Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 37. Советское государство в 20-е годы




Тема 36. Гражданская война и интервенция.

 

1. Объясните, почему вопрос о начале гражданской войны остается дискуссионным. Какие события рассматриваются в качестве ее пролога?

2. Назовите этапы гражданской войны в России.

3. Охарактеризуйте основные направления деятельности советского руководства в годы гражданской войны.

4. Как большевикам удалось быстро организовать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?

5. Раскройте Ленинскую установку на превращение страны в «единый военный лагерь»; назовите организационно-политические мероприятия большевиков по реализации Ленинского плана.

6. Дайте общую характеристику «белому» движению: а) стратегическая цель движения; б) представление о будущем государственном устройстве России; в) крестьянская (аграрная) политика; г) национальная политика; д) социальная база; е) результаты движения.

7. Сопоставьте стратегию и тактику «красных» и «белых» в годы гражданской войны. Какие проблемы оказались для них равнозначно сложными и вынудили прибегнуть тех и других к террору?

8. Есть ли, на ваш взгляд, оправдание «красному» или «белому» террору?

9. Какие социальные силы на разных этапах гражданской войны поддерживали «красных» и «белых»?

10. Охарактеризуйте лидеров «красного» и «белого» движения.

11. Почему в гражданской войне победили большевики?

12. Дайте общую оценку истоков, причин и хода крестьянских восстаний в годы гражданской войны.

13. Назовите главные причины, которые способствовали военной интервенции Антанты, США, Японии в Россию. Какие цели преследовали интервенты?

14. В чем вы видите объективные и субъективные причины Гражданской войны в России? Можно ли было ее избежать?

 

Литература:

1. История России: ХХ век. Курс лекций по истории России. Вторая половина Х1Хв.-ХХв. /Под ред. Б.В. Личмана.-Екатеринбург,1993. С.88-128.

2. Кораблев Ю.И. Гражданская война 1918-1920 годов: Новые подходы // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. / Под ред. А.Т. Кинкулькина.-М.,1989.- с.56-87.

3. Литвин.А.Л. Красный и белый террор в России. 1917-1922 // Отечественная история.-1991.-№6.-с.46-62.

4. Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917-1922 годы // Вопросы истории.-2000.- №7.

5. Деникин А.И. Очерки русской смуты.-М.,1991

6. История Отечества: люди,идеи,решения.-М.,1990.

7. Милюков П.Н. Воспоминания.-М.,1990.

8. Иоффе Г.З. Белое дело. Генерал Корнилов.-М.,1989.

9. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина.-М.,1990.

10. Конквест Р. Большой террор.-М.,1991.

11. Гражданская война в СССР. В 2-х т.-М.,1980.

12. Гражданская война и военная интервенция в СССР.-М.,1987.

 

1. Проанализируйте этапы аграрной и продовольственной политики большевиков с октября 1917 по март 1921 г. Сделайте вывод об общей тенденции развития этой политики и ее характерных особенностях.

2. В форме тезисного плана выпишите и раскройте основные черты новой экономической политики большевиков.

3. Сравните НЭП с политикой «военного коммунизма». Определите, в чем, в каких аспектах экономический курс, оформленный декретом ВЦИК в марте 1921 г., мог считаться действительно новым, а в чем оставался неизменным.

4. Укажите в виде схемы основные противоречия нэповской экономики, их причины и возможные социально-экономические последствия.

Причины Противоречия НЭПА Последствия

1-е

3-е
2-е

 

 

5. В чем заключалось общеисторическое значение опыта НЭПА?

6. Какое влияние оказала Государственная политики в 20-е годы на молодую советскую культуру.

7. Проследите трансформацию позиции большевиков по национально-государственному вопросу в следующей логической схеме: 1903-1913-1917-1918-1921. Какие принципы были изначально положены в основу этой позиции?

8. Раскройте причины и обстоятельства превращения суверенных государств в субъекты федерации. Какие последствия для самой страны и мира в целом имело восстановление единого многонационального государства?

9. Укажите республики, подписавшие договор об образовании СССР в 1922 г., и республики, получившие статус субъектов СССР в 20-30-е гг.

10. Почему среди всех аспектов внутри партийной борьбы 1923-1927 гг. самым принципиальным был вопрос о «возможности построения социализма в одной стране»? Какие социально-экономические и политические решения предполагались в зависимости от ответа на этот вопрос?

11. Почему борьба за личное лидерство в ВКП(б) в конце 20-х гг. завершается победой И.В.Сталина. Раскройте субъективные предпосылки этого феномена.

 

Литература:

1. История России: ХХ век. Курс лекций по истории России. Вторая половина Х1Хв.-ХХв. /Под ред. Б.В. Личмана.-Екатеринбург,1993. С.129-150.

2. Боффа Д. История Советского Союза.-М.,1990.-Т.1.

3. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди,идеи,решения. Очерки истории Советского государства.-М.,1991.

4. Ленин, о котором спорят сегодня.- М.,1991.

5. Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина.-М.,1990.

6. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об истории советского общества.-М.,1992.

7. Валентинов Н.В. Наследники Ленина.-М.,1991.

8. «Круглый стол»: Советский Союз в 20-е годы //Вопросы истории.-1988.-№9.

9. Голанд Ю.М. Политика и экономика: Очерк общественной борьбы 20-х годов // Знамя.-1990.-№3.

10. Валентинов Н.В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина.-М.,1991.

11. Неизвестная Россия.ХХ век.-М.,1992.

12. Савинков Б.В. Воспоминания.-М.,1990.

13. Плимак Е.Г. Политическое завещание В.И.Ленина: Истоки, сущность, выполнение.-М.,1989.

14. Карр Э.История Советской России. Кн.1.Т.2. Большевистская революция 1917-1923-М.,1990

15. Лютов Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа //Вопросы истории.-2000.-№ 4-5. С.106-110.

16. Булдаков В.П. История образования СССР и критика ее фальсификации.-М.,1982

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.