КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Поняття й предмет господарського права
Надежность элементов конструкции технической системы по основным критериям Общие зависимости вероятности безотказной работы технической системы Надежность технических систем Как правило, конструкция любого технического средства состоит из множества элементов, соединенных последовательно (а иногда параллельно) в техническую систему. Поэтому надежность технического средства следует определять в зависимости от надежности ее элементов. Надежность большинства изделий в технике определяют при рассмотрении их как систем. Системы же с позиций надежности могут быть последовательными, параллельными и комбинированными. Последовательное соединение элементов является наиболее простой для анализа и распространенной моделью технической системы. Чтобы система с последовательным соединением функционировала, все подсистемы должны работать безотказно. Например, техническая система - 1) экскаватор состоит из подсистем двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - 2) гидронасос - 3) бак с гидравлической жидкостью, радиатором и фильтрами - 4)трубопроводы с предохранительными и обратными клапанами - 5) гидрораспределитель - 6) исполнительные рабочие органы с гидромоторами и гидроцилиндрами. Блок - схема последовательного соединения этих подсистем показана на рис. 31.
Рис.31. Блок-схема технической системы с последовательным соединением элементов Отказ какой-либо из указанных подсистем приводит всю техническую систему в неработоспособное состояние. При этом отказы каждой из этих подсистем независимы. Для оценки безотказности технической системы в этом случае используют известную теорему умножения вероятностей. Вероятность безотказной работы системы P(t) равна произведению вероятностей безотказной работы ее отдельных элементов Pi(t). Вследствие характера системы с последовательным соединением элементов ее надежность зависит как от числа элементов, так и от их уровня надежности. Эта зависимость показана на рис.32. Надежность системы с последовательным соединением элементов можно увеличить за счет уменьшения последовательно соединенных элементов и за счет повышения надежности каждого из них. При этом вероятность безотказной работы системы возрастает незначительно. Рис.32. Вероятность безотказной работы системы с последовательным соединением n элементов, характеризующихся вероятностью безотказной работы Pi(t) В технике для повышения надежности систем часто применяют параллельное соединение элементов с функциональным одинаковым назначением, т. е. резервирование путем введения в систему резервных составляющих, избыточных по отношению к минимально необходимой структуре объекта. Резервирование позволяет уменьшить вероятность отказов на несколько порядков. В машиностроении резервирование преимущественно применяют при опасности аварий. В транспортных машинах применяют двойную или тройную системы тормозов; в грузовых автомобилях - двойные шины на задних колесах. Применение запасных деталей на складах, запасных колес на автомашинах рассматривается также как один из видов резервирования. Различают следующие виды резервирования: резервирование с нагруженным резервом (двойные шины); резервирование замещением (запасное колесо, запчасти быстро изнашиваемых элементов); резервирование с резервом, работающим в облегченном режиме (резервные эскалаторы, котлы, подключаемые в работу в часы «пик»). Вероятность отказа при постоянном резервировании (рис. 33) определяется по теореме умножения вероятностей где Fi(t) - вероятность отказа элемента i. В этом случае вероятность безотказной работы системы определится выражением Если элементы резервирования имеют одинаковую вероятность отказа то и Рис. 33. Схема постоянного резервирования с нагруженным резервом На рис. 34 иллюстрируется повышение надежности при параллельном соединении п элементов с одинаковой вероятностью отказа. Из рис. 34 очевиден рост надежности технической системы при увеличении числа постоянно резервируемых элементов с нагруженным резервом, однако необходимо отметить сложность реализации подобных проектов по техническим и экономическим критериям. Поэтому в технике типичной формой резервирования является резервирование замещением, т.е. обеспечение технической системы запасными частями, которые подключаются в работу автоматически или вручную (ремонтное воздействие). Многие технические системы представляют собой комбинацию дублированных и не дублированных элементов. В этом случае вероятность безотказной работы системы определяется по формуле где - вероятность отказа n последовательно соединенных элементов системы; - вероятность отказа d дублированных элементов системы. Рис. 34. Повышение надежности при постоянном резервировании. Для примера с целью сопоставления рассмотрим эффективность разных способов резервирования системы, состоящей из четырех последовательно соединенных элементов с вероятностью безотказной работы каждого Pi(t)= 0,9, а вероятность отказа каждого элемента тогда будет Fi(t)=0,1. Вероятность безотказной работы системы без резервирования (рис. 35, а) и дублированной системы с постоянным резервом (рис. 35, б) системы с независимым постоянным дублированием каждого элемента (рис.35, в) Рис. 35. Варианты систем резервирования Представленный здесь простой анализ систем с последовательным и параллельным соединениями элементов является достаточно далеким от реальных задач, однако он показывает, каким образом можно достичь удовлетворительного уровня надежности. Для проведения такого анализа необходимо вначале разбить систему на достаточно малые составные части, чтобы получить приемлемую точность оценки надежности. После разбиения системы на элементы вычисляются показатели надежности для определения слабых мест конструкции. Устранение слабых производится параллельным соединением (резервированием различными способами), использованием более совершенных подсистем или повышением надежности конструкторскими мероприятиями. Более подробный анализ этой проблемы представлен в специальной литературе (например [1], [4], [6]). Задачи 1. Вычислите вероятность безотказной работы систем, структуры которых представлены на рис. 36, где каждый элемент имеет указанную вероятность безотказной работы. Рис.36. Варианты систем 2. Система состоит из 50 элементов, соединенных последовательно. Вероятность безотказной работы каждого элемента 0,9999 в течение 1000 часов. Определите вероятность работы этой системы за это же время. 3. Система состоит из 5 подсистем, соединенных последовательно. Какова должна быть вероятность безотказной работы у каждой подсистемы, если вероятность безотказной работы всей системы равна 0,999? 4. Для крепления колеса дорожно-строительной машины достаточно 4 болта, колесо же крепится 5 болтами. Какова вероятность успешного крепления колеса, если вероятность потери одного болта составляет 0,00001? Рис. 37. Структурная схема системы защиты крана от опрокидывания 2. В системе защиты от опрокидывания стрелового крана (структурная схема представлена на рис. 37) используют восемь датчиков (1) для определения давления в гидросистеме выносных опор, один датчик (2) определения вылета стрелы, два логических устройства (3), один датчик измерения веса поднимаемого груза (4), аккумулятор (5), генератор (6) и командное устройство (7) автоматической блокировки механизмов крана. Определите вероятность безотказной работы системы при следующих значениях вероятностей безотказной работы ее элементов.
В сложных технических системах отказ даже одного элемента конструкции может привести к серьезным последствиям. Поэтому основной задачей инженера-конструктора и специалиста по надежности является оценка надежности элементов конструкции системы с учетом стоимостных факторов. В основу расчетов надежности заложено то, что каждый элемент обладает определенной прочностью (или, например, жесткостью, из- ностойкостью, теплостойкостью, виброустойчивостью) по отношению к нагрузкам. Обычный способ проектирования, основанный на применении коэффициентов безопасности и запаса прочности, не позволяют судить о вероятности отказа элемента. Считается, что отказ элемента можно полностью исключить, используя определенное достаточно высокое значение коэффициента безопасности. В действительности же при одном и том же коэффициенте безопасности вероятность отказа может колебаться в весьма широких пределах. Использование коэффициентов безопасности оправдано только в случае наличия большого опыта проектирования и эксплуатации рассчитываемого элемента конструкции Однако необходимо учитывать, что конструктивные параметры часто являются случайными величинами, что полностью игнорируется при обычных методах проектирования. Поэтому необходима методика проектирования с учетом вероятностного характера конструктивных параметров и нагрузок, воспринимаемых рассчитываемым элементом конструкции. Оценка надежности по критерию прочности В настоящее время накоплен значительный объем данных о распределениях прочности и распределениях напряжений, воспринимаемых элементами конструкций различных технических средств. В расчетах основных деталей машин прочность определяют по соотношению расчетного напряжения σа и предельного по критерию прочности напряжения детали σд, превышение которого вызывает отказ. Напряжения σа и σ д рассматривают как независимые случайные величины, распределение которых характеризуется свойствами материала деталей и условиями и режимами работы технических средств. В большинстве случаев по данным [1] напряжения σа и σд рассматривают распределенными по нормальному закону с числовыми характеристиками: средние значения и ; средние квадратические отклонения Sa и S д или коэффициенты вариации и
Вероятность безотказной работы по критерию прочности, называемой также вероятностью неразрушения, определяют как вероятность того, что расчетные напряжения σа не превышают предельных σд, т.е. P(σа < σд)Числовое значение вероятности неразрушения определяют по таблицам нормального распределения (см. табл. 1) в зависимости от квантили где - коэффициент запаса прочности по средним напряжениям. Рис. 38. Перекрытие распределения напряжений
Пример Элемент металлоконструкции подвергается нагрузке, изменяющейся по закону нормального распределения с математическим ожидание напряжения =120 Мпа и средним квадратическим отклонением Sa=30 Мпа. Вычислить вероятность безотказной работы детали, если ее прочность имеет нормальное распределение с математическим ожиданием = 180 Мпа и средним квадратическим отклонением Sδ= 40 Мпа, Решение Определим квантиль по формуле По таблице № 1 находим вероятность безотказной работы элемента металлоконструкции Р= 0,9893. Экспериментальные исследования различных авторов показали, что прочностные свойства сплавов часто имеют логарифмически нормальное распределение. Распределение прочности сплавов на основе железа часто характеризуют распределением Вейбулла. При исследовании влияния термической обработки, чистоты поверхностей и температуры на распределение усталостной прочности установлено, что эти факторы могут изменять функцию распределения. С другой стороны распределение действующих напряжений зависит от условий эксплуатации и режимов работы, и функции описания их могут быть различными. В этой ситуации, когда законы распределения прочности и действующих напряжений разные, вероятность безотказной работы по условию прочности в общем виде определяется выражением или Оценка надежности деталей строительных, дорожных и коммунальных машин по критерию усталости представлена в [1, 6, 7], а металлоконструкций этих машин в [2, 8]. Пример. Прочность элемента конструкции имеет нормальное распределение с параметрами = 100 МПа и Sδ =10 Мпа. В процессе обкатки технического средства в элементе возникают напряжения по экспоненциальному распределению с математическим ожиданием =50 Мпа. Определить вероятность безотказной работы элемента. Решение. Для решения задачи воспользуемся формулой Плотность нормального распределения прочности имеет вид
а плотность экспоненциального распределения напряжения имеет вид
Тогда В результате имеем После решения интеграла и преобразований имеем Подставим исходные данные задачи с учетом того, что при экспоненциальном распределении Р=1 - 0,0 – е-1,98×(1 - 0,0) = 1 - 0,13606 = 0,86194
Оценка надежности при механическом изнашивании Износостойкость элементов характеризуют интенсивностью изнашивания I, равной толщине изношенного слоя на единицу пути трения. Линейный износ детали W определяют в зависимости от интенсивности изнашивания, скорости относительного перемещения трущихся поверхностей V и времени работы t по формуле [1] Вероятность безотказной работы по критерию изнашивания определяется по квантилю нормального распределения (табл 1.), равному где - коэффициент вариации размера детали; - среднее квадратическое отклонение начального зазора, где SB, SBT - средние квадратические отклонения диаметров вала и втулки, принимаемые равными шестой части соответствующих допусков; - среднее предельно допустимое уменьшение размера, где h нач - среднее значение начального зазора, hпред - предельно допустимый зазор, а в случае увеличения (например, зазора) ; - условный коэффициент запаса по износу, где I - среднее значение интенсивности износа; V- коэффициент вариации интенсивности изнашивания. Пример Оценить вероятность безотказной работы Р по критерию износа наконечника рыхлителя вечно мерзлых грунтов при следующих исходных данных. Первоначальная длина наконечника =330 мм, предельный износ до длины l = 240 мм, среднее значение интенсивности износа = 7-10-3 мм/м, скорость относительного перемещения трущихся поверхностей V = 1 м/с, время работы t= 3 ч, коэффициент вариации интенсивности изнашивания vI = 0,25, коэффициент вариации размера детали vΔ= 0,01. Решение 1. Вычисляем среднее предельно допустимое уменьшение размера 2. Определяем условный коэффициент запаса по износу 3. Вычисляем квантиль нормального распределения 4. По величине полученного значения квантиля, используя таблицу 1, находим вероятность безотказной работы рыхлителя в течение 3 часов. Р = 0,776. Задачи 1. Элемент металлоконструкции дорожной машины подвергается нагрузке, изменяющейся по закону нормального распределения, прочность материала этой детали имеет нормальное распределение с математическим ожиданием = 110 Мпа и средним квадратическим отклонением Sδ =10 Мпа.. Вероятность безотказной работы этой детали должна быть Р = 0,99. Определить уровень математического ожидания напряжения воспринимаемого деталью, если коэффициент вариации рабочих нагрузок равен Va=0,25. 2. Прочность материала детали =105 Мпа, среднее квадратическое отклонение Sδ= 7,5 Мпа. Нагрузка, воспринимаемая деталью, характеризуется следующими параметрами: =80 Мпа, Sa=20 Мпа. Вычислить вероятность безотказной работы детали, если прочность и напряжение нагрузки имеют: а) логарифмически нормальное распределение; б) нормальное распределение. 3. Определить необходимый коэффициент запаса прочности для обеспечения надежности изделия по прочности Р=0,99. Для решения поставленной задачи воспользуйтесь исходными данными задач №1 и №2.
ЛИТЕРАТУРА 1. Строительная механика и металлоконструкции строительных и дорожных машин: Учеб. для вузов по специальности "Строительные и дорожные машины и оборудование" /Н.Н. Живейнов, Г.Н. Карасев, И.Ю. Цвей. - М.: Машиностроение, 1988. -280с. 2. Справочник конструктора дорожных машин. Изд. 2-е перераб. и доп./ Под ред. д-ра техн. Наук, проф. И.П. Бородачева. М.: Машиностроение, 1973. -504 с. 3. Хола Исса Абдул Хади. Методика выбора эквивалентной расчетной схемы для металлоконструкции землеройно-транспортых машин: Дисс., канд. техн. наук/МАДИ: М., 1975. 121с. 4. Исследование и разработка рекомендаций по совершенствованию конструкции бульдозера на базе анализа показателей надежности в эксплуатации: Отчет о НИР/МАДИ; №75025167. М., 1976. 271 с. 5. Тракторы: Теория: Учеб. для студентов вузов по спец. «Автомобили и тракторы»/ В.В. Гуськов, Н.Н. Велев, Ю.Е. Атаманов, и др; Под общ. ред. В.В.Гуськова. - М.: Машиностроение, 1988 6. Карасев Г.Н. Расчет предельных нагрузок пневмоколесного тягача II Строительные и дорожные машины. 2002. № 4. С. 36-41. 7. Гоберман Л.А. Основы теории, расчета и проектирования строительных и дорожных машин: Учеб. для техникумов. М.: Машиностроение, 1988. -464 с. 8. Холодов A.M. Основы динамики землеройно-транспортных машин, М.: Машиностроение, 1968, -156 с. 9. Волков Д.П. Динамика и прочность одноковшовых экскаваторов, М.: Машиностроение, 1965.-463 с. 10. Решетов Д.Н. и др. Надежность машин: Учеб. пособие для машиностр. спец. вузов/Д.Н. Решетов, А.С. Иванов, В.З. Фадеев; Под ред. Д.Н. Решетова. - М.: Высш. школа, 1988. 238 с. 11. Болотин В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984. -312 с. 12. Эксплуатация дорожных машин: Учебник для вузов / А.М. Шейнин, Б.И. Филиппов, В.А. Зорин и др.; Под ред. A.M. Шейнина. - М.: Транспорт, 1992. 328 с. 13. К.Капур, Л.Ламберсон. Надежность и проектирование систем. -М.: Мир, 1980. -604 с. 14. Волков Д.П., Николаев С.Н. Надежность строительных машин и оборудования. Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. школа, 1979. -400с.
1. Предмет господарського права 2. Методи господарського права 3. Система господарського права 4. Принципи господарського права 5. Наука господарського права
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |