Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения права




 

В теологической теорией (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, XII вв.) право было создано Богом и даровано человеку через пророка или правителя. Оно выражает волю Бога, высший разум, добро и справедливость. Фома Аквинский подчеркивал, что мир основан на иерархии форм (божественной, духовной, материальной), во главе которой стоит Бог. Соподчинение существует и в системе законов - вечных, природных, человеческих, божественных. Рациональные исследования вопросов о происхождении права ограничивались рамками веры.

Представители теории естественного права (Конфуций, Аристотель, М.Т. Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др., XVII-XVIII ст.) считали, что естественное право в отличие от позитивного (установленного по воле государства) возникает как закон добродетели, как право справедливого разума. Естественное право принадлежит человеку от рождения, однако любые законы (даже законы природы) требуют гарантий. Поэтому люди отказались от возможности самостоятельно защищать свои права и договорились образовать государство, имеющее право издавать законы и сопровождать их санкциями.

Историческая теория (Густав Гюго, Карл Савиньи, Георг Пухта, XIX в.) отстаивала тезис о том, что право возникает спонтанно, как язык народа. Оно вырастает из национального духа, народного сознания и приобретает специфический характер, присущий только определенному народу в самый ранний период его истории. Законодательная деятельность – заключительная стадия образования права, законодатели только выражают в юридической форме то, что диктует народный дух. Право не имеет универсального характера, его институты следует изучать в контексте конкретного времени, места, особенностей национального духа того или иного народа.

Психологическая теория (Лев Петражицкий, Габриель Тард, XIX в.) связывала истоки права с различными проявлениями человеческой психики (индивидуальной или коллективной). Среди них - потребность в подчинении, чувстве подражания, желаниях и верованиях, волевых импульсах, приспособлении как способе разрешения социальных противоречий.

Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в.) опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии. Генезис права связывался с классовой борьбой. Господствующий в обществе класс меняет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим потребностям, а в случае необходимости целенаправленно создает новые законы, в которых выражается его воля. Право есть орудие создания жестких рамок для угнетенного класса.

Теория юридического позитивизма (И. Бентам, Дж. Остин, Г. Кельзен, XIX в.) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент. Правовой позитивизм (юридический позитивизм) состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых норм только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Теория примирения (Гарольд Берман, Джером Холл, ХХ в.) объясняла происхождение права необходимостью упорядочения отношений между родами. Она исходила из того, что в разрешении конфликтов между родами было заинтересовано все первобытное общество. Договоры о примирении сначала в устной, символической форме заключались с помощью народного собрания, совета старейшин. Со временем такие договоры через повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, юридические нормы (право примирения).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.