КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура консультационного процесса
Рассмотрим структуру процесса психологического консультирования т.ж. под разными углами зрения. 1.Традиционное структурирование консультационного процесса: 1) Заключение контракта между клиентом и консультантом; 2) Пояснение запроса и анализ проблемной ситуации (консультант ориентируется в проблеме, слушая клиента, задавая ему вопросы, использует перефразирование и переспрашивание для прояснения сути проблемы, рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке консультационной цели); 3) перефомулирование проблемы и постановка консультационной цели (суть проблемы клиента определена как для консультанта, так и для клиента); 4) Поиск способов решения проблемы (этап взятия на себя ответственности за выход из проблемной ситуации, поиск путей выхода из неё, приемлемых для клиента).
2.Эклектическая системная модель процесса психологического консультирования:
1.Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) c клиентом и достигает обоюдного доверия: внимательное выслушивание клиента, говорящего о своих трудностях, проявление максимальной искренности, эмпатии, заботы, избегание оценок и манипулирования. Клиент поощряется к глубокому рассмотрению проблемы, фиксируются его чувства, содержание его высказываний, невербальное поведение. (стадии 1,2 традиц. подхода).
2.Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблемы ведётся до тех пор, пока и консультант и клиент не достигнут одинакового её понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем помогает понять их причины, а иногда указывает и на способы их разрешения. Если на этой стадии возникают трудности, есть смысл вернуться к первой стадии исследования проблемы. (стадии 2,3 традиц. подхода).
3.Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. (стадия 3 трад. подхода). 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения на основе предыдущего жизненного опыта клиента, его темпераментных, личностных характеристик, его потенциальных возможностей. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и т.д.). (стадия 4 трад. подх.)
5.Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учётом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также, что немаловажно, с пониманием возможной неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – ещё не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. В случае возникновения новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Как можно видеть, именно системный эклектический подход к структурированию процесса консультирования полнее эффективнее отражает цели и динамику процесса консультирования. Реальный процесс консультирования на самом деле является гораздо более сложным, допускающим элементы творчества, неожиданности и некоторой неопределённости. Данные же модели необходимо знать и теоретически придерживаться какой-либо из них для структурирования консультационного процесса. Важно подчеркнуть следующее: в процессе консультирования важны не схемы, а профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным (по Р.Кочюнасу): 1) Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако, поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. 2) В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций. 3) Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, более важно, нежели представление о них консультанта; 4) В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента; 5) Стремясь помочь клиенту, консультант обязан подключить все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности. 6) Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультационной встречи – решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом. 7) Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответствен за соблюдение правил этики и работу на благо клиента. 8) Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. 9) Некоторые проблемы – это сущностные человеческие дилеммыи, в принципе, ен разрешимы(экзистенциальная вина). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней. 10) Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента. 11) Важной личностной предпосылкой для эффективного консультирования является стремление консультанта к самосовершенствованию, личностному росту. 12) Эффективность деятельности консультанта во многом определяется пониманием им самим своей роли в консультационном процессе. Роль и место консультанта в консультировании.
Эта роль во многом зависит от принадлежности консультанта к определённой теоретической школе, его квалификации, личностных черт, от ожиданий клиента. Если у консультанта нет ясности относительно своей роли и своего места в процессе консультирования, он часто будет руководствоваться не теоретическими принципами, а ожиданиями клиента. Никакой консультант не может указывать клиенту как ему жить. В практике психологического консультирования чаще стоит вспоминать слова знаменитого психотерапевта Бугенталя о тайне и знании: «Тайна охватывает знание. В ней скрыта информация. Тайна бесконечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, ещё больше становится тайна… Психотерапевтов подстерегает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Будем откровенны – мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный выбор,- значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну…» Итак, общий ответ о роли консультанта в процессе консультирования кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам же во время консультирования следует искренне оценивать своё поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении и они хотели бы изменить свою жизнь. М.Сох называет это «структурированием процесса терапии», который может быть: 1.Первичным – личное присутствие консультанта в терапевтическом пространстве и значение этого присутствия для клиента(Кем является консультант?). 2.вторичным – деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиента (Что делает консультант?)- консультант активирует и контролирует потенциал раскрытия клиента.
Таким образом, мы подошли к существенной составляющей эффективности консультационного процесса – ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА. Личность консультанта во всех теоретических школах выделяется как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Известный английский психоаналитик Балинт в 1957 году говорил о полном забвении того, что психотерапия не теоретическое знание, а навыки личности. К.Роджерс подчёркивал, что методы и теория консультанта менее важны, чем осуществление им своей роли. А.Комбс с сотр. на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. Сам З.Фрейд на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Исходя из этого, основную технику психологического консультирования можно кратко сформулировать словами А.Абдера:
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |