Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение норм права как специфическая форма его реализации




Правоприменение является самой объемной формой реализации в юридическом процессе, которая направлена на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Применение права – это правовая форма деятельности уполномоченных на то органов государства и должностных лиц по реализации предписаний норм материального права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных решений. Применение права, как особая форма его реализации, в отличие от соблюдения, исполнения и использования имеет определенные характерные черты.

Прежде всего, это управленческая по своей природе деятельность органов государства и должностных лиц в вынесении индивидуально-конкретных предписаний, которые не содержат общие правила поведения, а имеют адресатом конкретных субъектов. В предусмотренных законодательством случаях применения права является необходимым условием реализации правовых норм, вследствии чего происходит упорядочение общественных отношений. Это деятельность, осуществляемая специальными субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями (прокуратура, суд, полиция, глава государства, глава местной администрации, следователь, ректор вуза и др.), которые удовлетворяют потребности всего общества, то есть действуют в публичных, а не в своих личных интересах. Такие субъекты занимают активную ведущую позицию в развитии правоприменительных отношений. Граждане не являются субъектами правоприменения, однако право может применяться по их инициативе (например, подача заявления о совершенном правонарушении, искового заявления в суд).
Правоприменительная деятельность осуществляется указанными субъектами в «чужих интересах», в порядке и процессуальных формах, установленных законодательством. Она представляет собой не единовременный акт, а процесс, состоящий из последовательных стадий.

Первая стадия – это установление фактических обстоятельств дела. В ходе этой стадии компетентными органами выявляются и устанавливаются только те факты и обстоятельства, которые имеют юридическое значение и связаны с решением юридического дела по существу. Учитывая, что такие обстоятельства, как правило, имели место в прошлом, уполномоченное должностное лицо не может наблюдать их непосредственно. Поэтому юридически значимые факты устанавливаются с помощью доказательств, полученных в установленных законом формах и порядке: показания свидетелей, протоколов осмотра места происшествия, заключений экспертов, документов и тому подобное. При установлении фактических обстоятельств дела следует руководствоваться требованиями принадлежности, объективности, полноты, истинности доказательств. Результатом доказывания является воссоздание, реконструкция всех (или части) обстоятельств дела, что имеет решающее значение для правильного применения права. Например, для назначения пенсии гражданину необходимо подать в орган социального обеспечения документы (доказательства), подтверждающие его право на пенсию: данные о возрасте, стаже работы, заработной плате и тому подобное.

Второй стадией является выбор и анализ правовой нормы. Она содержит действия по отысканию юридической нормы, что соответствует обстоятельствам, установленным на первой стадии, и подлежит применению. Проводится проверка подлинности и юридического действия нормы с точки зрения её действия во времени, пространстве и в отношении круга лиц, а также выявления содержания нормы. При этом следует учитывать общее правило: закон и другие нормативно-правовые акты в большинстве своем не имеют обратного действия во времени. Выбрав норму, лицо применяющее право убеждается в подлинности её текста с официальным изданием, проверяет, не изменена ли она и действовала ли на период возникновения правоотношений. Обязательно уточняется содержание нормы, т.е. осуществляется ее правоприменимое толкование (уяснение). На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения конкретного случая к сфере действия определенных юридических норм.

На завершающей стадии правоприменения принимается решение по делу.
В решении воплощаются воедино две предыдущие стадии, происходит распространение общих предписаний нормы на конкретные жизненные обстоятельства. Принятие решения дает возможность достичь цели правового регулирования, гарантировать осуществление субъективных прав, а также выполнение юридических обязанностей. Результат решения юридического дела выражается в индивидуальном государственно-властном велении, предписании (письменном или в иной форме). Это предписание, в свою очередь, выполняет функцию юридического факта, с которым связаны юридические последствия решения, применения права в целом.

Таким образом, при вынесении акта применения права на основании и в пределах правовых норм, государственный орган осуществляет индивидуальное регулирование общественных отношений.

По общему правилу непосредственная реализация норм права осуществляется без участия органов государства. Однако во многих ситуациях субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть и реализоваться без государственного вмешательства, что и представляет собой правоприменительную деятельность. Это происходит:

1) когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности конкретных лиц могут возникать только после вынесение индивидуально-властного решения государственного органа (например, пенсию гражданину назначают на основании постановления органа социального обеспечения; абитуриента в вуз зачисляют только после издания приказа ректора; жилье из государственного жилищного фонда предоставляют в соответствии решение органа местного самоуправления);

2) когда есть спор о праве и стороны не могут прийти к согласию относительно решения о содержании своих субъективных прав и юридических обязанностей (например, при разделе имущества судебными органами, хозяйственных споров между юридическими лицами в хозяйственном суде и тому подобное. Объем таких прав и обязанностей определяется судебными решениями);

3) когда совершено правонарушение и необходимо определить меру юридической ответственности лица (например, вынесение приговора за совершенное преступление);

4) когда необходимо установить наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение (признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим).

По формам правоприменительная деятельность подразделяется на: оперативно-исполнительную, правоохранительную и правосудие.

Оперативно-исполнительная деятельность предусматривает выполнение предписаний правовых норм с целью положительного результативного воздействия на общественные отношения (например, регистрация брака и рождения, издание приказа о зачислении на обучение, выдача свидетельства о праве собственности на приватизированный объект и т.д.). Ее не следует путать с оперативно-розыскной деятельностью, которая является частью правоохранительной деятельности и направленна на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их совершивших.

Правоохранительная деятельность является формой деятельности государственных органов и некоторых негосударственных институтов, которая направлена на охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью. Осуществляется она органами прокуратуры, органами внутренних дел, налоговой полицией, службой государственной безопасности (например, расследование деяний, содержащих признаки преступления; надзор за соблюдением законов; контрольная закупка товаров с целью выявления фактов противоправной деятельности).

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции гражданских, уголовных и других дел. Осуществляется она только общими и специализированными судами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.