Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.о. круг чтения детей данного периода ( XI -XIII в.) составляли Поучения, Жития, летописные сказания и легенды




Т.о., в русской литературе данного периода тема детства отсутствовала. Ребенок воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленое чадо. А пора детства заканчивалась гораздо раньше, чем в наше время.

Лекция №3

Итоги Смутного времени.

Это период, приведший к новому кризису на Руси. Это время упущенных альтернатив, когда история страны могла измениться несколько раз. По подсчетам Кобрина, в это время на престол претендовало 14 человек. 8 из них в той или иной мере правили страной.

 

 

Русская детская литература XII-XVI вв.

 

1. Произведения древнерусской литературы, адаптированные для детского чтения (жития святых, воинские и бытовые повести)

2. Первые детские учебные книги (буквари, азбуки, азбуковники)

3. Появление детских книг, прямо адресованных читателям-детям. Переводные произведения.

Предыстория Киевской Руси.

В середине 9 века, в результате длительного исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось древнерусское государство, которое окончательно оформилось после слияния Киева и Новгорода. Русские (киевские и новгородские) князья совершали военные походы в соседние государства и в отдаленные земли, вели торговлю, заключали договоры. Так, в 911 г. Византийский император в договоре с русскими поклялся «укрепить дружбу между христианами и русскими» («Повесть временных лет») Археологические находки с надписями свидетельствуют о том, что Древняя Русь знала письменность еще в языческий период. К концу 10 века при Владимире Святославовиче завершилось объединение всех восточных славян в пределах Киевской Руси, а в 988 году было принято

,христианство в качестве официальной религии, что и послужило толчком к более широкому распространению письменности. А она, в свою очередь, способствовала развитию русской культуры.

I Литература Киевской Руси складывалась с конца 10 до середины 13 веков:

- древнерусский книжник осознавал писание как проповедь христианства

- не умел фантазировать, выражать свою личность через текст или сообщать свое имя

- бытовое, частное, индивидуальное не было предметом внимания

- систему жанров заменяли каноны (правила писания текстов в зависимости от назначения)

- каноны не разделяли тексты по возрастным категориям.

В киевском периоде не выявлен ни один «детский» текст. Вероятно, что круг чтения взрослых и детей был общим. В основном это были переводы византийских произведений. Однако в первую очередь человек учил Азбуку, т.е. славянский кириллический алфавит.

Из книг Кирилла и Мефодия на Руси широкое распростране­ние получило недельное Священное Писание (Евангелие, приспо­собленное для богослужебного календаря). Священное Писание соединилось в сознании народа с дохристианским сельскохозяй­ственным календарем; во многом благодаря этому соединению сло­жился ныне известный мир русского фольклора, являющийся важ­нейшим фактором в развитии детской литературы.

И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь, входящая в состав Священного Писа­ния (Псалтырь — сборник изречений, притч из Ветхого Завета — из всех книг Ветхого Завета ближе всего к христианству). Долгие века она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой. От­дельные псалмы и фрагменты заучивали наизусть, выводили из нее пословичные выражения. В детской памяти запечатлевались яр­кие и поучительные истории-притчи: к примеру, об Ионе, кото­рый в бурю упал с корабля, был проглочен китом и спасен по воле Бога.

Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги — Биб­лии, были этапными ступенями к постижению универсальной концепции космоса и человечества.

В каждой книге раскрывалось универсальное содержание, постигать которое предстояло всю сознательную жизнь. Человек с малых лет сначала слушал, потом читал, перечитывал, заучи­вал наизусть фрагменты, переписывал куски или книгу цели­ком; при этом вся его библиотека могла состоять из единствен­ной книги.

Из летописей, в частности из «Повести временных лет», мы узнаем о том, что большое значение придавалось обучению детей грамоте. Ведь для развития культуры, обслуживания княжеского двора, укрепления власти необходимы были грамотные люди.

Открываются школы в Новгороде, в Суздале, Чернигове, Муроме. К книге, чтению относились с особым уважением. Книгу бережно хранили, лелеяли, относились к ней как к святыне. А чтение, особенно вслух, для других, считалось богоблаженным делом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.