-1700 до н. э. в период Среднего Царства появляются изделия из бронзы. Вторжение кочевников-гиксосов ок. 1700 до н. э. начинает период второго распада (до 1580-е гг. до н. э.). В эпоху Нового Царства (ок. 1580 — ок. 1070) появляются первые изделия из железа, Египет достигает вершин политического могущества. В этот период строятся огромные храмовые комплексы. В период правления фараона-реформатора Эхнатона египетское искусство слегка отходит от застывших канонов, достигая вершин одухотворенности образов. Период ок. 1070 — 332 до н. э. (поздний период) — сложное время, когда Египет неоднократно оказывается под властью завоевателей: Ливийской династии, «Эфиопской» (Куш) династии. В 671 до н. э. его завоевывает Ассирия. Освобождает страну фараон Псамметих I с помощью греческих наемников. В этот период устанавливаются тесные связи с Грецией, основываются греческие колонии. В 525 до н. э. Египет завоевывают персы. В конце 5 в. Египет освобождается от них, но в 341 до н. э. вновь подпадает под власть Персии. В 332-31 страна под властью Птолемеев становится частью эллинистического мира. В 30 до н. э. Египет становится римской провинцией, после распада Римской империи в 395 н. э. он отошел к Восточной Римской империи (Византии).

Период правления 3 – 8 династий называется Старым (или Древним) Царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тысячелетия. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4 династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3 династии для фараона Джосера. Она представляла собой 6 прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств.

Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 метров, длина каждой стороны ее основания превышала 230 метров. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки.

Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.

Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с 5 династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Старого Царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.

От Среднего Царства до нас дошли несколько математических папирусов (Московский, Ринд и др.), лечебные пособия и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела и т.д. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни в египетской письменности выработался новый тип скорописи (деловое иератическое письмо), отличной от староегипетских почерков и иероглифического письма.

Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

Наивысшего расцвета своего могущества Египетское государство достигло в середине 15 в. до н. э.: оно простиралось от четвертых нильских порогов до Северной Сирии. Столица Египта переместилась в Фивы. Главное святилище Амона в Фивах — Карнакский храм — превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового Царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. В то же время фараоны 18 династии окончательно порвали с традицией сооружения погребальных пирамид и перенесли царский некрополь в Долину Царей — пустынное ущелье к западу от Фив (что не спасло подавляющее большинство гробниц от разграбления). В годы правления Тутанхомона столица Египта переместилась в Мемфис. Тутанхамон, умерший совсем молодым, стал самым известным древнеегипетским правителем благодаря тому обстоятельству, что его гробница, единственная среди погребений древнеегипетских фараонов, осталась неразграбленной, и ее богатейшая погребальная обстановка дошла до нас почти полностью, став одной из крупнейших археологических сенсаций 20 века.

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

Стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги, обелиски были украшены огромным количеством рельефов и росписей. Характерными особенностями изобразительного канона в рельефе являются:

  • Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости на горизонтальные пояса);
  • Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении шествия фигуры располагаются одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами;
  • Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура);
  • Изображение человека: голова и ноги в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисовывалась единой линией;
  • То, что находится дальше, изображается выше;
  • Единство изображений и иероглифических надписей.

Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 г. до н. э. Первоначальной основой письменности была пиктография – картинное письмо. Изображение имело особый смысл: священный знак-образ обладал, по мнению древних египтян, животворной силой. Создать изобразительный знак предмета означало, сберечь и увековечить его жизненную силу. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов. Она развивалась от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки при этом все больше упрощались, схематизировались и, в конце концов, теряли сходство с предметом.

Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе[21], который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу.

Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть), гимны в честь богов, поэзия.

«Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий. Очень часто под «Книгой мертвых» подразумевают и тексты аналогичного предназначения, но более ранние: «Тексты пирамид» — древнейшие из известных — вырезались на стенах пирамид фараонов 5 и 6 династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.); «Тексты саркофагов» вырезались на саркофагах Среднего царства (21-18 вв. до н. э.). «Книга мертвых» является одним из основных источников по египетской мифологии.

Религия в Древнем Египте играла большую роль. Царствование фараонов в течение 3000 лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Среди божеств (всего насчитывается около 2000) особое значение приобрело солнечное божество – бог Ра (в эпоху Нового царства объединяется с Амоном). Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, в древнеегипетской мифологии был Гор - покровитель власти фараона, сын Осириса[22] и Исиды[23]. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.

Интересно, что в египетском пантеоне богов органично переплелись ранние, тотемические представления и культ различных явлений природы. Внешний облик богов соединяет в себе черты человеческого существа и животного (например, человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны и т.д.). Животные считались священными, им оказывались соответствующие почести; после смерти их бальзамировали и погребали в саргофагах. Храмы выполняли функцию земного дома божеств. Статуя бога или богини, находившаяся в храме, была посредником для обращения духа бога к людям. По праздникам статую выносили на священной ладье. Внутри храма могли находиться только жрецы и жрицы. Среди служителей были писцы, певцы, музыканты и некоторые работники.

В период Среднего царства большое развитие получили мистерии, выросшие на основе обрядов в честь бога Осириса. Согласно мифу, бог плодородия Осирис был когда-то царем Египта и научил египтян возделывать землю и сажать сады. Он был убит своим ревнивым и завистливым братом Сетом. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого он воскресил Осириса, дав ему проглотить вырванное у Сета око. Он не остался на земле, а стал править миром мертвых. По одной из версий, Осириса оживила Исида.

Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16-ти городах Египта. Участники действа лепили изваяние Осириса, рядом с которым стояли Исида и его сестра Нефтида в траурной одежде и с распущенными волосами. В своих причитаниях они умоляли Осириса вернуться к жизни. Осирис возрождался в процессе обрядов (поисков, оплакивания, погребения, «великого боя»).

В период Среднего царства в богослужение были допущены инструменты, поощрялось обучение музыке и танцам. В последствии в период Нового царства инструментальная музыка изгоняется из храма; порицается и обучение музыке и танцам. Прогрессирует военная музыка.

В целом, музыка в Египте, как и в Шумере, развивалась в храмах, во дворцах и в народном быту. Большую роль она играла в заупокойных обрядах, которые в эпоху Нового царства (строительства храмовых комплексов) приобрели характер длительных торжественных процессий. В рельефах и росписях часто встречаются многочисленные изображения музыкантов. Это практически единственный фактологический материал, дающий представление о древнеегипетской музыке. Древнейшим ударным инструментом были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн от 6 до 22), деревянные флейты и барабаны (во Флоренции и Лувре), набл (струнный инструмент с длинным грифом – в Берлине). Большинство исследователей склоняются к тому, что древнеегипетская музыка была одноголосной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.