КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об ошибочном согласии, или заблуждении 2 страница
:199
Г л а в а д в а д ц а т ь п е р в а я О РАЗДЕЛЕНИИ НАУК
1. Три разряда. Все, что может находиться в пределах человеческого разумения, есть либо, во-первых, природа вещей, как они существуют сами но себе, их отношения и способ их действия, либо, во-вторых, то, что человек в качестве разумного и свободного деятеля должен делать для достижения какой-нибудь цели, в особенности счастья, либо, в-третьих, пути и способы, которыми достигается и сообщается знание того и другого. Согласно с этим, я думаю, науки можно собственно разделить на три следующих разряда. 2. Во-первых, Physica. Во-первых, познание вещей, как они сами существуют, их строения, свойств и действий, причем я имею в виду не только материю и тело, но также и духов, у которых точно так же, как у тел, есть своя природа, свое строение и деятельность. Это я называю в несколько более широком смысле слова φυστκή, или «натурфилософия». Цель ее — чисто умозрительная истина. Все, что может доставить человеческому уму такую истину, принадлежит к этому разделу, будет ли то сам бог, ангелы, духи, тела или какие-то их свойства, как число, форма и т. д. 3. Во-вторых, Practica. Во-вторых, πρακτική, умение правильно прилагать наши силы и действия для достижения благих и полезных вещей. Наибольшее значение в этой области имеет этика, представляющая собой попытку найти такие правила и мерила человеческих действий, которые ведут к счастью, а также [найти] способы их применения. Цель здесь не чистое умозрение и не познание истины, но справедливость и соответствующее ей поведение. 4. В-третьих, σημιωτική. В-третьих, следующий раздел можно назвать σημιωτική, или «учение о знаках». И так как наиболее обычные знаки — это слова, то семиотику довольно удачно называют также λογική — «логика». Задача логики — рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для уразумения вещей или для передачи своего знания другим. Так как рассматриваемые умом вещи, за исключением его самого, не присутствуют в разуме, то ему непременно должно быть представлено что-нибудь другое в качестве знака или в качестве того, что служит представителем рассматриваемой вещи, — это и есть идеи. А так как совокупность идей, составляющих мысли какого-то человека, не может быть открыта непосредственному взору :200 другого человека и так как копить их нельзя нигде, кроме памяти, хранилища не очень надежного, то поэтому, чтобы сообщать наши мысли друг другу, а также запоминать их для собственного употребления, необходимы также знаки для наших идей. В качестве таковых всего удобнее оказались и потому всего употребительнее членораздельные звуки. Вот почему рассмотрение идей и слов как великих орудий познания составляет не подлежащую пренебрежению часть в рассуждениях того, кто обозревает человеческое познание во всем его объеме. И если бы они были взвешены отдельно и рассмотрены как следует, они, быть может, дали бы нам логику и критику, отличную от той, с которой мы были знакомы до сих пор. 5. Это есть первичное разделение предметов познания 93. Это есть, на мой взгляд, первичное и наиболее общее, а также естественное деление предметов нашего знания. Ибо человек может направлять свои мысли только либо на рассмотрение самих вещей — для открытия истины; либо на вещи, которые находятся в его собственной власти, т. е. на свои собственные действия, — для достижения собственных целей; либо на знаки, которыми ум пользуется в том и другом случае, и на упорядоченное их расположение — для более ясного познавания (information). Так как все эти три области, а именно вещи, поскольку познаваемы сами по себе, действия, поскольку они зависят от нас, способствуя достижению счастья, и правильное употребление знаков в интересах познания, различны toto coelo94, то я и счел их тремя великими областями интеллектуального мира, совершенно раздельными и отличными друг от друга. :201
ПРИМЕЧАНИЯ
1 По-видимому, речь идет о «Математических началах натуральной философии» (1-е изд., 1687). — 8. 2 Это требование Локка перекликается с четвертым правилом из «Рассуждения о методе» Р. Декарта (см.: Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 272). — 12. 3 Из ранее познанного и ранее принятого (лат.). — 12. 4 В первом издании «Опыта...» вместо этого предложения было напечатано: «Не только математика, или идеи числа, протяженности и формы, доступны для средств [логического] выведения, точно так же как не только эти идеи и их модусы усматриваются интуитивно». — 12. 5 Об интуитивности чувственного познания писали в Англии еще Иоанн Дунс Скот и Уильям Оккам, которые подчеркивали высокую степень его достоверности. В этом Локк следует своим предшественникам. — 14. 6 В первых трех изданиях «Опыта...» вместо двух последних фраз этого параграфа было напечатано: «Однако темные и спутанные идеи никогда не ведут к ясному и отчетливому знанию, ибо, поскольку идея таковы, ум никогда не сумеет ясно усмотреть, согласны или нет они друг с другом. Английский комментатор «Опыта...» А. К. Фрэзер (Fraser) указывает, что на это место ссылались те, кто обвинял Локка в отрицании таинств веры. — 16. 7 См. прим. 90 к кн. II. — 18. 8 Следующий далее текст этого параграфа был добавлен в четвертом издании «Опыта...». — 19. 9 См. прим. 26 к кн. II. — 24. 10 Следующий далее текст этого параграфа в первом издании «Опыта...» отсутствовал. — 25. 11 Философы огня (лат.). — 26. 12 См. кн. II, гл. X, § 9 и гл. XXIII, § 13. — 26. 13 Все эти вопросы подробно освещаются в кн. IV, гл. IX—XI. — 30. 14 Термин заимствован из астрологии, где каждое из 12 созвездий зодиака называется домом («дом Тельца», «дом Рака» и т. п.). — 33. 15 Крепкой водкой называли азотную кислоту. См. также прим. 88 к кн. II. — 34. 16 Следуя сложившейся в Англии традиции, Локк называет философским всякое рациональное познание вообще (ср. Гоббс Т. Избр. произв. В двух томах, т. 1. М., 1964. Основы философии, ч. I, разд. 1. Исчисление, или логика, гл. I, § 2). — 37. 17 См. кн. III, гл. IX. — 39. 18 См. там же, гл. III, § II. — 42. 19 В своем трактате «De officiis» Марк Туллий Цицерон рисовал образ идеального гражданина. При этом нравственный долг и практическая польза рассматривались им как два источника человеческих поступков. — 43. 20 См. кн. III, гл. V. — 46. _________ * Примечания к данной книге составлены И. С. Нарским и А. Л. Субботиным. Переводы, кроме оговоренных, сделаны И. С. Нарским. :520 21 См. кн. IV, гл. II, § 14; гл. III, § 21, гл. IX и XI. — 51. 22 Желаемое (лат.). — 51. 23 О метафизической истине см. кн. II, гл. XXXII. Нравственная истина, или правдивость, есть, согласно Локку, категория этико-психологическая. — 56. 24 Данное различение Локком двух видов достоверности не вполне ясно. На это указывал, в частности, Лейбниц в «Новых опытах о человеческом разумении» (книга четвертая, гл. VI, § 3). — 57. 25 Следующий далее текст параграфа в первом издании «Опыта...» отсутствовал. — 59. 26 См. кн. IV, гл. III, § 15 и 16. — 63. 27 Следующий далее текст этого параграфа в первом издании «Опыта...» отсутствовал. — 70. 28 См. прим. 3 к с. 12. — 73. 29 В данном рассуждении речь идет о получении не общего понятия «треугольник», а общего представления о треугольнике. Терминологическую неточность, допускаемую здесь Локком, использовал Д. Беркли в своей критике абстрактных понятий (см.: Беркли Д. Соч. М., 1978, Опыт новой теории зрения, § 125; Трактат о принципах человеческого знания, Введение, § 13). — 74. 30 В первом издании «Опыта...» этот параграф был более кратким. — 76. 31 Лейбнице «Новых опытах...» (кн. четвертая, гл. VII, § 11) замечает, что одной из таких наук является геометрия, излагавшаяся аксиоматически уже Евклидом и Архимедом. — 76. 32 См. прим. 1 к с. 8. — 77. 33 Здесь кончался текст этого параграфа в первом издании «Опыта...». — 83. 34 Следующий далее текст этого параграфа был добавлен в четвертом издании «Опыта...». Примечательно, что ниже Локк критикует формально-логический закон тождества уже не за полную якобы его бессодержательность, но лишь за малую, хотя по-своему и полезную, содержательность (имеющую место при условии некоторой иной интерпретации этого закона). — 88. 35 Локк имеет в виду, что род (ниже — «металл») представляет собой только часть полного определения целого, т. е. определяемого предмета (ниже — вида «свинец»). В данном случае полное определение гласило бы, по Локку: «Свинец есть металл очень тяжелый, плавкий и ковкий». — 90. 36 Телесность, чувствительность, способность к движению, разумность, способность смеяться (лат.). — 92. 37 Роды... виды (лат.). — 95. 38 В первом издании «Опыта...» этот параграф был более кратким. — 99. 39 Локк воспроизводит вариант космологического доказательства бытия бога, данного известным логиком Пор-Рояля Пьером Николем (1625—1695) во втором томе его «Essais de morale» («Опыт о морали», 1872). — 99. 40 «О законах» (лат.). — 99. 41 Имеются в виду онтологическое доказательство бытия бога, изложенное в «Proslogion» («Прибавление [к рассуждению]», 1078) Ансельма Кентерберийского (1033—1109), и модификация этого доказательства в «Метафизических размышлениях» (1641) Декарта. — 100. 42 См.: Рим. 1, 20. — 100. 43 Из ничего не творится ничто... (лат.). Лукреций, О природе вещей I 150. Пер. Ф. А. Петровского. — 105. :521 44 В природе вещей (или в природе всего сущего) (лат.). Рассуждение Локка основано на мнении, что идеи, являющиеся причиной нашего незнания, сами по себе в принципе для нас также неизвестны. — 113. 45 См. кн. II, гл. XXIII, § 5, 15, 19—22, 28; кн. IV, гл. III, § 27. — 116. 46 Вечные истины (лат.). — 117. 47 См. прим. 3 к с. 12. — 118. 48 См. кн. IV, гл. VII. — 118. 49 Полемон — схоларх (руководитель) платоновской Академии в 315—270 (269) гг. до н. э. Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы. — 121. 50 Аристипп (ок. 435—360 [?] гг. до н. э.) — ученик Сократа, основатель философской школы киренаиков. Антисфен (ок. 435—ок. 370 гг. до н. э.) — основатель философской школы киников. — 121. 51 Архелай (V в. до н. э.) — ионийский философ, был учеником Анаксагора и учителем Сократа. Данное утверждение приводит Диоген Лаэртский в своем труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (М., 1979) II 4, 16. — 121. 52 См. кн. IV, гл. III, § 18 и 19. — 122. 53 См. кн. II, гл. XXIII и кн. III, гл. VI. — 123. 54 См. кн. IV, гл. XVII, § 19 и сл.; гл. XX, § 17. — 136. 55 Тиберий Клавдий Нерон (42 г. до н. э.—37 г. н. э.) — римский император (14—37 гг. н. э.). — 142. 56 См. кн. IV, гл. XVI, § 5. — 145. 57 В «A Discourse of Miracles» («Рассуждение о чудесах», 1701), написанном в ответ на «An Essay of Miracles» («Опыт о чудесах») одного из идеологов англиканской церкви — У. Флитвуда (1656—1733), Локк, развивая эту свою мысль, пишет, что люди «ни в коей мере не обладают способностью определять точно, что превосходит силу любого сотворенного существа, а что нет, или какие действия могут быть совершены только божественной силой» (Локк Д. Рассуждение о чудесах. — Философские науки, 1983, № 4, с. 125). — 147. 58 См. кн. IV, гл. XVIII. — 148. 59 В первых трех изданиях «Опыта...» этот параграф был более кратким. — 149. 60 Среди 64 возможных сочетаний в силлогизме трех высказываний правильных разновидностей, или модусов, имеется 19; Локк же упоминает только 14. Это, видимо, связано с тем, что Аристотель принимал не четыре, а только три фигуры силлогизма и соответственно число правильных, модусов на пять меньше. — 151. 61 Животное... средний термин... человек и живое [существо] (лат.). — 155. 62 Правдоподобным, т. е. топическим, аргументом у Аристотеля называется доказательство, исходящее из посылки, основанной на вероятности, а не на достоверности (см.: Аристотель, Топика, кн. I, гл. 4, 11 и др.). Локк считает топические аргументы малонадежными. — 159. 63 В прямоугольных треугольниках квадрат на стороне, стягивающей. прямой угол, равен вместе взятым квадратам на сторонах, заключающие прямой угол (Евклид. Начала). — 159. 64 Ричард Гукер (Hooker R., 1554 [?] — 1600) — английский богослов. Имеется в виду его книга «The Laws of ecclesiastical Policy» («Законы церковной политики»). — 160. 65 Не там, где следует идти, а там, где идется (лат.). Гораций. Послания I 19. Это буквальный перевод строки, приводимой Локком. В пер. Ф. А. Петровского вся фраза дана так: «Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь». — 160. ' :522 66 Следующий далее текст параграфа добавлен в четвертом издании «Опыта...». — 161. 67 Всякий человек есть животное, Всякое животное есть живое [существо]. Следовательно, всякий человек есть живое [существо]. Всякое тело есть протяженность и плотность, Ни одна протяженность и плотность не есть чистое протяжение. Следовательно, тело не есть чистое протяжение (лат.). — 162. 68 К скромности (лат.). — 166. 69 Довод к скромности (лат.). — 166. 70 К незнанию (лат.). См. также прим. 2 к с. 441. — 166. 71 К человеку (лат.). Локк имеет в виду ситуацию, когда противнику неприятно признать, что он отрицает то, что вытекает из его же посылок (см. также прим. 90 к с. 435). — 166. 72 К суждению (лат.). — 167. 73 1 Кор. 2, 9. — 170. 74 В первых трех изданиях «Опыта...» вместо слов мертвые воскреснут стояло выражение «мертвые человеческие тела воскреснут», которое подверглось критике со стороны Стиллингфлита, епископа Вустерского (Ворчестерского), как несогласное с библейской формулой. Локк предпочел уступить и отказаться от выражения, навеянного социнианскими представлениями. (Польский социнианин Павел Гжегож (1525—1591), например, в трактате «О prawdziwej smierci...» («Об истинной смерти», 1568) утверждал, что в день «страшного суда» воскреснут и человеческие тела, ибо они будут необходимы для воскресших душ как материальные субстраты последних.) Сам Локк относил положения о бессмертии души и о «страшном суде» к числу догм, находящихся за пределами философского исследования. — 174. 75 Изречение одного из «отцов церкви» — Тертуллиана (Tertullianus. De carne Christi (О страстях господних V). — 177. 76 Эта глава была включена в текст в четвертом издании «Опыта...» по совету У. Молинё. Под энтузиазмом в Англии XVII в. понимались религиозный экстаз, фанатическое самоисступление верующих, слепая вера в боговдохновенность и непогрешимость вожака своей секты. По.мнению Фрэзера, Локк в 19-й главе имел в виду прежде всего секту квакеров. В данной главе Локк использовал рассуждения из пятого фрагмента своей рукописи «Essays on the Law of Nature» («Опыты о законе природы», 1663—1664). Заметим, что в немецких изданиях «Опыта...», а также сочинений Д. Юма (где также встречается этот термин) enthusiasm переводится как Schwärmereit, т. е. «фантазерство», «фанатизм». — 177. 77 Ложный огонь (лат.). — 182. 78 См.: Деян. 8, 1, 3; 9. Апостол Павел до принятия учения Христа носил имя Савл и был известен как ревностный иудей — гонитель христиан. — 184. 79 Речь идет о Люцифере; см.: Ис. 14, 12. — 184. 80 Исх. 3 и 4, 1—4. — 186. 81 Суд. 6, 14—21, 36—40. — 186. 82 Это рассуждение направлено против католической церкви, отлучавшей тех, кто не признавал главенства римского папы над всеми христианами. — 188. 83 Локк повторил здесь образное сравнение Гоббса (ср.: Гоббс Т. Избр. произв., т. 1, с. 409; т. 2, с. 380). — 189. 84 Здесь во времена Локка происходили судебные заседания. — 189. 85 См.: Матф. 15, 14; Лук. 6, 39. — 191. :523 86 Свет и истина (древнеевр.). Это изречение на нагрудной бляхе израильского первосвященника символизировало его внутренний контакт с Иеговой. — 192. 87 Согласно христианской догме о пресуществлении, просфора и церковное вино в момент причастия превращаются по своей сущности в тело и кровь Христовы. — 193. 88 Кайтесь (древнегреч.). — 194. 89 Цезарь. О гражданской войне II 27; его же. О галльской войне III18; см. также: Бэкон Ф. Новый органон I 49. — 195. 90 Эразм Роттердамский. Adagia II, VII 61. — 195. 91 Ричард III (1452—1485) — английский король из династии Йорков. — 197. 92 Роджер Бэкон (ок. 1214—1292) — один из крупнейших естествоиспытателей и философов позднего средневековья. — 197. 93 Эта Локкова классификация наук восходит через Гассенди к Эпикуру, стоикам и Ксенократу. — 201. 94 Здесь: в целокупности (лат.). — 201. :524
+++
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |