Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественные приемы




I. "Поток сознания" или "внутренний мо­ нолог". Он предполагает непрерывные переходы из одного временного и пространственного ряда в другой. Поток ассоциаций, сцепляющих" в соз­нании действующих лиц, определяется процессом, происходящим в под­сознании, и, который вызван впечатлениями получаемыми, как правило, извне.

II. Смена стилей, смена ключей письма. Каждый эпизод романа пишется в специальной технике. (Эп.7."Эол": имитация газетного стиля; эп. 14, "Быки Солнца": модели английского литературного стиля с древности до современности).

III. "Принцип гиперлокализации". Тесная привязка каж­дого эпизода к месту действия. Все происходящее в романе снабжается детальным указанием. У каждого эпизода есть своя топографическая кар­та.

IV. Символика в романе. Персонаж романа является носителем опре­деленной цветовой гаммы (Белый и золотистый — цвет Дедалуса и т.д.); каждый эпизод представляет какую-нибудь науку или искусство (родильный дом — медицина, бар — музыка, пляж — живопись и т.д.); каждый эпизод соотносится с каким-нибудь органом тела (завтрак Блума — с почками, национальная библиотека — с мозгом, бар — с ухом, улицы Дублина — с органами кровообращения).

 

 

Германия.

Объединенная «железом и кровью» во второй половине ХIХ века Германия к началу ХХ быстро набрала экономическую мощь, стала серьезным конкурентом Великобритании и Франции. Пришедший к власти в 90-е годы Вильгельм II официально возродил статус Германии как империи, заявившей о себе в международных делах.

А в литературе властвовали теория интуити­визма А. Бергсона и теория познания Э. Гуссерля как философские ис­точники экспрессионистской концепции мира и искусства.

 

Новый тип художественного мышления нашел свою адекватную фор­му в поэзии — Франц Верфель (1890—1945), Георг Тракль (1887—1914), Георг Гейм (1887—1912); в прозе — Гус­тав Мейринк (1868—1932), Роберт Музиль (1880—1942), Франц Кафка (1883—1924).

 

Художественный мир австрийского писателя Франца Кафки. Творчество Кафки как синтез самых разнообразных пластов европейских культур: немецкой, иудейской, славянской. Кафка создал собственную иррациональную модель мира. Его называют пророком пессимизма. Болезненно обостренная впечатлительность, жажда одиночества и страх перед ним, беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, неверие в собственные силы — отличительные черты душевного состояния писателя. Человек, в воспри­ятии Кафки, это существо глубоко страдающее, которое несет в самом себе постоянную душевную муку. Материалом для творческой лаборато­рии стала сама жизнь художника. Все главные герои Кафки — это зер­кальное отражение самого писателя.

"Письмо отцу" (1919) — один из самых исповедальных документов в истории мировой литературы. Отношение Кафки к среде, из которой он вышел. Чувство вины перед своими близкими. Беззащитность перед внешней стороной жизни, неспособность наладить контакт с окружающим миром.

 

Франция.

Модернистские установки характеризуют французского романиста Марселя Пруста (1871—1922). Он обращается к импрессионистическим пейзажам, к мотивам "болезненной красоты" в камерном сборнике "Наслаждения и дни" (1896). Четко очерчена формула молодого писателя - "я вспоминаю, значит, я существую".

Эстетические принципы Пруста: вера в исключительные возможности искусства, в его способность облагородить человеческую душу; особая значимость таких категорий, как воображе­ние, поэтическое видение, интуиция, "художник должен прислушиваться лишь к голосу своего инстинкта", особая стилистическая манера.

Им создана многотомная эпопея "В поисках утраченного времени". В нее вошли несколько романов. Каждый из них имеет свои тематические и идейно-художественные функции: "По направлению к Свану" (1913) — семейная хроника; "Под сенью девушек в цвету" (1919) — роман воспитания; "Сторона Германтов" (1920) — нравоописательный роман; "Содом и Гоморра"(1922) — сатирический гротеск; "Пленница" (1923), "Беглянка" (1925) — драма­тические произведения; "Обретенное время" (1927) — философский ро­ман.

 

"В поисках утраченного времени" — один из первых вариантов мо­дернистского "романа в романе". В романах скрупулезно воспроизводится повседневная жизнь, сохраняются многочисленные детали окружающих явлений.

Пессимизм — характерная черта мировосприятия французского ху­дожника. Прустовское ощущение уходящего времени — острые утраты былого, боль невозратимости счастья, ностальгия по утраченной чистоте. "Все изнашивается, все гибнет, все разрушается" - реальность, домини­рующая в произведении.

Творческая манера писателя.

-Подлинно импрессионистические пейзажи в романе.

-Упор на фиксирование субъективных впечатлений.

-Воздушна среда произведения: пейзаж, люди, внешний и внутренний мир — все пребывает в состоянии мерцающей неустойчивости, все становится рас­плывчатым, неуловимым, все непрерывно меняется в соответствии с ду­шевным состоянием рассказчика.

-Отсутствие движения в произведении, роман превращается в длинную цепочку статичных картинок.


Пруст совершил литературные открытия в области временного и пространственного ряда. Память выступает как инструмент, позволяющий постичь природу време­ни. "Инстинктивная память" — поставщик материала для Пруста (влияние идей французского философа А. Бергсона). Впервые память сама стано­вится вещью, которая описывается, отсюда задача романиста "запечатлевать не вещи, которые описываются, но воспоминания о вещах".

 

В 20—30-х гг у французских писателей происходит ряд идейно-эстетических исканий. Многообразие художественных направлений и течений в искусстве (да­даизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, критический реализм и т. д.).

 

Дадаизм – как предтеча сюрреализма в литературе. Идеологи дадаизма Т. Тцары, Л. Арагона, А. Бретона выводили универсальную формулу существования человека. Ее суть сводится к бегству от действи­тельности в область подсознания, "логического сна". Цель дадаизма - то­тальный нигилизм, всеобщее разрушение; общество, мораль, законы, ра­зум, искусство должны быть ниспровергнуты. "Врата смысла наглухо замкнуты, ключ выброшен. Ни картина, ни скульптор не преследуют ни­какой цели".

Художник не вправе огра­ничивать себя красками, словами, мрамором; он волен использовать любые приемы и материалы, он послушен голосу только своего вообра­жения. "Искусство сокровенно, художник творит для одного себя; если произведение искусства доступно пониманию, оно образчик журнализма, и только" (Т. Тцара).

 

Приемы дадаистской поэзии: синхронизация, отрицательный паралле­лизм, тавтология, алогизмы, сдвиги смысла. Тяга к абсурдному: "Однажды мы поймем, что до Дада, после Дада, без Дада, по отношению Дада, против Дада, назло Дада всегда будет Дада"(А. Бретон).

 

 

Сюрреализм (от фр. слова surrrealite — надреальность) — самое влия­тельное авангардное течение во французском искусстве XX столетия. Среди его почитателей в разные годы были такие писатели, как Г. Апол­линер, Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, Ж. Превер, Ж. Кокто. Теоретиком сюрреализма выступил Андре Бретон (1896—1966).

Главенст­вующий творческий принцип нового направления — "чистый психоло­гический автоматизм", т. е. фиксация мыслей без всякого контроля со стороны разума, "вне каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений".

Основные художественные приоритеты сюрреалистической школы:

- отказ от реальных жизненных образов; желание вы­рваться из мира реальности в мир "сновидений", отсюда пристальное внимание к видениям, ирреальным образам; разрушение логики стиха;

- крайний формализм и субъективизм в искусстве; ставка на "безграничную свободу духа", обрести которую можно только по ту сторону реальности, в "надреальном мире" в "мире подсознания и инстинктов".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.