КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляд в прошлое (1): XV—XVII века — традиции Парижа как города Исиды
Старинные парижские традиции были очень благоприятны для Египетского Обряда, основанного Калиостро, и подготовили горожан к живому отклику на его заявление в связи с древнеегипетской богиней Исидой. С начала XV века можно документально подтвердить твердое убеждение некоторых парижских историков, что их город был каким-то образом связан с Исидой. Это убеждение, вероятно, имеет гораздо более старинные корни, но оно подтверждается в собрании манускриптов, датируемых 1402 годом, хранящимся в Национальной библиотеке в Париже. В этих редких средневековых документах можно найти миниатюры с изображением богини Исиды, одетой как французская знатная дама и прибывающей на ладье в Париж, где ее приветствуют французские вельможи и священнослужители. [6] Богиня носит титул «древней Исиды., богини и царицы египтян». [7] Особенно поразительно изображение ладьи Исиды на этих средневековых миниатюрах, так как она чрезвычайно похожа на ладью со средневекового герба города Парижа. [8] Известно, что парижане считали название своего города тесно связанным с именем Исиды. К примеру, монах-августинец Жак Легран писал в XIV веке:
«Во времена Карла Великого [VIH век н. э.]... существовал город под названием Исеос, в честь богини Исиды, которой там поклонялись. Теперь он называется Мелун. Париж обязан своим названием этому же обстоятельству: Pariseos как бы подобен Iseos (quasi par Iseos), так как его расположение на реке Сене подобно расположению города Мелун». [9] В 1512 году другой французский историк, Лемэр Бельгийский, сообщил о том, что идолу богини Исиды поклонялись в храме, расположенном у южных ворот Парижа, где теперь находится аббатство Сен-Жермен-де-Пре. [10] О том же сообщал парижский историк XVI века Жиль Коррозет, который считается первым человеком, составившим подробный путеводитель по Парижу. В 1550 году Коррозет также опубликовал историю Парижа под названием Singularitez de Paris, в которой он написал:
«...что касается происхождения названия города, говорят, что там, где сейчас стоит аббатство Сен-Жермен, некогда был храм Исиды, жены великого Осириса, или Юпитера Справедливого... Это место называлось храмом Исиды, а близлежащий город назывался Parisis, что означает «рядом с храмом Исиды». [11]
Французские издатели XVII века Пьер Бонфон и Жак Дюб-рейль опубликовали книгу Коррозета в Париже в 1608 году, подписав ее собственными именами. Жак Дюбрейль был иезуитом из аббатства Сен-Жермен и предположительно имел доступ к архивам этого аббатства, поэтому его свидетельство представляет большой интерес: «В том месте, где король Хильдеберт (V век н. э.) построил церковь Св. Винсента, где ныне находится аббатство Сен-Жермен, которой он пожертвовал свой фьоф Issy, некогда стоял храм Исиды, жены Осириса, известного также под именем Юпитера Справедливого. Деревня Исси получила свое название от Исиды, и там до сих пор можно видеть древние сооружения и фрески, якобы происходящие из замка короля Хиль-деберта». [12]
Археологическая находка, сделанная в годы правления Людовика XIV, еще больше укрепила предположение о связи Исиды с Парижем. [13] В 1653 году (см. главу 12) рабочий, раскапывавший фундамент здания в городе Турнэ, наткнулся на старинную гробницу с сотнями золотых украшений. Считалось, что гробница принадлежит Хлодвигу, франкскому королю V века н. э., легендарному предку французских монархов. [14] Среди украшений, как и во второй гробнице, расположенной поблизости, была обнаружена статуя Исиды, голова древнеегипетского быка Аписа (ассоциировавшегося с Осирисом, а впоследствии с культом Сераписа), а также около трехсот золотых пчел. Даже в то время было известно, что пчела является символом древнеегипетских фараонов. Это было воспринято как доказательство связи между египетскими фараонами и старинными королями Франции.
Взгляд в прошлое (2): 1665 год — тайна блуждающей оси (1) В 1665 году сокровища Хлодвига были отосланы Людовику XIV, который хранил их в своем личном Cabinet des Médailles. Как известно, в том же году в Париже состоялось собрание знаменитых архитекторов и градостроителей, включая Жана Лоренцо Бернини из Италии, Кристофера Рена из Англии и Андре Ленот-ра из Франции. Рен слушал и учился; Бернини получил заказ на Изготовление нового фасада Луврского дворца, а Ленотр планировал устройство садов Тюильри, расположенных к западу от Центральная ось Лувра направлена приблизительно с востока на запад и более или менее параллельно реке Сене, которая на этом отрезке течет на юг, и рю де Риволи, идущей точно на север. Если в наши дни следовать вдоль оси в западном направлении (т.е. к садам Тюильри), мы обнаружим, что она проходит через вершину огромной стеклянной пирамиды, установленной в «дворике Наполеона» в Лувре в 1989 году, а дальше на запад — через центр Карусельной арки (Триумфальная арка, воздвигнутая Наполеоном в 1806 году). Здесь происходит нечто странное, имеющее прямое отношение к работе Ленотра в XVII веке. Вместо того чтобы продолжать «ось Лувра» дальше на запад, при планировке садов Тюильри Ленотр принимает обдуманное решение отклонить ее на несколько градусов к северу, так что теперь она оказывается направленной под утлом 26° к северо-западу. [15] На первый взгляд может показаться, что Ленотр захотел изменить направление оси, чтобы сады Тюильри были расположены параллельно течению Сены. Это выглядит логичным и здравым решением для городского архитектора. Но почему он выбрал ровно 26°, а не более круглое число — скажем, 25° или даже 30°? Мы могли бы считать, что его выбор был произвольным, если бы не один очень важный момент... В нескольких сотнях ярдов вниз по течению реки от Лувра на маленьком речном острове Ситэ, имеющем необычную форму лодки, расположен знаменитый собор Нотр-Дам. При внимательном изучении мы обнаруживаем, что направление 26° на северо-запад включено в осевую линию собора. [16] Дело не только в том, что Нотр-Дам был построен за несколько столетий до Ленотра, но и в отсутствии какой-либо практической причины, которая могла бы обусловить такое направление оси. Едва ли можно считать совпадением, что два крупных монумента, расположенных на расстоянии нескольких сотен ярдов друг от друга, сориентированы в одном направлении. Если угол 26° имеет какой-то смысл, то что он означает? Ключом к разгадке, по нашему мнению, является Солнце. Не будем забывать, что Ленотр осуществлял программу архитектурной застройки по указанию «короля-Солнца», поэтому неудивительно, что в его схему была включена солнечная символика. Еще одно доказательство правильности этого подхода может заключаться в необычном расположении собора Нотр-Дам. По замечанию парижского историка Жана Форе, ось этого великого собора начинается под углом 23,5° к северо-востоку, но потом отклоняется до 26° к северо-востоку. [17] Почему? Читатели, обладающие хотя бы начальным образованием в области астрономии, должны знать, что угол 23,5° связан с движением солнца, так как он представляет величину позитивного и негативного отклонения солнца в точках летнего и зимнего солнцестояния, но если этим объясняется направление оси собора Нотр-Дам, то почему она потом отклоняется до 2б°? Может быть, это другая солнечная ориентировка? Сначала давайте разберемся со значением угла 23,5°. Высота Солнца на небосводе при измерении в полдень изменяется в течение года. Оно поднимается выше всего в середине лета (летнее солнцестояние) и опускается ниже всего в середине зимы (зимнее солнцестояние). Эти регулярные ежегодные перемены происходят потому, что земная ось наклонена под углом 23,5° по отношению к плоскости эклиптики. Словно космический шампур, проходящий через Северный и Южный полюса, эта наклонная ось, по сути дела, является подлинной мировой осью нашей планеты. Из главы 15 читатели помнят, что шпиль собора Св. Павла в Лондоне символизировал мировую ось, а Джон Эвелин пользовался солнечной символикой в своем градостроительном плане нового Лондона, основанном на каббалистической схеме Древа Жизни. Мы считаем, что угол наклонения оси собора Нотр-Дам отражает сходную солнечную символику. Положение Солнца в течение всего года изменяется не только в полдень (астрономический меридиан, или срединная линия небосвода), но и во всех других точках по дуге его движения — включая, разумеется, точки восхода и захода на горизонте. На широте Парижа (48°51 с.ш.) наблюдатель, обращенный лицом к западу, увидит, что точка захода Солнца расположена Примерно в 38° к северо-западу в середине лета и примерно в 38° к юго-западу в середине зимы. В остальные дни года Солнце Заходит в точках, расположенных между этими двумя крайно-
стями, двигаясь с севера на юг в течение шести месяцев и совершая обратное путешествие в течение следующих шести месяцев. Из этого маятникового движения следует, что Солнце заходит в любой произвольно выбранной точке этого диапазона два раза в году (при движении с севера на юг и при движении с юга на север). Согласно автору и исследователю Жану Форе, второй угол направления оси собора Нотр-Дам (т.е. 26° к северо-западу) объясняется маятниковым движением Солнца над линией горизонта. Выясняется, что наблюдатель, обращенный лицом к западному направлению у собора Нотр-Дам, видит заход Солнца под углом 26° к северо-западу 8 мая и 6 августа. Обе эти даты совпадают с важными религиозными праздниками римско-католической церкви. Первый день, 8 мая, обозначает Saint-Michel du Printemps, очень популярный праздник Средневековья, отмечавшийся в честь чудесного появления архангела Михаила на вершинах разных гор Европы в IV—V веках н.э. — к примеру, на горе Сен-Мишель в Бретани на побережье Франции и на горе Сен-Мишель в Корнуолле (Британия). В Библии архангела Михаила называют «вождем воинства Господня» (Иисус Навин, 5, 14; Даниил, 12,1) — роль, которую многие европейские монархи с готовностью примеряли на себя. Вторая дата, 6 августа, соответствует Преображению Господню, которое до сих пор остается двунадесятым праздником для всех христианских конфессий. Согласно Новому Завету, однажды Иисус поднялся на вершину горы в сопровождении своих учеников Петра, Иакова и Иоанна; там перед ними предстали Моисей и Илия, лицо и одежды Иисуса преобразились, став белыми и блистающими (Марк, 9, 2—13; Матфей, 17, 1 — 13; Лука, 9, 28—36). Таким образом, можно понять, почему католики часто ассоциировали «блистающую» солнечную символику с фигурой Христа (примером могут служить его иконографические изображения в облике Sol Invictus [непобедимое Солнце] в ранней католической церкви). [18] Известно также, что многие христианские праздники следуют солнечному циклу, например Рождество (зимнее солнцестояние), день св. Иоанна (летнее солнцестояние), Пасха (весеннее равноденствие) и тд. [19] В Библии предсказано, что Илия появится перед пришествием еврейского мессии, но Иисус утверждает, что это пророчество уже было исполнено, когда Илия появился перед Иоанном Крестителем (Матфей, 17, 9—13). В другом библейском пророчестве утверждается, что перед появлением мессии «восстанет Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Даниил, 12, 1). Многие христиане считают это второе пророчество указанием на то, что архангел Михаил будет предвестником Второго Пришествия Христа. Точно так же, как Бог послал Илию в облике Иоанна Крестителя, чтобы возвестить о Первом Пришествии Христа, он пошлет Михаила в конце времен, чтобы объявить о Втором Пришествии. Предание не оставляет сомнений в том, что это событие произойдет на вершине горы. Иудеи не сомневаются, что речь идет о горе Сион, где некогда стоял Храм Соломона, но для христиан предполагаемое место Второго Пришествия было предметом конкуренции, что объясняет многочисленные притязания на появление святого архангела Михаила на вершинах разных гор Европы в Средние века.
Взгляд в прошлое (2): 1665 год — тайна блуждающей оси (2) Представляется очевидным, что при окончательном выборе направления оси средневекового собора Нотр-Дам учитывалась сложная солнечная символика, связанная с праздниками св. ар-ханхела Михаила и Преображения Господня. Но не будем забывать о том, что точно такое же осевое направление — 26° к северо-западу — значительно позднее было выбрано Ленотром для садов Тюильри и Елисейских Полей, составляющих «историческую ось» Парижа. Поэтому интересно отметить, что в эпоху Ленотра и «короля-Солнце» Людовика XIV дата 6 августа связана не с одним, а с двумя важными небесными событиями, происходившими в определенном регионе небосвода. Первым событием, как известно, был заход солнца в точке, расположенной под углом 26° к северо-западу, совпадающей с осью собора Нотр-Дам и «исторической осью» Парижа. Вторым событием был так называемый гелиакальный восход Сириуса (т.е. восход звезды над горизонтом одновременно с солнцем). [20] Это событие тоже произошло в праздник Преображения Господня, но в противоположном направлении, т.е. под углом 26° к юго-востоку, на обратной стороне оси — и, разумеется, не в точке заката, а в точке восхода солнца. Здесь следует обратить внимание на еще одно обстоятельство. Нам известно, что впоследствии на «исторической оси» Парижа был воздвигнут огромный солнечный талисман: обелиск из Древнего Египта. Как помнят читатели из главы 1, этот обелиск был доставлен из Луксора, «южного Гелиополя», еще одного «солнечного города» Древнего мира. Один из двух обелисков, стоявших перед Луксорским храмом (другой по-прежнему остается на месте), принадлежал фараону Рамсесу II, могущественному царю, чье имя означает «сын Солнца». [21] Этот обелиск создает явное символическое звено через века и эпохи между двумя могущественными «солнечными владыками» — т.е. Рамсесом II и Людовиком XIV. Далее, как мы могли убедиться в главе 10, Луксор был составной частью огромного храмового комплекса Амона-Ра в Карна-ке. Здесь мы обнаруживаем нечто действительно интересное. Точно так же, как историческая ось Парижа, ось карнакского храма была заложена его архитекторами по направлению 26° с юго-востока на северо-запад...
Взгляд в прошлое (2): 1665 год — тайна блуждающей оси (3) Ни одно прилагательное в английском языке не годится для подлинного описания великого храмового комплекса Амона-Ра в Карнаке, но за неимением лучшего сойду!1 такие, как «грандиозный», «головокружительный» и «внушающий благоговение». Известный в древние времена как «великолепнейшее место» (Ипегп Сут), этот храм имеет длину более полукилометра по центральной оси, нацеленной на Фиванские холмы и Долину Царей на западном берегу Нила, где хоронили могущественных египетских фараонов. С запада к храму ведет монументальная аллея, обрамленная рядами сфинксов. Когда вы проходите так называемый Первый пилон — массивные наклонные стены, образующие сводчатый проход, — то попадаете в просторный открытый двор, где перед вами возвышается гигантская статуя Рамсеса П. Затем вы вступаете в большой Гипостильный зал со 134 массивными круглыми колоннами и поперечными балками, некогда поддерживавшими крышу, высотой 25 м над уровнем пола. Ряд других пилонов приводит вас к внутреннему святилищу солнечного бога Амона-Ра. Когда прославленный британский астроном Норман Локайер посетил Карнак в 1891 году, чтобы измерить направление его оси, он был поражен увиденным:
«Храм Амона-Ра, безусловно, можно назвать самыми величественными руинами в мире. По центру идет каменная аллея, открывающая вид на северо-запад; протяженность этой оси составляет примерно 500 ярдов. Целью строителей великого Карнакского храма — одного из наиболее грандиозных храмов, когда-либо задуманных или построенных человеком, — было сохранить эту ось абсолютно открытой. Все замечательные залы, колонны и тому подобное при наблюдении с одного или другого конца оси являются лишь деталями, а сама ось, прямая как стрела, направлена к западным холмам на другом берегу Нила, где находятся гробницы царей... На самом деле существовало два храма [посвященных богу солнца в ипостасях Амона-Ра и Ра-Харахти]; главный был обращен на закат солнца в день летнего солнцестояния, а другой, возможно, на восход солнца в день зимнего солнцестояния... Легко понять, что в таком расположении заложена идея использования храма в астрономических целях...» [22]
Локайр, который назвал храм огромным «горизонтальным телескопом», постоянно нацеленным на западный горизонт, определил, что его ось направлена на северо-запад под углом 26° на точку заката в день летнего солнцестояния на широте Луксора. [23] Однако, по его справедливому замечанию, ось указывает Не только на точку заката в день летнего солнцестояния на западном конце, но и на точку восхода в день зимнего солнцестояния на восточном конце. На какую же из этих целей ориен-
тировались древние строители храма? Как ни странно это может показаться, скорее всего и на ту и на другую. В древнеегипетских текстах говорится об очень важном празднике под названием Месора, что в буквальном переводе означает «рождение Ра». Этот праздник отмечали в день Нового года по гражданскому (солнечному календарю) в первый день месяца под названием Тот. Когда был введен гражданский календарь (около 2800 года до н. э.), праздник «рождения Ра» приходился на дату, не далекую от дня летнего солнцестояния, но к тому времени, когда открылся храмовый комплекс Луксора/ Карнака (около 2000 года до н. э.), праздник «рождения Ра» переместился на шесть месяцев вперед, к дню зимнего солнцестояния. Дело в том, что египетский гражданский календарь был основан на «идеализированном» солнечном годе продолжительностью 365 дней, не принимавшим в расчет дополнительную четверть дня в продолжительности истинного солнечного года, в результате чего он отодвигался от своей первоначальной точки в период летнего солнцестояния со скоростью один день за каждые четыре года. Таким образом, можно понять, что храмовый комплекс Луксора/Карнака, открывшийся около 2000 года до н. э., был посвящен не просто Ра (Солнцу), но более конкретно, «рождению Ра», которое приходилось на первый день месяца Тота. Здесь мы зададим спорный и, возможно, даже провокационный вопрос: мог ли Андре Ленотр хотя бы с помощью астрономов из Французской академии наук, располагавшейся в Лувре в 1663 году, специально создать для французского «короля-Солнца» архитектурный план, воспроизводивший солнечные ориентировки его древнеегипетских предшественников?
Взгляд в прошлое (2): 1665 год — тайна блуждающей оси (4) К этой весьма занимательной коллекции «совпадений» следует добавить еще один любопытный астрономический факт. В главе 11 мы рассмотрели вопрос о том, как гелиакальный (предрассветный) восход Сириуса (который в древнеегипетской и «герметической» мифологии ассоциируется с богиней Исидой) использовался египтянами для символизации и освящения рождения солнечных царей-фараонов. Американский астроном Рональд Уэллс, признанный специалист по древнеегипетской астрономии, утверждает:
«Богиня Исида, дочь Ра (солнечного бога), тоже отождествлялась с Сириусом. Эта связь обусловлена астрономическими причинами не только потому, что Сириус является ярчайшим светилом ночного небосвода (если не считать Луны), но и потому что место его гелиакального восхода над горизонтом расположено очень близко к тому месту, где Ра (Солнце) восходит утром во время своего рождения в день зимнего солнцестояния. В сочетании с тем фактом, что Нил начинал подниматься примерно в то же время, это событие приобретало священный смысл». [24]
Угол восхождения Сириуса над восточным горизонтом не одинаков при наблюдении в различных регионах планеты. Он возрастает вместе с увеличением северной широты. К примеру, в Париже, расположенном очень близко к 49° с.ш., этот угол составляет 27,5°, в то время как в Каире (расположенном на 30° с.ш.), он составляет лишь 20°. Вторым фактором, влияющим на величину угла восхождения, являются очень долгие периоды времени. Это феномен прецессии — очень медленного «покачивания» земной оси с циклом около 26 ООО лет. Расчеты, принимающие во внимание оба эти фактора, показывают, что в 1637 году (год зачатия Людовика XIV) Сириус взошел под углом 26° к юго-востоку, т.е. точно по направлению оси собора Нотр-Дам! Мы знаем, что с незапамятных пор гелиакальный восход Сириуса, звезды Исиды, был космическим знамением, освящавшим «сверхъестественное рождение» египетских фараонов. Нам известно, что культ Исиды был принесен в Париж римлянами. Вполне может быть, что собор Нотр-Дам стоит на месте древнего святилища, которое, согласно некоторым историкам, в римскую эпоху было храмом Исиды-Цереры. [25] В главе 12 повествуется о том, что Людовик XIV предположительно был зачат в
личных апартаментах Анны Австрийской в Лувре бурной декабрьской ночью 1637 года. Если сложить это все вместе, то может ли быть совпадением, что продолжение «оси Ленотра», направленной под углом 26°, проходит через Лувр очень близко к апартаментам Анны Австрийской, где в 1637 году произошло «чудо зачатия»? И может ли быть совпадением, что 300 лет спустя, в 1989 году, конная статуя Людовика XIV работы Бернини, изображавшая его в облике Александра Великого (античного «солнечного царя» древности), была перенесена с ее бывшего места в Версале и тщательно расположена на открытом дворе Лувра точно по направлению этой оси? Читатели помнят, что рождение Людовика XIV 5 сентября 1638 года было предсказано герметическим философом Томма-зо Кампанеллой в 1637 году. Кампанелла также предсказал, что будущий король превратит Париж в «Город Солнца» по египетскому образцу. Жан Форе сообщает, что когда Андре Ленотр продолжил ось садов Тюильри дальше на запад, к будущим Ели-сейским Полям в 1665—1667 году, он как будто предвидел включение в свою архитектурную схему некоторых других элементов в более позднее время: «Ленотр помещаем в свой план крест, предвидит «звезду» и проецирует обелиск или солнечные врата, сходные с воротами Сен-Мартен и Сен-Дени, построенными во времена Людовика XIV». [26] Это очень интересно еще и потому, что через сто с лишним лет на оси Елисейских Полей, заложенных Андре Ленотром, появилось два монумента — один в форме «звезды», а другой представлял собой обелиск Рамсеса II, привезенный из Луксора.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |