КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности специального субъекта должностных преступлений
16 октября 2009 г. было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (в дальнейшем - постановление № 19), в котором получили разъяснение некоторые вопросы, возникающие у судов при рассмотрении дел об этих наиболее распространенных на практике должностных преступлениях. Потребность в его принятии обусловлена тем, что действовавшее до этого постановление Пленума Верховного Суда по названным вопросам было принято без малого 20 лет назад и фактически не могло применяться, поскольку имело целью разъяснить судебной практике вопросы применения качественно другого уголовного закона. Кроме того, необходимость в новом постановлении продиктована и возникающими в правоприменительной деятельности проблемами, связанными, в частности, с принятием нового Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Отдельные положения уголовного закона были своевременно истолкованы в постановлении № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», но в новом постановлении они получили более детальные разъяснения, в частности, содержание «организационно-распорядительных» и «административно-хозяйственных функций» должностного лица (п. 3). Конкретизация этих понятий позволит правоприменителю более четко ориентироваться при определении субъекта преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ (п. 4). К примеру, под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организагщонно-распорядительным функциям также относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) [9]. В этом же постановлении предлагается и немаловажное для правоприменительной практики разъяснение о том, что при временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период их исполнения. Постановление № 19 содержит и принципиально новые рекомендации по квалификации отдельных ситуаций. Так, если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативно-правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), совершило описанные в диспозициях статей 285 или 286 УК РФ деяния, то оно признается субъектом указанных преступлений (п. 6). Также называются особенности уголовно-правовой оценки рассматриваемых деяний в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, в частности, приведены категории должностных лиц, которые могут являться начальниками по служебному положению и (или) по воинскому званию (п. 7). Положительным моментом следует признать и уточнение понятия главы органа местного самоуправления. Согласно п. 10 постановления № 19 под главой органа местного самоуправления как субъекта ряда квалифицированных составов служебных преступлений следует понимать только главу муниципального образования, т.е. высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Тем самым была устранена неопределенность в указанном вопросе, поскольку ранее под понятие «глава органа местного самоуправления» подпадали как глава муниципального образования, так и глава местной администрации [10]. Как известно, одним из наиболее сложных вопросов при квалификации отклоняющегося поведения лиц, наделенных определенным полномочиями, является отграничение смежных составов преступлений, в частности, предусмотренных ст. 201 и 285 УК РФ. Частично эти вопросы были сняты в уже упоминавшемся постановлении № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г., но практика последующих лет побудила высшую судебную инстанцию по делам общей юрисдикции ещё раз вернуться к толкованию признаков субъектов злоупотребления полномочиями и злоупотребления должностными полномочиями. Поэтому особое внимание в новом постановлении обращается на необходимость отграничения преступных деяний должностных лиц от деяний лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами последнего являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией. В постановлении № 19 разъяснено, что к ним относятся, в частности, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения или религиозной организации (п. 11). В новом постановлении также рассмотрены особенности привлечения названных лиц к уголовной ответственности. Так, если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вред причинен интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению либо с согласия руководителя данной организации. Если речь идет о руководителе, то для его уголовного преследования необходимо заявление или согласие органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также согласие его члена или лиц, имеющих право принимать определяющие деятельность юридического лица решения (п. 12). Согласно п. 14 рассматриваемого постановления должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьями 285 или 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом издавшее их вышестоящее должностное лицо рассматривается как организатор или подстрекатель либо как исполнитель преступления (если подчиненный не осознавал незаконность такого приказа или распоряжения). Подводя итог краткому анализу позиции Верховного Суда РФ по вопросам квалификации преступных деяний должностных лиц, следует констатировать, что предложенные рекомендации существенно облегчат правоприменительную деятельность и позволят унифицировать судебную практику по названным категориям преступлений [11]. Интереса ради отметит рассмотрим регламентация и разграничение должностных лиц и государственных служащих по законодательству республики Болгария. Статус государственных служащих согласно законодательству Республики Болгария регулируется специальным законом - это Закон о государственном служащем. Согласно ст. 2 Закона «государственным служащим является лицо, которое в силу административного акта о назначении занимает платную штатную должность в государственной администрации и оказывает содействие органу государственной власти в осуществлении его правомочий». Из данного определения мы могли бы вывести следующие характеристики понятия «государственный служащий». 1. Государственный служащий осуществляет государственные Государственной службой является деятельность государственных служащих по осуществлению государственного управления. Служба в государственном учреждении является видом государственной службы. Ей присущи все особенности государственной службы, но наряду с этим она имеет свои особенности, обусловленные характером функций, которые осуществляют должностные лица. В таком понимании и государственный служащий, и должностное лицо, определение которого содержится в ст. 93, п. 1, б, «а» Уголовного кодекса, выполняют службу, которая способствует выполнению функций по осуществлению государственной власти. Несмотря на наличие некоторого сходства в этом понимании, понятия «государственный служащий» и «должностное лицо» не идентичны по содержанию и имеют отличия. 2. Должность, которую занимает государственный служащий, всегда является платной. Государственным служащим является только лицо, назначенное на государственную службу, которая является платной. Должностным может быть лицо, которое выполняет должностные обязанности как за зарплату или за предварительно определенное вознаграждение, так и бесплатно. 3. Государственный служащий занимает штатную должность. Выражение «должность» в административном праве связано с «постоянным установлением, с зачислением в служебный аппарат». Это означает, что должность, которую занимает государственный служащий, всегда является штатной, иными словами - постоянной и всегда платной. По этой причине, по мнению ряда авторов, не являются государственными служащими лица, которые в ведомстве или в государственном учреждении выполняют работу по гражданско-правовому договору. Закон о государственном служащем связывает деятельность государственного служащего только со службой, которая выполняется в силу служебного правоотношения, а не с любой деятельностью по осуществлению функций государства на реализацию правомочий его органов. Должностное лицо, однако, может выполнять свои функции в государственном учреждении как в силу служебных, так и в силу трудовых правоотношений. Согласно мнению ВАС (Высшего административного суда), оплату рабочей силы по двустороннему договору (трудовому или гражданско-правовому) на выполнение определенного вида работ не следует считать государственной службой в соответствии с Законом о государственном служащем. На этом основании не являются государственными служащими также народные представители и муниципальные советники, так как их деятельность имеет временный характер - до истечения их мандата. Народные представители не являются государственными служащими, так как они находятся на службе не постоянно, а только до истечения их мандата. Но они являются должностными лицами согласно ст. 93, п. 1, б. «а» Уголовного кодекса, так как они выполняют службу в государственном учреждении. Для того чтобы считать данное лицо относящимся к категории должностных лиц не имеет значения, выполняет ли оно свою службу на определенный срок или постоянно. Под «должностью» следует понимать определенную форму обособления функций и деятельности в государственной администрации. Должности в администрации указаны в Положении о применении Единого классификатора. В соответствии с ним должностью является нормативно определенная позиция, которая занимается согласно служебному правоотношению, на основании определенных требований и критериев. Служащие, работающие на основе трудовых правоотношений, занимают часть экспертных должностей, а также и все технические должности. Согласно ст. 9, пар. 1 Положения о применении Единого классификатора должностей в администрации, выполнение технических должностей связано с техническим обслуживанием и обеспечением деятельности администрации и других служащих, иными словами - речь идет о деятельности только вспомогательного характера. В таком понимании лиц указанной категории не следует считать должностными лицами, так как деятельность, которую они выполняют, носит технический, вспомогательный характер [12]. Из всего сказанного следует сделать вывод о том, что понятия «государственный служащий» и «должностное лицо» не являются тождественными по содержанию. Понятие «должностное лицо» является более широким, чем понятие «государственный служащий». В таком понимании каждый государственный служащий согласно предусмотренному ст. 2, пар. 1 Закона о государственном служащем является также и должностным лицом в соответствии со ст. 93, п. 1, б. «а» Уголовного кодекса, но не каждое лицо, которое является должностным лицом, является государственным служащим.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |