КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники загрязнения водоемов, состав и свойства сточных вод. 2 страница
Темпы особенно ускорились в XX в.: из-за разрушения естественных биоценозов гибнет огромное число беспозвоночных животных, множество мелких позвоночных: от 1 до 10 видов в день – вот современные темпы вымирания фауны. Под угрозой вымирания, по данным МСОП, (за 1980г.) находится большое количество видов. Из них большое количество резко сокращает численность из-за чрезмерной добычи:
По беспозвоночным точных данных нет, но поскольку они напрямую связаны с растениями, а под угрозой исчезновения находится около 25 тыс. видов высших растений, можно предположить, что под угрозой исчезновения находятся еще большее количество беспозвоночных – до нескольких десятков тысяч. Уменьшение количества видов характерно для всех материков, но особенно для Африки, Австралии с Океанией и Северной Америки. В Океании особенно пострадали колонии птиц и виды-эндемики. Так на Гавайях (Тихий океан) на памяти человека вымерло 26 видов и подвидов птиц, что составляет 60% фауны этих островов, на Маскареках (Индийский океан) – 86% фауны. Каковы же современные причины вымирания животных? Их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся: чрезмерная добыча, уничтожение с целью защиты с/х культур и промысловых животных, случайное уничтожение. К косвенным относятся: разрушение мест обитания, ухудшение экологической обстановки, влияние интродуцирования, т.е. вселения новых видов. Для крупных животных причинами исчезновения видов чаще являются прямые, для мелких – ведущее значение имеют косвенные. От чрезмерной добычи больше всего страдают крупные копытные, а также морские черепахи, крокодилы, фазаны, голуби. Значительная часть видов гибнет в результате разрушения мест обитания. Под разрушением мест обитания понимают вырубку лесов, распашку территорий, их мелиорацию. При этом происходит изменение климатического, гидрологического, пищевого режимов местообитания, что и является причиной гибели организмов.Сильно влияет и загрязнение, особенно это сказывается на водной фауне. Влияние интродукции – сильнейший фактор нашего времени. Интродукция бывает преднамеренной и непреднамеренной (когда человек с грузами случайно перевозит животных). Примеры: 1) катастрофические последствия для австралийской флоры и фауны вызвал завоз туда кроликов – произвольная; 2) завоз в Европу колорадского жука из Америки (фауна Европы возможно от этого не пострадала, зато пострадала картошка) – непроизвольная. Подсчитано, что больше 20 видов птиц, вымерших в XVII-XX вв., погибло из-за завоза домашних животных (особенно кошек) и 12% – от зубов крыс. Гибнуть продолжают и сейчас. В последнее время интродукцию новых видов проводят более осмотрительно, хотя достаточно интенсивно: так в нашей стране были попытки интродукции более, чем 100 видов животных, из которых прижились около 20 видов. Своеобразным экспериментальным полигоном по интродукции стала Новая Зеландия, где прижилось около 70 видов млекопитающих, птиц и рыб, завезенных со всех континентов. Но в связи с отрицательными последствиями переселения животных в законодательства многих стран введен закон о запрете ввоза новых видов и создана карантинная служба, следящая за соблюдением этого закона. Влияние прямых причин исчезновения видов сейчас снижена в связи с принятием законодательных мер по охране животных. Составлены списки видов, которым грозит вымирание. Это так называемая Красная книга МСОП. В ней приводится научное описание редких исчезающих видов, их численность и необходимые меры охраны. Кроме международной Красной книги, в 20 странах существуют национальные Красные книги. В Красной книге РФ все виды подразделяют на 5 категорий; начиная с видов, находящихся под угрозой полного исчезновения и до видов, которые с помощью принятых мер, восстановили свою численность, но нуждаются в контроле. В Красной книге МСОП есть и черные страницы, описывающие виды, вымершие на памяти человека (их иногда называют полуископаемые): млекопитающие (тур, тарпан, стеллерова корова); птицы (3 вида дронтов, большой моа и самая крупная птица нашего тысячелетия – мадагаскарский эпиорнис, масса яйца которого достигала 9 кг). Для охраны редких животных большое значение имеет принятие международной конвенции об ограничении торговли редкими видами животных и растений. Выделено 2 категории: для первой категории торговля запрещена только в исключительных случаях (продажа в зоопарк), для второй категории – продажа строго регламентирована. Рациональное использование диких животных. Дикие животные с давних времен являются объектами охоты и промысла. У нас такими объектами всегда были копытные: лось, косуля, северный олень, кабан, – и дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка и т.п. Издавна сильно истреблялись пушные звери, т.к. начиная с XVI в. русская пушнина – шкурки соболя, черно-бурой лисицы, бобра, горностая и др. – пользовались высоким спросом на внешнем рынке. К началу XX в. количество пушных зверей резко сократилось. На грани исчезновения оказались соболь, калан, бобр, морской котик, выхухоль; из хищников – белый медведь, уссурийский тигр; из копытных – зубр, пятнистый олень, сайгак, кулан. Резко снизилась численность лося, косули, кабана, дикого северного оленя. В связи с вырубкой хвойных лесов в Европейской части и передобычей сократилась численность белки; из-за ухудшения мест обитания – зайцев. После Революции был издан ряд декретов, направленных на улучшение положения с ценным пушным зверем: в частности, была запрещена охота на соболя, созданы государственные заповедники, проводились работы по расселению соболя в пределах прежнего ареала (Сибирь). Только с 1939 по 1959 гг. было расселено более 3 тыс. соболей. В Баргузинском и Кондо-Сосьвинском заповедниках были созданы научные центры по изучению экологии этого ценного зверя (практически не разводится в неволе). В последние десятилетия количество их увеличилось настолько, что разрешена добыча. Аналогично – бобр (запрет на добычу, заповедник – Воронежский; сейчас – рациональный промысел). Удалось сохранить зубра – когда-то бывшего объектом охоты (Беловежская Пуща, Кавказский заповедник). На грани исчезновения были у нас лось, дикий кабан, косуля. Восстановлены. Т.о., одно из основных мер по сохранности промысловых диких животных является своевременно организованный учет численности животных, определение их оптимальной плотности на территории, управление этой плотностью путем отстрела или отлова при значительном размножении и временные запреты на добычу при сокращающейся численности. Другая мера – разведение диких животных в неволе, т.е. использование зверофермы. На стадии полуодомашнивания в настоящее время находится лось (лосеферма в Печерском заповеднике), антилопа Канна (Аскания-Нова); из птиц – соколиные (используемые для охоты), из куриных – фазаны, куропатки, перепела.
ТЕМА 13: Организационные и правовые основы охраны окружающей среды
1. Государственная политика защиты окружающей среды В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы: 1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в этой области. 2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого. Академик Н. Моисеев в обобщенной форме обрисовал сложившуюся ситуацию так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека". В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Так, в 70-80-е гг. прошлого века в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало самого себя. Общий координационный орган, который объединял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом. 2. Экологическое законодательство Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулирова- нием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке. Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства. В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий: 1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов; 2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий; 3)государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы; 4) юридическая ответственность правонарушителей. В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресур-сное законодательство. В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах", Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", а также другие законодательные и нормативные акты. В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования. Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения: • основы управления в области охраны окружающей среды; • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; • нормирование в области охраны окружающей среды; • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг); • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль); • научные исследования в области охраны окружающей среды; • основы формирования экологической культуры; • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д. Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах. Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства. Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природо-ресурсного законодательства России. К ним относятся Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др. Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете "Российские вести". Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормот-ворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ "О недрах", водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом "О животном мире", по окружающей природной среде — Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства. Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д. Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняются техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный. 3. Органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды Исключительно важную роль в реализации основ экологического законодательства играют органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды России. Действующей структурой органов управления в указанной области деятельности предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции. К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют функции в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" установлена новая структура государственного управления в Российской Федерации, включающая: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, лесным хозяйством, водными объектами и особо охраняемыми природными территориями. МПР России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства хозяйства и Федерального агентства по природопользованию. При этом МПР России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Функции по контролю и надзору возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральную службу по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящихся в ведении Правительства РФ. Росприродназдор осуществляет функции по контролю и надзору в следующих областях: • охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты, надзор за которыми осуществляет Федеральная служба ветеринарного и фитосанитарного надзора); • организации геологического изучения и рационального использования недр; • использования и охраны лесного фонда, водных объектов; • государственного земельного контроля в пределах своей компетенции; • ввоза и вывоза дикой фауны и флоры; • организации и проведения государственной экологической экспертизы; • ведения Красной книги российской территории; • ведения кадастра особо охраняемых территорий. Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нор- мативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия. Ростехнадзор является: • регулирующим органом по Конвенции о ядерной безопасности и компетентным органом Российской Федерации по Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; • органом государственного горного надзора; • специально уполномоченным государственным органом в области экономической экспертизы в установленной сфере деятельности; • специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Ростехнадзор осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования призваны обеспечить взаимодействие в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы. Экологическая политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на современном этапе должна базироваться на программных документах, принятых в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. на всемирном саммите в Йоханнесбурге. Основными стратегическими целями экологической политики России в настоящее время являются: • последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории; • последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения; • восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях), генетического фонда животного и растительного мира; • рациональное использование всего природоресурсного потенциала России. Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему. По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |