Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам.
№
п/п
Раздел
Дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах)
Формы текущего
контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам):
(зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект)
Занятия лекцион-ного типа, час.
Занятия семинарского типа, час.
Самостоятельная работа студен-тов, час.
1 модуль.
Общая часть Сравнительного правоведения.
Вопросы:
1.Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, наука, учебная дисциплина, принципы, функции, значение.
2.История сравнительного правоведения.
3.Сравнительное правоведение и внутригосударственное право.
4.Сравнительное правоведение и международное право
5. Понятие правой системы и правовой семьи, классификация правовых систем современности
2 часа
Вводная, обзорная лекция
«Семинар-беседа»
2 часа
10 часов
Формы текущего контроля успеваемости: участие студентов в практических занятиях, контрольные вопросы, подготовка докладов по теме 6, контроль за самостоятельной подготовкой, в том числе информационных и исследовательских проектов в течение всего 1 семестра и презентацией их на практических занятиях.
2-й модуль.
Нерелигиозные правовые системы. Западное право
Вопросы:
1.Понятие западного права (западной правовой традиции).
2. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.
3.Правовые системы стран Северной Европы.
4.Правовые системы стран Латинской Америки.
5.Англо-американская правовая семья. Правовая система Англии. Правовая семья США.
6. Правовые системы стран Британского Содружества.
7. Смешанные правовые системы (Израиль, Шотландия, ЮАР).
8.Право стран СНГ.
2 часа
Лекция-дискуссия
4 часа – 2-й модуль
«Семинар-беседа», тестирование
2 часа
2 часа
16 часов
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль за самостоятельной подготовкой и участием в практических занятиях, подготовка докладов-презентаций по теме 8, возможна подготовка докладов на вузовские и международные научные конференции в ИвГУ и др.; постановка и обсуждение вопросов по темам 13 и 14; выполнение аналитического задания по теме 14 и других по выбору студента.
3-й модуль.
Квазизападное (социалистическое) право.
Социалистическое право
(правовая семья социалистических стран).
Правовая система КНР.
Доклад и его обсуждение
2 часа
6 часов
Формы текущего контроля успеваемости: участие студентов в практических занятиях, контрольные вопросы, контроль за самостоятельной подготовкой
4-й модуль.
Религиозные правовые системы.
Общая характеристика религиозной правовой семьи.
Иудейское право.
Индусское право.
Мусульманское право.
Доклад и его обсуждение, тестирование
2 часа
12 часов
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, тестирование для проверки понятийно-категориального аппарата религиозного права (темы 19-21)
5-й модуль.
Традиционные системы права.
Общая характеристика традиционного (обычного права). Правовые системы стран Тропической Африки.
Заключительное занятие
Доклад и его обсуждение
2 часа
Выступление с эссе, рефератами, рецензиями, аналитическими заданиями, другими проектами их презентацией
2 часа
12 часов
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях.
Заслушивание эссе, рефератов, рецензий и т.п., их обсуждение, оценка, рекомендации авторам
2 часа
Зачет
Итого: 72 ч. (2 ЗЕТ)
4 часа
14 часов
54 часов
Заочная форма обучения
№
п/п
Раздел
дисциплины
Курс
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах при заочной форме)
Формы текущего
контроля успеваемости.
Формы промежуточной аттестации
Занятия лекцион-ного типа
Занятия семинар-ского типа
Самосто-ятельная работа
1 модуль.
Общая часть Сравнительного правоведения.
Вопросы:
1.Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, наука, учебная дисциплина, принципы, функции, значение.
2.История сравнительного правоведения.
3.Сравнительное правоведение и внутригосударственное право.
4.Сравнительное правоведение и международное право
5. Понятие правой системы и правовой семьи, классификация правовых систем современности
2-й модуль.
Нерелигиозные правовые системы. Западное право
Вопросы:
7.Понятие западного права (западной правовой традиции).
8. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.
9.Правовые системы стран Северной Европы.
10. Правовые системы стран Латинской Америки.
11. Англо-американская правовая семья. Правовая система Англии. Правовая семья США.
12. Правовые системы стран Британского Содружества.
7. Смешанные правовые системы (Израиль, Шотландия, ЮАР).
8.Право стран СНГ.
3-й модуль.
Квазизападное (социалистическое) право.
Социалистическое право
(правовая семья социалистических стран).
Правовая система КНР.
4-й модуль.
Религиозные правовые системы.
Вопросы:
Общая характеристика религиозной правовой семьи.
Иудейское право.
Индусское право.
Мусульманское право.
5-й модуль.
Традиционные системы права.
Общая характеристика традиционного (обычного права). Правовые системы стран Тропической Африки.
2 (контактная работа
Зачет, контактная работа - 2ч.
Итого: 72
4.2.Содержание учебного материала по разделам (темам): *
Плюрализм взглядов на понятия “сравнительное право” и “сравнительное правоведение”. Компаративистика. Спор о природе сравнительного правоведения: отрасль права, научный метод, чистая наука, вспомогательная научная дисциплина в рамках теории государства и права, самостоятельная учебная дисциплина. Определение и понятие сравнительного правоведения. Либертарно-юридическая концепция сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение в системе юридических наук. Соотношение сравнительного правоведения с другими науками: общей теорией и историей права, философией и социологией права, отраслевыми юридическими науками зарубежных стран, юридической антропологией и др.
Сравнительное правоведение как учебный курс и научная дисциплина.
Изучение правовой карты современного мира – основная задача сравнительного правоведения (А.Х. Саидов).
Понятие и значение сравнения. Принципы сравнительного правоведения, их особенности и виды. Принцип сравнимости правовых феноменов, институтов и учреждений. Цель определяет метод эмпирического описания; эмпирические сведения оправдывают цель сравнительного правоведения (“находишь то, что ищешь”). Необязательность “иностранного” для сравнительного метода в правовых исследованиях. Метод сравнения и сравнительное правоведение. Универсальность сравнения как научного метода. Формы (виды) сравнения: по институтам (макросравнение и микросравнение), по целям (рациональное и теоретическое), по уровням (внутринациональное, историческое, межотраслевое, внутрисистемное, межсистемное), по времени (синхронное и диахронное). Нормативное и функциональное сравнение. Стадии сравнительного анализа. Синергетические основы метода правового сравнения. Проблема несравнимости в компаративистике.
Комплексный характер сравнительного правоведения. Межнациональный характер сравнительного правоведения. Ориентация его по сравнительному анализу различных правовых систем и семей. Аксиомы сравнительного правоведения.
Предмет, объект, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения. Функции сравнительного правоведения: теоретико-познавательная и практико-прикладная.
“Перевод – основа сравнительного правоведения” (У.Э. Батлер). Право как сырой эмпирический материал для задач сравнения. Принципы юридического перевода. Проблемы, встречаемые в процессе перевода. Юридические словари. Множество правовых систем и их терминология. Словарь права и сравнительное описание. Перевод как лаборатория сравнительного правоведения. Системный перевод. Подходы отдельных переводчиков (буквальный, контекстуальный, литературный). Поиск транснационального юридического словаря. Перевод и гармонизация и унификация права. Перевод как метод сравнительного правоведения (У.Э. Батлер).
Значение сравнительного правоведения для подготовки юристов в эпоху глобализации, интеграции и интернационализации: в сфере академического применения и в сфере практического применения (унификация и гармонизация права, образовательная и научная функция; реализационная, в том числе правоприменительная).
Литература
Агеева Е.А. Сравнительное правоведение как комплексная научная и учебная дисциплина XXI в. // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Андрианов Н.В. Семиотический подход в сравнительно-правовых исследованиях // Правоведение. 2012. № 5.
Бехруз Х. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина: современное состояние и существующие проблемы // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998.Введение. Отдел I. Сравнительное право. Введение. Отдел I. Сравнительное право.
Кох X., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2003.
Красиков Д.В. Роль учебных дисциплин сравнительно-правоведческого направления в юридическом образовании // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Крицкая С.Ю. Преподавание дисциплины «Сравнительное правоведение» в Санкт-Петербургских вузах // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2010.
Марковичева Е.В. Упущенные возможности правовой компаративистики // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Павлова Н.Г. Место и роль сравнительного правоведения в системе юридического образования // Методология сравнительно-правовых исследований. Жидковские чтения: матер. Всерос. науч. конф. Москва, 30 марта 2012 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М., 2013.
Поцелуев Е.Л. Опыт преподавания сравнительного правоведения на юридическом факультете Ивановского государственного университета (1999-2009 ) // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Поцелуев Е.Л. Почему нужно изучать сравнительное правоведение // Порiвняльне правознавство: сучасний стран i перспективи розвитку: збiрник науковых праць / за ред. Ю.С. Шемшученка, В.П. Тихого, М.М. Цимбалюка, I.С. Гриценка; упор. О.В. Кресiн, I.М. Ситар. Львiв, 2012. С. 80-83.
Саидов А. X. Методология современного правоведения: новые парадигмы и перспективы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Вып. 4. 2006.
Саломатин А. Ю. О концепции курса «Сравнительное правоведение» и сравнительно-правовых исследованиях // Актуальные проблемы политики и права. Вып. 8. Пенза, 2005.
Саломатин А. Ю. Преподавание сравнительного правоведения: попытка синтеза подходов // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение — существенное звено в развитии правовой реформы и модернизации юридического образования // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление