Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии воспитания




Понятие технологии воспитания. Общая технология организаторской работы А.Н. Лутошкина (этапы и правила). Методика коллективного творческого воспитания И.П. Иванова: сущность, ключевые идеи, этапы. Особенности проектирования, реализации коллективных творческих дел.

Технология социального проектирования. Понятия «проект», «социальный проект», этапы разработки и реализации социальных проектов.

Опыт применения технологий воспитания в практике современных образовательных учреждений.

В настоящее время существует множество различных педагогических технологий: общепедагогические, обучающие, воспитательные, развивающие, компьютерные, игровые и т.д. Долгое время велись споры о возможности применения технологий в воспитательном процессе, где имеем дело с такой хрупкой и своеобразной структурой как личность ребенка.

Воспитательными технологиями занимались такие педагоги, как Л.А Байкова, Л.К. Гребенкина, В.Ю. Питюков, Н.Е. Щуркова и др. Так, по определению Гребенкиной, педагогические технологии – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей. В узком смысле слова, педагогическая технология это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В виде технологической цепочки можно представить систему деятельности учителя, классного руководителя как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении различных форм воспитательной работы. В общем виде это:

- изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса,

- постановка диагностических целей и задач,

- определение перспективы, предвидение результатов, планирование,

- организаторская деятельность и решение педагогических задач,

- коррекция на основе педагогического анализа,

- разработка программы последующих действий.

Данная технологическая цепочка деятельности педагога осуществляется с помощью конкретных педагогических действий в процессе воспитания.

Рассмотрение процессуальной стороны воспитания выявляет необходимость описания момента прикосновения к личности воспитанника – педагогического воздействия. От умения педагога реализовать свое воздействие на ученика зависит их дальнейшее взаимодействие, сотрудничество, а также, взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого он «проживает» и приумножает социально ценные отношения. Ответ на вопрос о том, как выстроить такое воздействие, лежит в плоскости технологического обеспечения воспитательного процесса.

Момент воздействия содержит в себе ряд необходимых и достаточных элементов, поскольку даже в короткой фразе и сопровождающем ее мимико-пластическом выражении реализуются сразу три функции педагогического воздействия: - инициируется активность субъекта; - осуществляется оснащение его способами деятельности и - стимулируется самостоятельный выбор.

С технологической точки зрения, воздействие педагога на ребенка слагается из следующих компонентов: - общение, - оценка, - требование, - информативное речевое и демонстрационное воздействие, - конфликт. Таким образом, в технологически грамотно построенном педагогическом воздействии осуществляются все его функции и задействованы все компоненты, что дает необходимый воспитательный эффект, положительный результат педагогической деятельности.

Охарактеризуем основные элементы педагогического воздействия с точки зрения педагогической технологии.

Общение. За счет его в основном и осуществляется активизация субъекта и создание необходимого психологического состояния.

Педагогическая оценка высказывается эмоционально и пробуждает активность в соответствии с культурными нормами. Пед.оценка может обеспечить следующие функции: - «внесение образа» на уровне социальной нормы; - стимулирование деятельности; - коррекция отношений. Это возможно при осуществлении оценки скрытым порядком, когда она не воспринимается как оценка. Для этого м.б. использованы приемы «я-сообщение», «ты-сообщение» и др.

Педагогическое требование. Посредством его осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры и конкретной социальной нормы. Реализация педагогического требования стимулирует активность, привлекая к деятельности, учит способам деятельности. Получаемое в итоге приучение к социальной норме характеризует субъекта как индивидуальность в демонстрируемом им поведении. Однако это возможно лишь при обязательной безусловности предъявляемой нормы.

Конфликт - рассматривается как противоречие в создавшейся ситуации. Конфликт как противоречие между субъектами требует обозначения противоположных взглядов, и учитель, предлагая свое видение этой проблемы (ситуации) производит оснащение способом взаимодействия. Но вместе с тем педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения, что ставит ребенка перед выбором того, как ему поступить в этой ситуации. Выбор же ребенок производит самостоятельно, реализуя свою индивидуальность. По существу такого рода конфликт направлен на преодоление противоречия в общении двух субъектных миров и в итоге приводит к саморегуляции каждого из них.

Информативное речевое и демонстрационное воздействие, с помощью которого производится передача социального опыта человечества. Этот элемент расширяет знания, активизирует субъекта (человек нуждается в твоей помощи), наполняет общение отношенческими позициями, иллюстрирующими варианты поведения (оказывая помощь, не требуй наград), побуждает к индивидуальному проявлению в поступках (только к тебе я могу обратиться за помощью).

Информативное речевое и демонстрационное воздействие осуществляется через функции: - внесение понятий и образно-представленческих и знаний; - демонстрация отношения; - вовлечение в деятельность. Каждая из них м.б. оформлена вербально и невербально. Операционно д.б. воплощена триада: тезис, аргументация, (иллюстрация), вывод.

Педагогическая техника. Реализация этого элемента обеспечивает подготовку инструмента воздействия, которым является организм педагога. Педагогическая техника как кристалл преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние.

Каждый элемент технологической цепочки в той или иной форме содержит три функции педагогического воздействия: - инициирование активности субъекта; - оснащение его способами деятельности; - стимулирование индивидуального выбора. Использование учителем какого-либо одного элемента расценивается как профессиональная ограниченность, снижающая субъектность ученика и эффективность воспитательного процесса в целом.

Овладение педагогической технологией заключается в интеграции всех элементов системы в коротком или продолжительном акте воздействия и во владении ими. Владение это д.б. доведено до навыка, чтобы педагог не раздумывал, что ему предпринять в данный момент (т.к. времени на это может не быть), а производил бы технологически грамотное влияние как на комплексное решение возникшей ситуации, осуществляемое в контексте культуры. При этом нет надобности вычленять каждый элемент отдельно и строить строгую последовательность, т.к. операционно их комплексное наличие м.б. выражено в повороте головы, улыбке, слове или его экспрессивной окраске.

В современных условиях кроме элементов общей технологии воспитания Н.Е. Щурковой и В.Ю. Питюкова можно назвать и некоторые конкретные технологии воспитания.

1. В технологии игровой деятельности, известной всем педагогам, главными звеньями является подготовка, проведение и анализ. Каждое звено как часть единого целого включает определенные действия педагога и учащихся по подготовке, проведению и подведению итогов (анализу) конкретной игры.

Этап подготовки предусматривает выбор игры, постановку цели и разработку программы ее проведения. Проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником и игра с учетом правил, атрибутов и т.д. Подведение итогов предполагает коллективный анализ и оценку действий каждого ее участника.

Эти технологические этапы осуществляются закономерно в любой игре и в организованной педагогической, и в стихийно, самостоятельно проводимой во дворе детскими компаниями как футбол, «Дочки-матери», «Магазин», «Казаки-разбойники» и прочие. Просто встретившись во дворе, на прогулке в детском саду дети сами решают, как они будут играть, играют, а потом сами друг другу или родителям рассказывают о своих успехах, иногда подумав и даже приукрасив свои успехи. Это и есть самоанализ, часто даже с выводом на будущее. Технология работает сама собой.

2. Технология организаторской работы А.Н. Лутошкина была отработана на практике и описана в научных изданиях и в книге «Как вести за собой»

А.Н. Лутошкин отмечает, что организаторская работа имеет свою «дистанцию». Она может быть спринтерской, короткой, рассчитанной на решение небольших по объему и относительно простых задач. Она марафонская, когда ее выполнение растягивается на длительный срок, и сама она бывает сложной и по содержанию, и по условиям деятельности. Поэтому автор подробно описывает этапы и правила организаторской работы: н а дистанции между стартом и финишем расположены этапы. Их пять.

Старт — получение задания.

1-й этап — определение цели и усвоение задач.

2-й этап — обеспечение работы (условия, средства, исполнители).

3-й этап — планирование работы и распределение обязанностей.

4-й этап — оперативное руководство (согласование, учет, контроль).

5-й этап — анализ эффективности и подведение итогов работы.

Финиш отчет о выполнении задания.

На каждом из этапов организатором выполняются определенные действия. Организатору важно знать не только, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе. Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.

Правило1. Получив задание, разберитесь в нем.

Правило 2. Не пренебрегайте опытом другихон ваш помощник.

Правило3. Учитывайте возможности членов коллектива.

Правило 4. Определите, что вам может понадобиться в работе.

Правило5. Составляя план дела, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий.

Правило 6. Работа должна быть понятна каждому.

Правило 7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

Правило 8. Объединяя людей, сплачивайте коллектив.

Правило 9. Координируйте свою работу.

Правило10. Доверяй, но проверяй.

Правило 11. Будьте внимательны при завершении работы.

Правило 12. Итоговый анализзалог успешной работы в дальнейшем.

Даже очень хорошее усвоение перечисленных правил еще не гарантирует вожаку-организатору успеха в его усилиях вести за собой. Нужно, работая в соответствии с правилами, быть всегда справедливым ко всем участникам дела на всех этапах работы коллектива.

Для анализа и осмысления происходящего развития коллектива А.Н. Лутошкин разработал методику самоаттестации коллектива в его развитии. Одно из удивительных свойств коллектива — его способность к саморазвитию. Организатор может создать такие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание станут необходимыми, обязательными для всех ребят. Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода - «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, самый сложный, и вершина — «Горящий факел». Автор дает подробную характеристику каждого этапа, показывает как крепнут отношения в коллективе, как группа незнакомых людей, включаясь в общую деятельность постепенно превращается в коллектив высокого уровня. Однако надо реально смотреть на события, и помнить, что достижение высших ступеней развития – это крайне редкий факт, он не зависит от продолжительности смены в лагере или возраста класса, и не является обязательным для каждого коллектива.

В общем методика организаторской работы А.Н. Лутошкина эффективна для работы как со временным коллективом, так и с постоянным, как с детским, юношеским, так и со взрослым

3. Технология Коллективной Творческой Деятельности (КТД), разработана Игорем Петровичем Ивановым. В основуметодикиположена философская идея К.Маркса «… человек, изменяя среду, как трудящийся субъект, изменяется сам». В работе И.П. Иванова эта идея преобразовалась в воспитательную идею – педагогика общей заботы: о своем коллективе, об общем деле, о далеких и близких людях.

Основу методики составляют идеи: - коллективное целеполагание; - коллективная организация деятельности; - коллективное творчество; - ситуации-образцы; - эмоциональное насыщение жизни коллектива; - общественная направленность деятельности.

В методике КТД важно соблюдать логическую цепочку коллективной организаторской деятельности, состоящей из 6 этапов, которые автор называет видами работы: 1- предварительная работа педагога, 2 – коллективное целеполагание и планирование, 3 – коллективная подготовка, 4 – проведение КТД, 5 – коллективное подведение итогов, 6 – ближайшее последействие. Каждый из этапов в свою очередь имеет свой алгоритм совместных действий педагога и детей, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных педагогических целей.

В течение всех этих этапов практические и организаторские действия совершаются в действительных, реальных обстоятельствах.

Коллективная творческая деятельность усиливает комплексное воспитательное значение дел.На современном этапе КТД рассматривается как технология воспитания и развития социальных свойств и качеств. В организации КТД выделяются два типа дел – дела как комплексные средства воспитания с этапом самостоятельной подготовки, и дела непродолжительные по времени, с подготовленными педагогом творческими заданиями для микрогрупп.

Зарекомендовавшая себя эффективностью в решении разнообразных воспитательных задач технология КТД в своем арсенале имеет, на наш взгляд, весьма уместные и более легкие варианты – коллективные творческие игры (кти) или игры-молнии. Они занимают немного времени, притом, что готовит и проводит кти педагог, дети свободны в творческом самовыражении в кругу друзей по отряду. Особенности, структура, организация этого фрагмента своей методики, в отличие от КТД как комплексных средств воспитания, И.П. Иванов подробно не описывает. В педагогической школе Костромского государственного университета данный аспект методики И.П. Иванова принято называть МФР – малые формы работы.

Малые формы работы, это как «кирпичики», ситуации-образцы из которых начинает строиться коллективная творческая деятельность. Они доступны и подросткам, и старшеклассникам, как в лагере, так и в школе, дают важный опыт и готовят к участию в комплексных коллективных творческих делах.

МФР – непродолжительные по времени дела первичных детских коллективов, подготовленные и проводимые педагогом, где дети действуют микрогруппами по выполнению творческих заданий. Малые формы работы – это несколько необычное и своеобразное взаимодействие педагога и первичного коллектива детей (школьный класс, отряд в лагере), позволяющее за небольшой промежуток времени (от 15 до 60 минут) решать разнообразные воспитательные задачи. Условно его можно определить как один класс (отряд) на один час.

Малые формы работы – дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек. МФР могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д. МФР - это небольшой этап взаимодействия педагога и детей, с конкретной задачей ближайшего периода.

Структура МФР очень похожа на структуру КТДела:

1. Предварительная подготовка педагога.

2. Стартовая или вводная беседа (перед началом в стиле темы и легенды дела, надо пояснить, что мы сейчас будем делать, как и зачем).

3. Разбивка на микрогруппы (по 5-7 человек). Она может быть по симпатиям, когда выбирают друг друга по цепочке в стиле тематики мфр, или случайным выбором (различные карточки).

4. Определение (выбор) творческих заданий по микрогруппам.

5. Ход дела – демонстрация выполнения заданий.

6. Итоги, анализ (никого не ругать, найти, за что всех похвалить).

Причем 4 и 5 могут повторяться несколько раз в зависимости от цели и темы.

Для подготовки и конструирования МФР необходимо определить:

- педагогические цели и задачи, - название, - масштаб проведения (количество участников), - возраст, - замысел, сюжет, - методику подготовки и разбивки на группы, - оформление (должно быть мобильным, не громоздким, с возможностью использования в любых условиях, в любом помещении и даже на улице), - последействие (как можно использовать этот опыт в дальнейшем).

Описанные И.П. Ивановым как игры-молнии, несколько изменившиеся со временем, но не равнозначные ктд. Такое уравнивание форм и замена более значимой на более упрощенную, выхолащивает смысл, и снижают значимость методики, примитивизирует понимание и осуществление воспитательного процесса. В 2003 году в Санкт-Петербурге на конференции в честь 80-летнего юбилея И.П.Иванова, методику КТД назвали педагогикой будущего. Так же и сегодня следует внимательно заимствовать и использовать методику без нарушения сути, основных идей и правил, гарантирующих эффективность педагогического процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.