Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пишем историю вместе! Путь наш лежит в Сямженский район, в живописное местечко под названием Режа

 

Группа «Режа ВКонтакте»

Путь наш лежит в Сямженский район, в живописное местечко под названием Режа. Рас­стояние от Режского сельского поселения по автодороге до районного центра Сямжи - 46,4 км.

В конце XX века в этой местности существовало успешное, передовое хозяйство – кол­хоз миллионер «Первое Мая». Здесь проживало около 6 тысяч человек, жизнь кипела ключом. Школа была переполнена, детсад, два Дома культуры, библиотека, медпункт. Стадо колхозное было - более 4000 коров.

 

В настоящее время в деревнях Режского поселения Гридино, Рассохино, Коробицыно, Копылово, Марково, Монастырская, Колтыриха, Лукинская, Бурниха, Вороново, Сло­бодка, Погорелец постоянно проживает немногим более 300 человек, колхоза давно нет.

 

В исторических источниках Режа и её центр, деревня Монастырская,
упоминаются с XVI века. В XVI веке здесь уже существует Леванидова пустынь Тотем­ского Спасо-Суморина монастыря. От пустыни на крутом режском берегу остались зим­няя Николаевская и летняя Преображенская церкви. В самом начале XX века, в 1904 году, стены пятиглавого каменного храма Преображения Господня, стоящего на высоком правом берегу реки Режи, покрываются уникальной росписью «Деяния Христа».

Режские Николаевская и Преображенская церкви были повреждёны в лихие 30-е и по­слевоенные годы. А в настоящее время храм Преображения Господня восстанавливается жителями близлежащих деревень, выходцами из этих деревень и их потомками.

 

Режское сельское поселение сейчас упразднено, нет ни одного действующего предпри­ятия. А местные жители, находясь в бедственном положении, изо всех сил пытаются спа­сти, отремонтировать и возобновить святыню своей земли - Храм. Они организовали ак­тивную группу «РЕЖА» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club1701738), кото­рая объединила почти 600 участников и группу «Ремонт храма Преображения Гос­подня» (https://vk.com/club95698991).

Жители собирают средства, закупают строительные материалы, своими силами и при помощи подрядчиков проводят ремонтно-восстановительные работы и уборку террито­рии.

Летом 2016 года в Реже над куполом Храма Преображения был установлен крест. Это - событие, какого не было лет 100 в истории района и, наверное, области.

Величественный красавец крест - гордость режаков. Гордость от того, что побе­дили. Победили время, обстоятельства, разруху, начали исправлять ошибки советской эпохи. Да­леко теперь виден он, символ возрождения. Далеко виден крест, словно Храм хочет ска­зать: "Смотрите. Мы здесь, мы ещё живем и хотим жить в нашей Богом забытой деревне".

 

Попробуем обобщить то, что мы знаем об истории нашей Режи. Начнем издалека, хотя даже это "издалека" определить нелегко. Добавляйте, дополняйте, вносите коррективы. Мы с вами напишем историю нашей малой и исторической Родины! Вместе!


Итак, начинаем.

В исторических источниках Режа упоминается с 16 века, Историки по­лагают, что славянское население в этих местах проживало уже в XIV веке. Новгородцы осваивали Север, их путь шел по Ваге, Сухоне и Северной Двине.


В писцовой переписной книге 1623 - 1625 годов Режская волость представлена че­тырьмя деревнями: Бурниха, Колтыриха, Расохино, Погорелиха. В каждой из них по 4 двора, в Колтырихе - 3 двора. В те далёкие времена деревни были малодворными и малолюдными. Подробно дано описание монастыря: в ограде церковь, две кельи, хлебная, погреб, ледник. За монастырем два двора: скотный и конюшня. Отмеча­ется, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне призваны в них из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. В книге указаны также среди проживающих 3 человека детенышей монастырских.

 

Кто такие монастырские детёныши?

 

Монастырские детеныши — это одна из самых любопытных категорий лиц, живших на монастырских землях. Несмотря на то, что эта категория часто упоминается в монастыр­ских документах, у нее не было четко очерченных границ. В исторической литературе нет отчетливой характеристики этой группы лиц, в ней не прослежено ни её возникновение, ни история её становления.
Неясность происходит от того, что в документах о детенышах говорится по-разному: то они фигурируют в одном ряду с монастырскими слугами, и зна­чит, выполняют такие же работы для монастыря, как и слуги, то детеныши оказываются крестьянами, работающими на земле. Жили они и внутри монастырских стен, и в мона­стырских слободах, иногда у них были даже свои дворы в монастырских деревнях. Рабо­тали они и как ремесленники — можно сказать, во 2-й половине XVII в. они заняты были почти во всех отраслях монастырского хозяйства. Источники упоминают монастырских детенышей с середины XVI столетия. Их появление и рост числа можно связать с увели­чением размеров монастырских пахотных земель.


Это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли (безземельные крестьяне). Они обрабатывали мона­стырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. Как и монахи, монастырские детеныши освобождались от податей и оброков, свою повинность монастырю они исполняли работой. Большая часть детенышей происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей.


Крестьяне, и в особенности бобыли, с радостью отдавали своих детей - мальчиков в мо­настырь. Вначале они выполняли легкую работу, потом женились на крестьянских девуш­ках, обзаводились собственными дворами, работали на монастырских полях, но в мона­стырских документах продолжали числиться монастырскими детенышами — по тради­ции и по фискальным соображениям. В XVII в. обнаруживаются уже договоры между монастырем и его взрослыми детенышами, в договорах перечислялись взаимные обязан­ности сторон. В писцовых книгах XVII в. содержится много сведений об этой группе лиц, зависимых от монастырей, и о дворах детенышей.

 

Режа - название реки и общее название наших деревень. Река Режа – левый приток Ваги протяженностью всего 27 километров. На языке коми Режа означает "быстрая река, про­текающая по болоту» или «скорая, проворная, болотистая».


Название реке дали представители народа коми? Как они оказались в наших местах?

 

Итак, славяне и коми-зыряне - первые, вероятно, очень немногочисленные, жители на­шей Режи. А в начале 16 века, примерно 1520 год, старцем Ефремом была основана Ефре­мова Спасо-Николаевская мужская пустынь. Разрешение было дано великим князем Мос­ковским Василием Иоанновичем.

Историческая справка.

Пустынь — традиционное православное монашеское поселение, обычно удалённый от основ­ного монастыря скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины.

Василий III Иоаннович (25 марта 1479 — 3 декабря 1533) — Великий Князь Владимирский и Московский в 1505—1533, Государь всея Руси, сын Ивана III Великого и Софии Палео­лог, отец Ивана IV Грозного.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковь Преображения Господня, 1886г | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.