КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможен ли Глобальный этос
По вопросам размещения рекламы в книгах издательства «Эксмо» обращаться в рекламный отдел. Тел. 411-68-74. Оптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: ООО «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш., д.1. Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16, многоканальный тел. 411 -50-74. E-mail: reception@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: 117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095) 411-50-76. 127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 2. Тел.: (095) 745-89-15, 780-58-34. www.eksmo-kanc.ru e-mail: kanc9eksmo-sale.ru Полный ассортимент продукции издательства «Эксмо» в Москве в сети магазинов «Новый книжный»: Центральный магазин — Москва, Сухаревская пл., 12 (м. «Сухаревская»,ТЦ «Садовая галерея»). Тел. 937-85-81. Москва, ул. Ярцевская, 25 (м. «Молодежная», ТЦ «Трамплин»). Тел. 710-72-32. Москва, ул. Декабристов, 12 (м. «Отрадное», ТЦ «Золотой Вавилон»). Тел. 745-85-94. Москва, ул. Профсоюзная, 61 (м. «Калужская», ТЦ «Калужский»). Тел. 727-43-16. Информация о других магазинах «Новый книжный» по тел. 780-58-81. В Санкт-Петербурге в сети магазинов «Буквоед»: «Книжный супермаркет» на Загородном, д. 35. Тел. (812) 312-67-34 и «Магазин на Невском», д. 13. Тел. (812) 310-22-44. Полный ассортимент книг издательства «Эксмо»: В Санкт-Петербурге: ООО СЗКО, пр-т Обуховской Обороны, д. 84Е. Тел. отдела реализации (812) 265-44-80/81/82/83. В Нижнем Новгороде: ООО ТД «Эксмо НН», ул. Маршала Воронова, д. 3. Тел. (8312) 72-36-70. В Казани: ООО «НКП Казань», ул. Фрезерная, д. 5. Тел. (8432) 70-40-45/46. В Киеве: ООО ДЦ «Эксмо-Украина», ул. Луговая, д. 9. Тел. (044) 531-42-54, факс 419-97-49; e-mail: sale9eksmo.com.ua Подписано в печать 21.07.2005. Формат 60x90 1/i6- Гарнитура «Гарамонд». Печать офсетная. Бумага тип. Усл. печ. л. 47,0 + вкл. Тираж 5000 экз. Заказ 4309 Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
www.e-puzzle.ru
Разрешите начать с замечаний, уточняющих существенные для темы доклада термины «этос» и «глобализация». Слово, этос в Древней Греции, как известно, имело два исторически сменявшихся смысла: первоначально оно означало жилище, местопребывание (человеческий дом, логово зверей, гнезда птиц); позже — нрав, характер, устойчивую природу чего-либо. Так вот, под этосом будет пониматься общий нрав, рождающийся в процессе совместной жизни. Это — ценностная структура общественных нравов, их системное единство; цельность субъекта (индивида, народа, общества) на уровне ментальных установок, жизненных образцов, общественных привычек. Под этосом будет пониматься то, что обычно понимается под этим словом, когда говорится об этосе личности, национальном этосе, аристократическом этосе, мещанском этосе и т.п. Что касается глобального мира, то это тоже многозначное понятие, которое, однако, требует уточнений. В докладе под ним будет пониматься предельный случай, предельный смысл тех реальных процессов глобализации в разнообразных сферах (наиболее очевидно в сфере финансов, коммуникаций, процессов глобализации политики), которые происходят в современном мире. Глобальный мир — это мир, каким бы он стал, если бы эти процессы получили господство. В чем же я вижу суть проблемы? Мы имеем сегодня две разнонаправленные тенденции общественного развития. В том, что касается материальной, технологической, а в значительной степени и политической сферы, наблюдается интенсивно нарастающее единство мира. В том, что касается культурной и духовной жизни, идут совершенно противоположные процессы: нарастают тенденции культурной изоляции и даже противостояния; в системе ценностных приоритетов на первое место выходят национальная и национально-религиозная самобытность. Универсализация жизни в ее объективных цивилизационных проявлениях странным образом сопровождается девальвацией идей универсализма. Необходимо задаться вопросом: могут ли эти два разнонаправленных процесса долго сосуществовать, может ли такая разорванность сфер материальной и духовной жизни конституироваться в качестве нормального состояния? Размышляя над этим вопросом, следует иметь в виду, что российское общественное сознание, которое в данном случае отражает общий дух времени, исходит из необходимости противостоять процессам глобализации в сфере культурной и духовной жизни. Идет борьба за самобытность, за то, чтобы сохранить свою особость, свои обычаи, свой язык, своих богов. Борьба против унификации в области культуры, сознания, образа жизни вполне естественна и понятна. Надо только уточнить, о чем конкретно идет речь. О том ли только, что культура не может быть стандартизирована на манер того, как стандартизирована техносфера, что культурный облик индивидов и их общностей должен отличаться еще большим разнообразием, чем их природный облик, что культура вообще отличается от природной необходимости своей индивидуализированностью, произвольностью? Мне кажется, нет Разворачивающаяся на наших глазах в России и других странах борьба за культурно-национальную самобытность не ограничивается этими или схожими с ними продуктивными смыслами. Нужно быть слишком зашоренным, чтобы не видеть, что многие участники дискуссий на эти темы рассматривают существующие национальные и религиозные формы культур в качестве их абсолютных пределов, принципиально исключают возможность глобального этоса. С таким толкованием самобытности согласиться трудно Оно бы означало коней культуры. Отвергая (вполне обоснованно и справедливо) тезис о «конце истории», мы сами не должны терять историческую перспективу культуры. Давайте поставим вопрос так. Когда-то тысячи языческих богов были заменены несколькими богами мировых религий. И это мы признаем как некий прорыв человеческого духа. Точно так же огромное количество этноплеменных языков были заменены едиными национальными языками великих литератур. И это мы тоже признаем в качестве несомненного блага. А теперь, когда мы эту тенденцию распространяем на будущее и мыслим себе перспективу, в свете которой многообразные национальные языки каким-то образом будут преодолены, или дополнены единым языком, многообразные религиозно-национальные идентичности будут преодолены или дополнены некой всечеловеческой идентичностью, то видим в этом настоящую катастрофу. Почему? Можно не жалеть о том, что говоришь на своем родном языке и понимаешь только тех, кто говорит на нем же. Но разве не стоит жалеть о том, что не понимаешь другой язык и носителей этого языка? Общепринятый ответ на вопрос о том, как могут отмеченные разнонаправленные тенденции сосуществовать между собой, состоит в том, что возможен диалог культур, взаимоуважительное отношение разных культур друг к другу. Предполагается, что мир будет в культурном отношении разнородным разноцветным, а в своих цивилизационных проявлениях - экономических, политических, административных, информационно-технологических и т.д. — он будет единым. И таким образом, единство внизу дополнится разнообразием вверху При этом сам культурный диалог мыслится возможным и реальным постольку, поскольку разные культуры, и в том числе разные религии, имеют некую единую нравственную, смысложизненную основу. Или, как говорил Толстой, они едины в своих внутренних принципах и различны в своих внешних формах. Российская история Нового времени, как известно, характеризуется расколом, даже точнее было бы сказать расколами. На религиозный раскол XVII века наложился культурный раскол ХVIII—ХIХ веков, а на них — социальный раскол XX века. На этой почве уже несколько столетий идет страстная полемика между самобытниками и прогрессистами, которая каждый раз приобретает новую форму (сегодня это спор между патриотами и либералами, вчера — между приверженцами идеи победы социализма в одной стране и сторонниками перманентной революции, позавчера — между славянофилами и западниками и т.д.). Но тем не менее она остается неизменной в своей глубинной сути, духовно раскалывающей общество на полярные части. Этот вечный русский спор, как и то глубокое воздействие, которое он оказывает на русских людей, отодвигая на второй план материальные, профессиональные, семейные и прочие аспекты жизни, хорошо известен. Меньше обращается внимание на другое — на столь же органичные русскому сознанию универсалистские поиски, размышления о возможности и путях синтеза расколотых частей, единения Европы, христианского мира, человечества, всего живого. Одним из наиболее выдающихся свидетельств универсализма русского духа является учение Л.Н.Толстого. Толстой специально исследовал вопрос об общих основаниях, духовных инвариантах различных культур и религий. Свои результаты он свел к четырем положениям: 1) есть некое абсолютное начало всего, именуемое Богом; 2) в каждом человеке есть частица этого начала, которое он силой своей активности может увеличить или уменьшить; 3) для его увеличения необходимо подавлять эгоистические страсти и умножать любовь; 4) практическим средством этого является золотое правило нравственности, запрещающее человеку делать по отношению к другим то, чего он не хотел бы, чтобы они делали по отношению к нему. Эти простые истины одинаково свойственны и брахманизму, и иудаизму, и конфуцианству, и даосизму, и буддизму, и христианству, и исламу. Они, по мысли Л.Н.Толстого, составляют истинную религию и имеют нравственно-обязывающий смысл для современного человека — человека, который в познавательной деятельности руководствуется критериями разума и в практическом поведении стремится не выходить за рамки индивидуально ответственных действии. Толстой доказывал, что у людей, принадлежащих к разным народам и культурам, в серьезном смысле нет оснований для вражды, что на высоте истинно человеческого предназначения все религиозные и философские учения сходятся между собой. Партикуляризму национальных и партийных пристрастий он противопоставил универсализм моральных начал человеческой жизни. Однако универсальные моральные принципы сами по себе никогда не могут стать самостоятельной и достаточной мотивирующей основой человеческого поведения, подобно тому как общее не существует помимо или наряду с единичным. Они всегда даны в плоти более частных норм, схем деятельности, поведенческих образцов, механизмов самодисциплины и т.д. И они, разумеется, воплощаются в конкретике индивидуализированных форм деятельности с разной степенью полноты, адекватности. Поэтому, чтобы понять внутреннюю напряженность и сложность того, что мы называем диалогом культур, необходимо различать два уровня идентичности человека, или два измерения его общественного существования. Я это называю социокультурной идентичностью и идентичностью духовной. О чем идет речь? Под социокультурной идентичностью следует понимать самоопределение человека в социальном пространстве, т.е. процесс, в ходе которого человек определяет тот круг лиц и то культурное пространство, с которым он себя идентифицирует, и соответственно обозначает тот круг лиц и то культурное пространство, от которого он себя отличает. Скажем, когда мы говорим «городской житель», «сельский житель», «москвич», «сибиряк», «кавказец» и т.п., то мы как раз выделяем некие единицы социального пространства, идентифицируем людей в и, культурной определенности. Рассмотренный в этом аспекте, человек представляет собой своеобразную матрешку, где внутри одной идентичности сидит другая, а в ней — третья и т.д.; сосчитать все это многообразие, по-видимому, невозможно, да и не нужно, - оно является подвижным и видоизменяется применительно к каждому индивиду. Нижний предел такой социокультурной идентичности совпадает с принадлежностью к определенной семье. Ее верхним пределом является идентичность национальная, когда мы идентифицируем себя в качестве лезгина, китайца, русского и т.д. Здесь необходимо отметить по крайней мере два момента, которые являются в рамках нашего рассуждения существенными. Во-первых, социокультурная идентичность как правило, предзадана или в значительной степени предзадана, является предметом крайне ограниченного выбора. Язык, национальную принадлежность, конфессиональную среду человек не выбирает, точно так же как он не выбирает свое тело. Во-вторых, национальные культуры в чем-то всегда замкнуты на себе. В них всегда есть некое культовое начало нечто такое, благодаря чему одна культура не может быть полностью приравнена к другой. Это вообще характерно для любой социокультурной идентичности, потому что она всегда связана с какими-то очень конкретными, индивидуальными людьми, вещами, местом и т.д. К примеру, любой одаренный поэтическим чувством человек способен понять величие А.С.Пушкина. Но только для русского человека (и единственно для него) Пушкин является национальным символом, своего рода культовой фигурой. Это до такой степени так, что в известном смысле мы можем сказать русские — это те, кто любят Пушкина. Человек не может быть одновременно и русским, и французом, он не может быть одновременно и буддистом, и христианином. В этом, правда, и нет нужды Но это другой вопрос, нам же важно подчеркнуть, что это невозможно. Социокультурная идентичность всегда партикулярна. Партикулярна принципиально, по определению. Что касается духовной идентичности, это уже есть нечто другое. Она связана с обособлением индивида в качестве личности в качестве индивидуальности, что предполагает выработку идеального проекта совершенного человека и совершенного общества. Это — самоопределение человека во времени, в истории. Духовная идентичность всегда универсальна. В ее рамках индивид вырабатывает такой взгляд и формирует такую картину человека и мира, куда могли бы уместиться все люди. Духовная идентичность всечеловечна. С ней мы имеем дело, например, тогда, когда идентифицируем себя в качестве марксиста, либерала, мусульманина, гуманиста и т.д. Духовная идентичность всегда является делом свободного выбора. В этом случае самоопределение человека как свободного существа выражается значительно полнее чем в случае социокультурной идентичности. Таковы самые общие различия двух уровней идентичности. Проблема, однако, состоит не в различиях, а в характере связи между ними. Дело в том, что нравственно-духовный универсализм не существует сам по себе, как некая самостоятельная реальность, наряду с социокультурной идентичностью. Точно так же, как общечеловеческие ценности не существуют сами по себе наряду с какими-то особенными, национальными, социальными и прочими ценностями. Нравственно-духовный универсализм всегда существует внутри какой-то конкретной социокультурной оболочки. И в этом смысле универсализм всегда партикулярен, историчен, конкретен. Данное обстоятельство придает рассматриваемой проблеме особую остроту. Когда речь идет о диалоге культур, то надо иметь в виду не только некие общие, универсальные их основы, но и то, что эти основы всегда существуют в специфических формах, в особом колорите. И дело не в том, что в частном не всегда можно увидеть общее, за различиями — единство. Важнее другое: люди больше дорожат внешней формой, чем внутренней сутью, больше ценят то, что отличает их от других, чем-то, что соединяет с ними. Поэтому, мне кажется, возможности диалога культур ограничены. Диалог может создать духовные предпосылки единого глобального мира. Но именно предпосылки. Его потенциала достаточно для того, чтобы посадить за один стол представителей разных религий и культур. Создать такую атмосферу, чтобы они относились друг к другу уважительно, вступили в заинтересованный разговор друг с другом. Но всего этого недостаточно. Если говорить всерьез о глобальном мире, то он не может держаться на одном диалоге и полноценно функционировать без единого глобального этоса. Причем без глобального этоса, который был бы един именно как этос не только в своих общих принципах, но и по своей символически-знаковой структуре, по конкретным нормам, механизмам функционирования, по стереотипам поведения. Речь надо вести именно о таком едином глобальном этосе, который не ограничивается диалогом разных культур, а укоренен в единой — всемирной, общечеловеческой — культуре. Если посмотреть на все, что происходит сегодня в мире, открытыми глазами и задаться вопросом: есть ли в реальной жизни какие-то зачатки возможного глобального единого этоса или нет, — то ответ, на мой взгляд, может быть положительным. Здесь можно выделить по крайней мере несколько моментов. Первое. В диалоге культур участвуют не только разные культуры, вступившие в диалог, там сверх того появляется еще одно действующее лицо — процесс самого диалога. Что происходит на этих площадках межкультурной коммуникации, в том пространстве, куда силой глобальных процессов в сфере экономики, информации, политики и т.д. стягиваются люди разных культур? Легко заметить, что здесь действуют какие-то единые нормы поведения, функционирующие (притом очень эффективно) независимо от их религиозных, мировоззренческих обоснований. И только благодаря такой эмансипации практической морали от метафизики и религии могут существовать современные мультикультурные образования — города, аэродромы, универмаги, крупные фирмы и т.д., даже, если хотите, наши городские жилища, где в одних подъездах, на одних лестничных площадках живут люди, исповедующие разные религии, принадлежащие к разным культурам, разным народам. Возникает новая этика, которая не привносится в человеческую коммуникацию извне, а возникает в ней самой и не нуждается в ином обосновании, кроме полноты и прочности самой этой коммуникации Второе. Различные сферы общественной жизни — экономика, наука, политика, образование — приобретают в настоящее время характер социальных систем. А социальные системы имеют ту особенность, что они задают строгие, четкие нормы поведения тем индивидам, которые втянуты в эти системы Один, к сожалению недавно умерший, выдающийся немецкий социальный философ, социолог, Николас Луман, который успешно разрабатывал теорию социальных систем, говорил, что люди являются внешней средой по отношению к социальным системам. Или, по-другому, один из принципов функционирования социальных систем состоит в том, что они формируют, воспроизводят субъективные предпосылки своего существования. Говоря житейским языком, это означает, что социальные системы задают канон делового поведения который зависит только от этой системы и вполне автономен от религиозных философских и прочих убеждений индивида его внутреннего мира, который в этом смысле вполне объективен и космополитичен. Скажем, те, кто делает современные самолеты, в пределах своего функционального, делового поведения, ведут себя в общем и целом одинаково. Независимо от того, происходит ли это в России, Америке или Китае, само их поведение, поскольку оно определяется функциональной задачей производства самолетов, оказывается качественно однородным и в этом смысле стандартизированным. Еще один важный момент. В действительности происходит постепенное, естественное и потому часто незаметное (сознательно неакцентируемое) усвоение неких культурно-специфичных стандартов в качестве всеобщих, выработка единых культурных канонов. Самый наглядный пример, который мне приходит в голову, это христианское летосчисление. Недавно на одном «Круглом столе», на котором речь шла о XXI веке, египетский профессор подал возмущённую реплику: «О каком XXI веке вы говорите?! У нас на дворе — XV век». Действительно, в Египте — XV век. А в Иране - XIV век. Они тоже ведут летосчисление со дня переселения Мухаммеда в Медину (от 622 года), но не по лунному календарю, как египтяне, а по солнечному, и поэтому получается XIV век. А в каком веке живут евреи, которые ведут хронику, как они считают, со дня сотворения мира? Но и те, и другие, и третьи наряду со своим специфическим летосчислением пользуются одновременно и христианским летосчислением, по которому мы оказываемся накануне XXI века. А китайцы вообще пользуются современным христианским летосчислением как единственным. Но никто их этих народов не воспринимает это летосчисление как навязанное, и никто его не связывает с именем Христа или христианской религией. Оно входит в нашу жизнь органично, как элемент превращения изолированных исторических потоков в единую историю. Этот пример показывает, что единая обшечеловеческая культура в каких-то своих элементах, притом очень существенных, уже существует. Таковы некоторые моменты, которые позволяют говорите о глобальном этосе как реальной перспективе. Конечно, эта перспектива — очень длительная по времени, неопределенная по своим возможным качественным стадиям. Она требует невероятных усилий, чревата опасностями. Но какой бы неопределенной, трудной и рискованной эта перспектива ни была, необходимо занять в этом вопросе какую-то позицию Глобальный этос требует не только размышлений, он требует также поступков. Надо определиться: готовы ли мы принять эту перспективу или нет? Если да, то надо способствовать ей и прежде всего ограждать реальный процесс формирования единого этоса от злоупотреблений, когда, скажем, идеи универсализма оказываются лживым прикрытием культурной экспансии и под видом глобального этоса навязываются западные ценности. Осторожным и настороженным необходимо быть вообще всегда, в ситуации любого выбора, но в особенности тогда, когда мы принимаем перспективу глобального этоса. Если нет, если такая перспектива в нашем понимании равносильна культурной катастрофе, тогда нам надо всеми силами противостоять ей, сопротивляться, действовать, как в случае с каким-нибудь Мамаем. Глобальный этос стал сегодня такой животрепещущей проблемой, по поводу которой необходимо вырабатывать ясную общественную позицию, и это должно сделать само общество. И к российскому обществу, которое вновь оказалось на историческом «сквозняке», продуваемое ветром и с Запада, и с Востока, это относится в первую очередь. Отсюда — исключительно высокая ответственность суждений, точек зрения, концепций, которые мы будем высказывать.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |