Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы современного русского литературного языка




Культура речи как учебная дисциплина.

Термин культура речи достаточно нов, как молода и называемая им об­ласть науки о языке, активно развивающаяся и оказывающаяся влияние на современную культурно-речевую практику. В основании учения о культуре речи как раздела языкознания лежат работы В.И.Чернышевского, Л.В.Щербы, А.В.Пешковского и Г.О.Винокура. Эти работы появились в начале 30-х годов XX века, когда отечественные языковеды занялись изучением факторов, раз­рушающих нормы русского литературного языка.

Наиболее плодотворными для разработки учения о культуре речи По

стали 60-е годы, с которых, по сути, и ведется отсчет времени существования учения о культуре речи как области языкознания. По

 

Важнейшая эпоха в становлении культуры речи как особой дисциплины связана с именем профессора С. И. Ожегова. Он стал основателем сектора культуры русской речи в Институте русского языка АН СССР.

В современной лингвистической литературе встречается несколько по­нятий культуры речи. По мнению Введенской Л. А., Павловой Л. Г., культура речи – это знание норм современного литературного языка, соблюдение его норм. Ши­ряевым Е. Н. культура речи рассматривается как такой набор и такая орга­низация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наи­больший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. При этом он выделяет три компонента речевой культуры: нормативный, коммуни­кативный и этический.

Нормативный компонент преследует укрепление охранительных функ­ций литературного языка, обеспечивая его единство для всей нации.

Коммуникативный компонент связан с функциональными разновидно­стями общения.

Этический компонент предполагает необходимый уровень этики обще­ния в разных социальных и возрастных группах носителей литературного языка, а также между этими группами.

Языковая норма (литературная) - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложивших­ся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в од­ной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (офи­циально-деловое общение). Изменение литературных норм обусловлено по­стоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 10 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 40-е годы 20-го столетия абитуриентами называли и тех, кто оканчивал среднюю шко­лу, и тех, кто поступал в вуз. В послевоенные годы за оканчивающими сред­нюю школу закрепилось слово выпускник, а слово абитуриент в этом значе­нии вышло из употребления. Абитуриентами стали называть тех, кто сдает вступительные экзамены в вузе и техникуме.

В пределах литературной нормы существуют варианты (книжные, раз­говорные), один из них является предпочтительным. За пределами литератур­ной нормы находятся профессиональные, просторечные и устаревшие вари­анты.

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охва­тывает все стороны языка. Различают следующие языковые нормы:

Ÿ произносительные (орфоэпические) - это правильное произношение звуков, слов;

Ÿ грамматические - правила использования морфологических форм раз­ных частей речи и синтаксических конструкций;

Ÿ лексические - правила применения слов в речи;

Ÿ синтаксические — правила построения предложений и словосочетаний;

Ÿ орфографические - правила написания слов;

В современной лингвистике существует понятие кодификация - за­крепленность слов в словарях, справочниках по русскому языку. При коди­фикации происходит сознательный отбор того, что предписывается употреб­лять как правильное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.