КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переподготовка и повышение квалификации персонала
Лекция 7. Джон Локк. Томас Гоббс. Текст лекции. Лекция 7. Философия Нового времени. Сенсуализм. Основные понятия: Сенсуализм; Чувственное восприятие;
Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона: • решительно отвергал теологическую схоластическую философию; • целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; • в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; • был убежденным материалистом; • считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; • разработал теорию государства; • первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства. Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию: • сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.); • метки — различные знаки, придуманные человеком для общения; • естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.); • произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков; • знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.); • знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве. Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем: • человек обладает изначально злой природой; • движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; • указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все; • право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс; • в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все"; • для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство; • чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным; • государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: • мир материалистичен; • в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); • сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa); • источником опыта выступает внешний мир; • цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; • идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; • идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Вопросы: 1. Учеником кого является Томас Гоббс? 2. Кем была выдвинута идея общественного договора? 3. Благодаря чему Гоббс считал осуществляется познание? 4. Какова главная проблема философии по Гоббсу? 5. Кто является автором «Левиафана»? 6. Каковы основные положения философии Локка? 7. Что общего и различного в философии Гоббса и Локка?
1. Необходимость обучения и повышения квалификации персонала. 2. Анализ потребностей в переподготовке управленческого персонала. 3. Стратегическое и оперативное планирование процесса переподготовки и повышения квалификации 4. Программы и методы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала 5. Оценка качества переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
1. Персонал характеризуется рядом количественных и качественных параметров, среди которых важнейшим является уровень его квалификации. Поэтому переподготовка и повышение квалификации кадров в настоящее время занимает важнейшее место в достижении целей любой организации. Эффективность деятельности организации во многом зависит от качества управления. Задача заключается в том, чтобы непрерывно поддерживать соответствие между требованиями современного бизнеса и квалификацией кадров. Существуют различные подходы к профессиональному росту руководящего персонала. Но, несмотря на их разнообразие, все они включают в себя четыре основных блока, а именно: · анализ потребностей в повышении квалификации; · планирование учебных программ и самого процесса; · создание разнообразных по форме и приемам учебных программ; · анализ результатов и их использование для дальнейшего продвижения управленческого работника по служебной лестнице или для других целей. Как показывает мировая и отечественная практика, успех любой организации достигается только тогда, когда работа ведется по всем четырем направлениям одновременно с разработкой и использованием соответствующей документации, учебно-методической и материальной базы.
2. Начальный этап в повышении квалификации управленческого персонала состоит в определении целей переподготовки и формулировании задач, стоящих перед управленцами. На этой стадии создается своеобразный прогноз дальнейшего обучения управленческих кадров. Он основывается на данных, полученных при сборе информации о подготовке работника, проведении входного контроля качества знаний, умений, деловых и личностных качеств. Информация о состоянии подготовки работника формируется на основе оценки его деятельности, являющейся исходным пунктом диагностики квалификации. При этом определяется, какие профессиональные качества управленца требуют развития, коррекции и шлифовки. В ходе оценки качества знании, умений, деловых и личностных качеств специальные комиссии аттестуют работников в зависимости от результативности их труда по выбранным факторам и относительной значимости этих факторов для выполняемых работником функциональных обязанностей. По результатам входного контроля также определяется целесообразность тренинга и других форм переподготовки, выдаются рекомендации для индивидуальной программы обучения. Входной контроль проводится одновременно с психофизиологическим обследованием обучаемых.. Для выявления индивидуальных особенностей и уровня профессионализма проводится тестирование, позволяющее рационально комплектовать учебные группы, оптимизировать процесс тренинга, а также выбрать необходимые формы обучения. Для определения потребностей в повышении квалификации управленцев необходимо выяснить в первую очередь, насколько хорошо они ориентируются в таких понятиях» как система и структура управления, его стратегия и стиль. Выявленные недостатки в знаниях и должны быть восполнены последующей учебой и тренингами. Определение потребностей в переподготовке кадров проводится прежде всего путем кадрового аудита. С помощью тестов, анкетирования, наблюдений, собеседований, обсуждений, опросов проводится анализ подготовленности управленческого персонала и, в первую очередь, менеджеров высшего и среднего звена. Исследованию подвергаются знания, практические навыки и умения, деловые и личностные характеристики, оцениваются психологические аспекты поведения работников, их должностные обязанности, практика работы с подчиненными и с представителями других организаций, организационная структура, система оплаты и поощрения, возможности профессионального развития и продвижения по службе и др. От работников, проводящих подобные исследования, требуется соблюдение конфиденциальности и профессиональной этики. На основе такого анализа готовятся подробные описания и рекомендации по совершенствованию квалификации управленческих работников. Обычно за этим следует тренинг или другие методы и приемы переподготовки. Программа при этом строится на основе определения расхождений между реальным и желаемым состоянием квалификации высшего и среднего звена менеджеров и других работников. Другой подход предполагает проведение предварительного анализа в рамках самих учебных программ. При этом преподаватели посещают организации, встречаются с руководителями до начала курса, что позволяет составить представление о потребностях в подготовке и адаптировать методику, содержание и материалы для конкретной аудитории. Проведенные в западных корпорациях исследования показали, что менеджеры низшего и среднего звена, как правило, нуждаются в обучении и помощи для выработки стиля руководства, позволяющего им создать нормальный психологический климат, развивать гуманные отношения в трудовом коллективе, утвердить себя в роли руководителя и одновременно создать для работников стимулы к повышению производительности труда и ответственности за порученное дело. Успехи в конкурентной борьбе и прибыльном ведении дела обеспечиваются руководителем не только за счет современного стиля управления. Практика показывает, что столь же значительным пробелом в профессиональной подготовке управленческого персонала является низкий уровень управленческой культуры. Так, более половины опрошенных немецких менеджеров, посетивших организации газовой промышленности, считают низкий уровень управленческой культуры одним из факторов недостаточно эффективной деятельности их персонала. Они же указывают на возрастающую роль нематериальных аспектов в управленческой деятельности, прежде всего на использование института общественного мнения в формировании благоприятного имиджа руководителя как надежного делового партнера. Особое значение при этом ими придается управленческой и предпринимательской культуре, особенно такой ее составной части, как деловая этика, основанной на приверженности общечеловеческим ценностям - честности, порядочности работников, справедливости. Деятельность большинства современных организаций невозможно представить в отрыве от международных хозяйственных связей. Поэтому в систему повышения квалификации управленческого персонала включают изучение и совершенствование иностранных языков, особенно английского, который является самым распространенным языком международного делового общения. Важной проблемой, требующей решения в процессе повышения квалификации управленческих работников, является повышение качества принимаемых управленческих решений. Связано это со сложностью выбора оптимального решения. Современный менеджмент располагает достаточно эффективным инструментарием поиска оптимального решения, и в процессе повышения квалификации ставится задача обучить этому управленческий персонал.
3. В процессе планирования повышения квалификации управленческого персонала учитывается, что его обучение может осуществляться как в учебных заведениях, так и непосредственно в организациях. Непрерывность переподготовки обеспечивается рациональным сочетанием периодичности, видов и методов подготовки на основе единого плана обучения, исходя из условий деятельности и потребностей организации. Планирование повышения квалификации представляет собой определенную систему и может быть перспективным и оперативным. Перспективное планирование рассчитано на два-три и более лет. Оно включает в себя стратегии обучения персонала, то есть выбор основных видов обучения, его формы, тематические направления, состав обучаемых (по регионам, центрам обучения и т. д.). Учитываются также, в виде опережающей подготовки кадров, потребности строящихся объектов организаций. Перспективное планирование часто называют стратегическим. Оно опирается на учет многих факторов, наиболее важными из которых являются: 1. концепция кадровой политики организации; 2. концепция системы повышения квалификации организации, которой руководствуются учебные заведения; 3. перспективы развития организации, в том числе применение новых технологий, освоение новых месторождений, строительство новых промышленных объектов и т. п.; 4. потребности в подготовке и обучении управленческого персонала. Стратегическое планирование рекомендуется начинать с четкого определения потребностей в переподготовке, что предполагает ряд обязательных работ. Среди них важнейшей является составление списка работников, которым необходимо пройти повышение квалификации. Для этого необходимо изучить сведения о том, когда менеджер проходил последний раз обучение, либо план модернизации подразделения. Может учитываться просьба и самого руководителя. Затем уточняется примерная учебная тематика или тематическое направление. При этом следует иметь в виду, что они должны соответствовать тематической специализации учебных заведений. Наконец, определяются виды подготовки, то есть планируется не просто "повышение квалификации", а конкретный ее вид (стажировки, переподготовка, ежегодное или периодическое повышение квалификации, самоподготовка). Общими принципами организации переподготовки кадров принято считать 1. изучение теории и практики научного менеджмента, 2. учет опыта передовых организаций, 3. самостоятельную работу над специальной литературой, 4. моделирование и анализ производственных ситуаций, 5. четкое разграничение обучения на базовую, должностную и квалификационную подготовку. При этом базовая подготовка ставит своей целью формирование менеджеров высшего звена и носит межотраслевой характер. Должностную подготовку проходят руководители низового и среднего звена перед назначением на вышестоящую должность, и характер такой подготовки обычно можно оценить как отраслевой. Квалификационная подготовка - это регулярная форма работы с управленческим персоналом с целью помочь получить дополнительные знания и умения по непосредственно выполняемой работе. Одним из самых простых и эффективных методов подготовки и переподготовки управленческого персонала является самообразование, которое может осуществляться самостоятельно по индивидуальному плану самоподготовки. Исходными данными для его составления являются рекомендации высшего руководства, результаты аттестации, экспертных оценок, тестирования. В работе по такому плану предусматривается устранение недостатков в деловых и личностных качествах, стиле и методах руководства. В план индивидуальной работы рекомендуется включить задания по таким проблемам, как хозяйственное законодательство, мастерство управления, организация работы по договорам, социология и психология в управлении. После обсуждения в кадровой службе план утверждается заместителем директора по кадрам организации. Завершается учеба отчетом-собеседованием, где решающей является оценка вышестоящего руководителя. Помимо самоподготовки практикуется составлять план ежегодногообучения управленческого персонала. Он включает переподготовку кадров как с отрывом, так и без отрыва от работы. Для ежегодного обучения могут быть использованы такие формы, как консультации со специалистами в других организациях, посещение организаций, применяющих новые технологии, психологический тренинг для приобретения уверенности, необходимых навыков общения с людьми, различные семинары, курсы, школы и т. д. Чтобы повысить компетентность управленческого работника, обычно практикуют ежеквартальные беседы, консультациис компетентными юристами, которые знакомят управленцев с новыми законами, постановлениями Правительства РФ, новыми нормативными документами, преимущественно по вопросам организации работы с кадрами, социальной защиты работников и др. Семинары без отрыва от работы обычно проводятся продолжительностью не более 5 рабочих дней и организуются по мере необходимости для одной или нескольких организаций (подразделений). Например, может быть организован и проведен семинар для дочерних организаций одного региона по такому важному вопросу, как методика организации и проведения плановой аттестации специалистов. В этом случае на семинар приглашаются разработчики методики, заинтересованные руководители, работники кадровых служб. Такой семинар позволяет проводить переподготовку без длительного отрыва от работы и с экономией значительных ресурсов. При планировании таких семинаров требуется тщательный учет таких факторов, как согласованность сроков, обеспечение присутствия специалистов, обеспечение транспортом, продуманный режим питания и отдыха приезжих слушателей и т. д. При организации семинаров с отрывом от производства необходимо' стремиться к тому, чтобы численность групп не превышала 25 человек, а длительность самой трудоемкой переподготовки не превышала 10 рабочих дней. Такая переподготовка обычно заканчивается защитой реферата или контрольным тестированием. Для руководителей, работающих с зарубежными фирмами, требуется хорошее знание иностранного языка. Для этого необходимо один-два раза в год проводить соответствующие практикумы. Занятия в небольших группах в течение 1-2 недель с частичным отрывом от работы позволяют специалистам поддерживать иностранный разговорный язык на необходимом уровне. Опыт показывает, что следует предусмотреть не менее чем одни раз в год изучение управленческим персоналом общепринятых в мире правил деловой переписки, а также различных новшеств в делопроизводстве и документообороте. В программах ежегодного обучения управленцев обычно предусматривается изучение социально-психологических проблем общения между людьми. В отличие от ежегодной подготовки периодическое обучение руководителей проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще, чем один раз в год. Оно проходит обычно в учебных подразделениях системы повышения квалификации для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и организации труда. Такое обучение должно проводиться по учебным планам и программам. Сроки повышения квалификации для руководителей обычно не превышают двух месяцев (с отрывом от работы) или шести месяцев (без отрыва от работы). Основными формами переподготовки являются учеба в институтах повышения квалификации или на соответствующих курсах, учеба в вечерних (заочных) учебных заведениях, аспирантуре, стажировка на должности в организациях с новейшей технологией и в ведущих организациях, в том числе в зарубежных компаниях. Стажировка планируется в целях освоения лучшего опыта, приобретения и совершенствования практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей руководителя. Стажировки обычно проходят по индивидуальным программам, которые разрабатываются администрацией заинтересованной организации и руководителем практики. При этом в программе указывают место и время стажировки, в какой должности стажируется работник, цели и задачи стажировки, осваиваемые приемы и методы деятельности, этапы стажировки, а также оценку руководителя по итогам обучения. По мнению большинства менеджеров кадровых служб российских организаций, повышение квалификации руководителей в западных учебных центрах - наименее эффективная форма переподготовки. Беседы с представителями западных учебных центров, где проходили обучение отечественные управленцы, свидетельствуют о низком уровне языковой и предметной подготовки отечественных менеджеров. Другое слабое место в обучении за рубежом - малая заинтересованность слушателей в учебе на фоне ярко выраженного стремления познакомиться со страной и сделать покупки. Изучение передового зарубежного опыта в отечественных учебных центрах при соответствующих условиях может быть очень эффективным. Что касается обучения менеджеров за рубежом, то центр тяжести рекомендуется перенести с учебы в учебных центрах на посещение и анализ практической работы производственных подразделений организаций. Причем, не столько в целях поиска положительного опыта, который можно перенять, сколько для того, чтобы изменить взгляды отечествен! гых менеджеров на организацию управленческой деятельности. Независимо от вида переподготовки все программы повышения квалификации составляются с учетом особенностей взрослой аудитории. К такого рода особенностям можно отнести то, что взрослый человек, оказавшись в роли обучаемого, нередко стремится управлять процессом, самостоятельно выбирать, что и как изучать. Кроме того, взрослый "ученик" обладает достаточно большим жизненным и профессиональным опытом, который служит своеобразным фильтром при получении и осмыслении информации. Оперативным планированием переподготовки и повышения квалификации кадров принято называть планирование на предстоящий год. Здесь определяются; пропускная способность учебных заведений и центров, потребности организаций в каждом из видов обучения, сроки и продолжительность учебных занятий, состав групп, тематика занятий, места обучения для каждого организации, особенности финансового и материально-технического обеспечения, необходимость разработки учебно-методических пособий и т. д. Исходной базой для составления плана являются: 1. предложения подразделений организации в области направлений специализации, сроков и пропускных возможностей учебных заведений (отраслевых и межотраслевых); 2. анализ информации и выводов последней аттестации руководителей; 3. предложения учебных заведений при прямых связях с организацией; 4. планы перспективного обучения управленческого персонала организаций (подразделений). Составление ежегодного сводного плана проводится на основе анализа заявок от организаций (подразделений).
4. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня. Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499). Существуют различные формы, методы и подходы к профессиональному росту управленческого персонала. К ним относятся деловые игры, решение конкретных практических задач, анализ конкретных управленческих ситуаций, использование дискуссий как инструмента получения новых знаний и выработки оптимальных вариантов управленческих решении, социально-психологический тренинг, анализ допущенных ошибок и прецедентов, программное обучение и ряд других. Основными методами теоретической подготовки в процессе повышения квалификации кадров принято считать проведение лекций и семинарских занятий с использованием различных иллюстративных материалов (плакатов, планшетов, слайдов и т. д.), - просмотр специальных кинофильмов и телефильмов (с одновременным или последовательным комментарием преподавателя), самостоятельное чтение специальной литературы, разработка и использование комплектов материалов дистанционного обучения (индивидуального заочного обучения). Независимо от характера (практического или теоретического) повышения квалификации разработка методов переподготовки основывается па соблюдении ряда обязательных принципов. Во-первых, обучаемый должен быть заинтересован в результатах переподготовки. Во-вторых, материал должен быть приближен к конкретной деятельности работника В-третьих, переподготовка должна подкрепляться практическим опытом и повторением, так как любое повышение квалификации требует времени для усвоения нового и обобщения накопленного материала. В-четвертых, накопленный материал должен быть осмыслен. Этому призваны помочь соответствующие вопросы для обсуждения, задания, тесты. В-пятых, методы обучения должны быть как можно более разнообразны. При организации повышения квалификации управленческого персонала работники кадровых служб наибольшее внимание уделяют активным методам обучения. Дело в том, что они позволяют слушателям приобрести прежде всего прикладные знания, умения и навыки и дают возможность за короткое время получить подготовку в области управления людьми. 1. Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры. Основные отличия игровой имитации от реального эксперимента заключаются в наглядности последствий принимаемых решений, а также в изменении (ускорении) масштаба времени. С помощью такой игры появляется возможность повторить решение одной и той же производственной хозяйственной задачи, используя различные подходы. 2. Имитационное моделирование отличается от других методов активного обучения прежде всего преобладанием самообучения над обучением, что чрезвычайно важно для переподготовки слушателей. 3. Программное обучение с использованием компьютера - это наиболее популярный метод производственного тренинга, в центре которого находится сам обучаемый. Основные характеристики компьютерного обучения: · обучение проводится без присутствия и вмешательства преподавателя; · обучаемый учится сам и по своему разумению (при этом имеется обратная связь, поскольку обучаемый получает немедленные оценки, информирующие о его продвижении вперед). Программное компьютерное обучение используется также для проведения экспертных оценок деловых и личностных качеств, тестирования. 4. Проблемное обучение. Среди активных методов повышения квалификации кадров заметное место занимают методы изучения наиболее актуальных проблем. Сущность этого метода состоит в том, что знания и умения слушателями приобретаются в творческой исследовательской обстановке, а материал подается в виде проблем. При этом для их решения выдвигаются различные варианты, инсценировки. Как правило, содержание конкретной проблемы обуславливает комбинацию таких инсценировок. 5. Метод конференций. Группа слушателей делится на подгруппы в составе 3-4 человек и каждая подгруппа выбирает старосту, который организует работу подгруппы. Далее сообщается исходная информация, а преподаватель формулирует проблему и задает вопрос. Для решения проблемы и подготовки выступлений дается время на размышление, продолжительность которого зависит от проблемы. 6. Метод исследования возможных случаев ("кейс-стадиз") - это письменное описание какой-то реальной (или возможных) конкретной ситуации. Слушателей просят изучить данный случай и определить суть возникшей проблемы, проанализировать ее значимость и предложить ряд возможных решений, выбрать лучшее из них и привести его в исполнение. Желательно, чтобы между слушателем и преподавателем было определенное взаимодействие. Роль преподавателя-инструктора состоит в том, чтобы быть катализатором работы группы. Хорошим преподавателем считается тот, кто способен вовлечь всех участников в процесс решения проблемы. 7. Разновидностью проблемного обучения является метод инцидентов. В этом случае первоначально обозначены лишь общие рамки проблемы и обучающимся предлагается самостоятельно найти свою роль в рассмотрении инцидента. Дополнительные данные сообщаются лишь в случае, если слушатели задают соответствующие вопросы. Метод инцидентов особенно удобен для анализа взаимоотношений между менеджерами и подчиненными, а также между ними самими. Цель этого метода - научить менеджеров лучше отбирать нужную информацию, чтобы в дальнейшем умело пользоваться ею при выработке решения. 8. Метод "мозговой атаки. При использовании этого метода слушатели, получив исходные данные, образуют так называемый "коллективный мозг". Назначается секретарь и приглашается эксперт. Задача слушателей - вносить оригинальные предложения. Внесенные предложения не подлежат обсуждению и критике. Преподаватель создает на занятиях атмосферу непринужденности, поощряет слушателей думать и дополнять чужие предложения, в том числе неправильные и непригодные. После занятия эксперт анализирует все решения и на следующем занятии слушателям сообщаются результаты его выводов. В инсценировке "мозговой атаки" отсутствует дискуссия, но характер метода заставляет слушателей творчески, "интенсивно мыслить", вносить оригинальные и неординарные предложения. 9. Метод "Огонь по руководителю " также принадлежит к числу широко применяемых в проблемном обучении. Его цель -изменить мнение менеджеров по некоторым вопросам. При этом преподаватель сообщает исходную информацию и свое мнение, сознательно сформулированное наперекор мнению слушателей. Мнение руководителя должно быть абсолютно правильным и обоснованным. В то же время оно должно быть сформулировано очень деликатно и одновременно остро. Это настроит слушателей против руководителя. После этого им дается возможность высказаться. Руководитель при этом должен парировать возражения и умело доказывать правильность своей точки зрения. Инсценировку можно считать удавшейся лишь в том случае, если руководитель, владея педагогическим мастерством, сможет склонить слушателей на свою сторону. 10. Метод "выявления эмоций"- это инсценировка, позволяющая прояснить отношение слушателей к конкретной конфликтной ситуации. В последующем полученные результаты станут основой для определения индивидуальных особенностей слушателей. Использование такого метода предъявляет строгие требования к исходной и дополнительной информации: нужно найти острую конфликтную ситуацию, увязанную с производственным процессом и вызывающую у слушателей сильные эмоции. Возникающие проблемы обсуждаются слушателями обычно очень активно и импульсивно. В процессе таких обсуждений достаточно ярко проявляются характерные черты выступающих, что является подлинной целью инсценировки. При определении индивидуальных особенностей слушателей требуется прибегать к помощи эксперта-психолога или педагога. Он внимательно следит за эмоциональной реакцией и поведением слушателей. О причинах присутствия эксперта слушателей не информируют. В связи с этим он не должен сидеть рядом с преподавателем. Свои наблюдения эксперт передает преподавателю в письменной форме лишь после занятия. 11. " Тренинг сензитивности" (восприимчивости) служит для выработки у слушателей большей восприимчивости к эмоциональным реакциям и впечатлениям, а также способности воспринимать и делать выводы из последствий своих действий, совершенных под влиянием своих чувств и чувств других людей. Типичной является группа слушателей в 10 - 12 человек. Занятия рекомендуется проводить вне рабочего места. Акцент делается на вопросах типа: "Как Вы сейчас себя чувствуете?", "Что Вы думаете об остальных участниках группы?", "Что нужно сделать, чтобы Вы почувствовали себя лучше?". Преподаватель не дает почти никакого сценария для работы группы. Каждый из слушателей может говорить все, что он думает или как он воспринимает остальных членов группы. Балансирование процесса обсуждения этих вопросов на грани неэтичности требует от преподавателя высокой квалификации. В качестве же слушателей привлекают обучающихся только на добровольных началах.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |