Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшее существо Томаса Пейна




В 1782 году после капитуляции британских войск при Йорк-тау-не маркиз Лафайет вернулся во Францию национальным героем. Теперь он имел ранг маршала и некоторое время работал дипломатическим советником Бенджамина Франклина в Париже. В 1784 году к Франклину присоединился Томас Джефферсон, новый посол Соединенных Штатов. В том же году Лафайет отправился в Германию, где встретился с Фридрихом Великим. Тем временем Томас Пейн продолжал жить в США в крайне стесненных обстоятельствах и тратил время на странные изыскания вроде изобретения бездымных свечей и конструирования однопролетного железного моста через реку Шайлкилл в окрестностях Филадельфии. [70]

Бенджамин Франклин еще семь лет назад стал магистром парижской ложи «Девяти сестер» и обзавелся большим количеством знакомств во Франции и других странах Европы. Не ясно, был ли масоном Томас Джефферсон, но, по утверждению Джеймса У. Белесса, масона 33-й степени, имеющего интерес в этом вопросе, «возможно, Джефферсон официально не был масоном, но его философия и поступки определенно соответствовали масонской практике и идеалам». [71] Сообщение отЖозефа Гильотена, который был членом ложи «Девяти Сестер» в то время, когда Джефферсон находился в Париже, подтверждает, что Джефферсон как минимум один раз посетил эту ложу. [72] Нет сомнений и в том, что Джефферсон сотрудничал со многими видными масонами. Согласно Белессу:

 

«Его зять, губернатор Виргинии Томас М. Рендольф, а также его любимый внук Томас Джефферсон Рендольф и родственники Питер и Сэмю-эл Кар были членами ложи «Дверь Добродетели» № 44 в Альбермейле, штат Виргиния. Такие масоны, как Томас Пейн, Вольтер, Лафайет и Жан Гудон, были некоторыми из его ближайших соратников в Европе. Среди масонов, которыми он восхищался в Америке, можно назвать Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Бенджамина Раша, Джона Пола Джонса, Джеймса Медисона, Джеймса Монро, Мерриуэзера Льюиса и Уильяма Кларка... В ложах Южной Каролины и Луизианы состоялись надгробные речи и процессии в его честь после его смерти 4 июля 1826 года... а в 1801 году Синяя ложа в Суррей-Корт-Хаус, штат Виргиния, была переименована в ложу Джефферсона № 65». [73]

Томас Пейн вернулся в Европу в 1787 году. Сначала он отправился в Лондон, где нсщсялся получить поддержку для своего проекта строительства моста, но после падения Бастилии в июле 1789 года он заинтересовался французской революцией и вступил в переписку с Джефферсоном в Париже.

Весной 1790 года Пейн прибыл в Париж, где консультировал Лафайета по конституционным вопросам. Во время этого первого визита Лафайет подарил ему ключ от разрушенной Бастилии. [74] Пейн познакомился с масонским писателем Никола де Бонвилем, который вместе с аббатом Фоше недавно основал так называемую Cercle Social, радикальную литературную группу, проповедовавшую деизм и республиканские идеалы. В 1812 году Николя де Бонвиль перевел на французский книгу Томаса Пей-на «Истоки франкмасонства». В этой работе Пейн утверждает, что масонские ритуалы происходят от древнеегипетского культа Солнца и Осириса. [75]

Среди других парижских друзей и знакомых Пейна был маркиз Кондорсе, тоже масон и друг Вольтера. Известный математик и борец за права человека, Кондорсе был членом ложи «Девятй\Сестер», к которой также принадлежали Бенджамин Франклин, Ьккультист и изобретатель Таро Курт Гебелин и астроном Лалавд. Заметим также, что Курт Гебелин в 1781 году написал в своей известной книге «Сравнительный анализ первобытного и современного мира», что:

 

«Всем известно, что первоначально Париж располагался на острове (de la Cité). Будучи речным городом, он сделал своим символом ладью и избрал своей богиней-покровительницей Исиду, богиню судоходства; ладья же фактически принадлежала Исиде и была ее символом».

Из главы 17 читатели помнят, что Курт де Гебелин, который был адептом протоиютландского обряда и тамплиерства во франкмасонстве, встретился со знаменитым графом Калиостро, изобретателем «египетского» масонства, и признался, что ему недостает знаний для того, чтобы «расспрашивать человека, столь превосходящего его во всех областях знаний». [76]

Именно Курт де Гебелин вместе с Бенджамином Франклином сопровождал Вольтера во время масонской инициации последнего в ложе «Девяти сестер» в 1778 году. Почему из всех видных и знатных масонов Гебелин удостоился такой чести? Причина, по нашему мнению, заключается в связи между «степенями» Шотландского Обряда, картами Таро и каббалистическими «путями», общим мистическим знаменателем для которых служило число 32.

Из главы 15 мы знаем, что масон 33-й степени Шотландского Обряда Чарльз Самнер Лобингер пришел к выводу, что в 32 путях мудрости Каббалы [77] «мы, несомненно, имеем истоки и количество степеней, сформулированных в конституции Шотландского Обряда». [78]

В начале мая 1790 года Пейн вернулся в Лондон. Это произошло вскоре после того, как Эдмунд Бурк опубликовал свои «Размышления о французской революции», где содержались нападки на восстание французского народа против монархии. Возмущенный Пейн ответил статьей «Права человека», первую часть которой он сдал в печать перед отъездом в Париж в начале 1791 года, где он основал первый «республиканский» клуб и написал свой «Республиканский манифест». В июле 1791 /^ода энергичный Пейн снова вернулся в Лондон, где написал вторую часть «Прав человека», посвященную Лафайету. [79] /

Во время своих визитов в Париж Пейн познакомился р Томасом Джефферсоном, который стал его другом и доверенным лицом. [80] Тем временем в Лондоне он часто встречался с радикальными мыслителями, включая знаменитого английского поэта Уильяма Блейка. Для всех этих людей французская революция на ее раннем этапе представляла:

 

«... торжество сил рассудка над суевериями... и символический акт, предварявший возвращение человечества к состоянию совершенства, от которого оно отдалилось». [81]

Как можно было ожидать, текст «Прав человека» вскоре попал под запрет британского правительства, а перед церквями стали сжигать чучела Пейна. Сам Пейн был обвинен в «распространении клеветы и подстрекательных настроений», что в те опасные времена могло закончиться смертным приговором. Он едва избежал ареста, благодаря своевременному вмешательству Уильяма Блейка, который предупредил Пейна, чтобы тот не возвращался к себе домой, и помог ему бежать во Францию.

По прибытии в Париж Пейн был провозглашен героем и другом революционеров. Его сделали почетным гражданином Франции и членом Национального собрания. Будучи пацифистом, Пейн выступил против смертного приговора для Людовика XVI и проголосовал за изгнание короля. Эта позиция разъярила фанатичного Робеспьера, который приказал бросить Пейна в тюрьму в старом Люксембургском дворце. Во время заключения Пейн каким-то образом смог договориться о публикации первой части своего наиболее знаменитого сочинения под названием «Эпоха рассудка».

В «Эпохе рассудка» Пейн не скрывает свои деистские убеждения; он говорит о своей вере в Высшее Существо и о неприятии традиционной церкви. Естественно, он должен был знать о том, что Робеспьер и Жак-Луи Давид как раз в это время учредили собственные культы «Рассудка» и «Высшего Существа».

Восемнадцатого сентября 1793 года, немногим более чем через месяц после «церемонии Исиды» в Париже, другая республиканская церемония состоялась на вершине низкого холма над рекой^Потомак. На этот раз отмечалось не разрушение оскверненного национального монумента, такого, как Бастилия, а закладка краеугольного камня великого «храма Свободы», который должен был быть построен на этом месте. Храм был детищем другсЬго предприимчивого француза, Пьера-Шарля Ланфана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.