КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая коррекция и ее виды
ВВЕДЕНИЕ Год Результаты последнего процесса, шаг за шагом, проявлялись в повседневной жизни и очевиднее всего были представлены изменениями, происходящими в сознании. Сначала обнаружилось, что часть прежнего образа мыслей, казалось отработанная в прошедшие годы, теперь напомнила о себе: эти ментальные образования, в своём изначальном виде, «всплыли» в сознании и бесцеремонно там устроились. В результате чего я опять имел в наличии прежние конструкции мышления, несмотря на то, что они не соответствовали моему нынешнему состоянию. Особенно удивляло то, что «чувственный аппарат», ранее активно солидарный с соответствующими построениями ума, теперь абсолютно спокойно реагировал на подобный наплыв: никаких, соответствующих этим мыслям, чувств. Я не понимал причину происходящего, и не представлял, что с этим всем делать. Одно было очевидно: старый образ мышления теперь воспринимался, как нечто чужеродное. Вопрос же о том, зачем и для чего он, как мусор на воде, сейчас – был безответным. В таком состоянии я пребывал какое-то время, не зная, что следует предпринять. В марте сложилось так, что мне необходимо было ехать в Москву, улаживать неприятности связанные с одной из моих дочерей. То, что пришлось выслушать по приезде в столицу, добавилось к уже имеющемуся, и «чаша переполнилась». Я бродил по Москве, подавленный всем этим, абсолютно ненужным, с чем не знал, что делать, и отчаянно не понимал, что происходит. В дополнении ко всему, обстоятельства неожиданно сложились так, что мне срочно была нужна и материальная помощь. Эта забота накладывала свой отпечаток. Но жизнь удивительна, наличием неподдающегося рациональному раскладу сценария. Спустя короткое время, я вышел на встречу с человеком не только в один миг разрешившим мои материальные затруднения, но и давшим ответ на самый важный вопрос: зачем? Общение с ним в короткий срок позволило понять, что всё старое всплыло для того, чтобы теперь была произведена сознательная работа по изменению образа мыслей, привычного для меня когда-то и чуждого мне сегодняшнему. Во мне, словно что-то ждало, как команды к действию, момента, когда я сделаю это открытие. Равновесие вернулось в короткий срок одновременно с тем, как, по подсказке моего друга, я вернулся к форме работы с собой, которую когда-то отложил в виду её тогдашнего несоответствия потребностям «движения» – к работе с аффирмациями. Эта техника описана в книге Джима Леонарда и Фила Лаута, и особенно большое значение ей придаётся в работах Луизы Хэй. Теперь в её (этой техники) рамках всё осуществлялось легко, и я отметил, что сознательная, рациональная работа (работа с аффирмациями, в частности), направленная на изменение себя проходит легко и естественно тогда, когда следует за внутренними изменениями, а не предшествует им.
Постижение У каждого человека свой «крест». Никто не может его изменить. Всё возможное и нужное для себя, человек может сделать только сам. Со стороны человеку можно лишь сострадать. На этом основана возможность помощи друг другу. Её форма зависит от меры сострадания. Последняя же определяется опытом личного развития сострадающего и одновременно отражает его качество.
Жизнь продолжалась. У меня появилось желание обобщить открывшиеся за эти годы психические феномены, и, подбирая для этого материал, я обнаружил в одной из книг К.Г.Юнга мысль о том, что ход личностного развития сначала идёт по поступательной, а затем к центру, к Самости. Таким образом, наметилась возможная ближайшая перспектива. И хотя к этому времени уже была очевидна непостижимость всей сути этого понятия, я жил и ждал...
Сон-процесс (ночь с 3 на 4 июня 1998 года) Какое-то пространство, в котором я оказываюсь и знаю что это центр чего-то… Всё окружающее меняется: теперь я нахожусь в другом пространстве с какими-то незнакомыми мне людьми…; мы куда-то идём (или что-то ищем) и оказываемся в месте, которое является центром… Снова вокруг какая-то перемена: я один и вновь оказываюсь в новом месте, и оно тоже является центром…
Ясное ощущение значимости происшедшего, ощущение значимости пребывания в центре сохраняется. И ещё сохраняется чувство соприкосновения с чем-то невыразимым и чрезвычайно ценным.
Сущность “движения” Процесс Необычайно яркий свет. Он видится и чувствуется одновременно. Ощущение наполненности чем-то непостижимо огромным, объемлющим моими руками весь мир, во всём его бесконечном многообразии… Грандиозный праздник жизни. Нечто безграничное, беспредельно могущественное, всеобъемлющее наполняет его Светом и Любовью… Неожиданно понял, что всё пережитое за прошедшие годы «движения», было неизбежно ограничено событиями моей жизни, и лишь по прохождении этого, неизбежного можно выйти в беспредельное пространство, где ты не ограничен ни направлением, ни возможностями развития. Это как коридор, замкнутый стенами, полом и потолком. Коридор, по которому надо пройти до двери в конце него… А за ней – никаких стен, потолков и полов нет; одно необъятное, безграничное пространство... Появилась мысль: жизнь – это огромный праздник, грандиозности масштабов которого мы просто не можем себе представить…, и над всем этим Свет и Любовь…
Всепоглощающее ощущение завершённости какого-то большого, нелёгкого труда. Всё, что я делал и через что проходил эти годы, всё было для того, чтобы состоялся этот процесс. В первые дни после него актуальным было осмысление кажущегося несоответствия того, что открылось, тому, что окружало в повседневной жизни. Моя нетерпеливость, стремление как можно скорей и полнее ощутить изменяющее воздействие достигнутого, нисколько не влияла на ход личностных перемен. Появилось множество актуальных для меня вопросов, ответов на которые нет в работах по психологии. В нужный момент встретилась книга О.Хаксли «Вечная философия», появилась возможность изучить работы Джозефа Кемпбелла, стал доступным материал по исихазму и открылись новые философско-религиозные знания других духовных практик, позволившие глубже воспринимать уже известное. Понимания стало больше, и, в том числе, понимания невозможности получения всех искомых ответов. И на фоне всего этого что-то зрело во мне, обогащая способность воспринимать мир и людей в нём. Что действительно нужно человеку? Чего действительно жаждет он? Что всплывает в очертаниях его лица, в его устремлённом сквозь предметы и события взгляде, когда отброшены все маски и когда не за что, да и нет желания, прятаться от неумолимо проявляющегося в нём истинного «Я»? Что происходит в глубинах личности, ставшей, хоть на короткий миг, самой собой? Неужто и тогда карьеристские устремления, стремление к признанию, богатству и власти, стремление унижать и унижаться, разрушать и нагромождать нелепые символы своего эго-величия, побеждать и избегать поражений..., – являются в человеке подавляющими? Конечно нет. В этот миг в нём улавливается его суть, проявляющаяся в стремлении к чему-то изначально ему присущему, и одновременно нередко столь далёкому от того, что мы, в большинстве своём, сегодня понимаем под словом человек. Когда-то я не мог понять, почему после многих лет, казалось бы, сознательно планируемой жизни, во мне, со всей очевидностью, всплыла и теперь неустанно живёт, определяя ход её событий, потребность «движения», смысл которого осознавался так медленно и порой так больно. Теперь я знаю, что всё происходящее было необходимо, чтобы состоялась эта встреча с Сущностью (Силой), что суть всего сводилась к непрекращающемуся поиску истинного «Я» ей тождественного. Мир не изменился. Он был всё тем же, со своим многообразием, многогранностью, с исконной противоположностью своих проявлений. Я стал несколько ближе к нему, благодаря растущей во мне возможности постигать и принимать противоречия и разночтения его страниц, благодаря пониманию, что потребность в поиске себя, в возвращении к себе, исподволь или явно, реализуемая, как волеизъявление чего-то более мудрого и всеведущего, чем личное эго, присутствует во всех людях. При этом всегда есть выбор. Но, одновременно есть и что-то, что направляет, ведёт каждого из нас через ему предназначенное. И, как показывает жизнь, ведёт независимо от того, хотим мы этого или нет. Знаменательно, что любой вариант «движения», в конечном итоге, когда долго и тщательно подготавливаемая встреча состоялась, осознаётся с благодарностью. В процессе «движения к истинному “Я”» наступает момент открытий столь индивидуальных, что кажется, будто ты узнал нечто такое, чего не увидели другие. Это эго-резюме «разводит» идущих по одной и той же дороге, до того момента, когда они поймут, что открыли разные грани одного и того же. И тогда очевидным становится вопрос: «А было ли разъединение?» Любая наша деятельность – это, в первую очередь, возможность познать себя. Реализуя её, мы можем обнаружить, что непостижимая в своей мудрости Сила (Сущность) определяет, в каком качестве каждому из нас пройти эту жизнь. Впрочем, она оставляет нам и некую, весьма специфичную, возможность выбора. Познавая себя, мы подходим и к пониманию того, что качество нашей жизни определяется тем, насколько мы близки к своей истинной природе. «Движение» к ней – наше главное назначение. Всё остальное, лишь временные атрибуты. Атрибуты нищеты, богатства, простоты, власти, жадности, похоти, воздержания... Это всё – оболочки. Главное происходит под ними, и когда-то остаётся только некий результат – мера постижения себя. Он и есть вся жизнь. За всем, что делает человек, стоит одно: стремление встретиться со своей Сущностью, выйти на просторы «истинного “Я”». Следующие ему, проходят свой отрезок пути по этой дороге, и на нём, каким-то универсальным и одновременно столь индивидуальным образом, осознают своё предназначение. Искушённые в уловках, и способах уйти от неизбежного, послушные страху перед самопознанием, неизбежно когда-то остаются наедине с состоявшимся несостоявшимся, наедине с результатом собственного выбора. И тогда тоже будет нужно мужество для того, чтобы признать этот итог своего труда – очевидным и самоценным.
... В повседневной жизни обнаруживается масса свидетельств, подтверждающих мысль К.Г.Юнга о том, что мир «полон смысла и бессмысленен одновременно». Поэтому порой, когда я вижу то, что делают с этим миром и с себе подобными, люди, считающие себя нормальными, я знаю, что их действия продиктованы безумием незнания. Несмотря на частые его проявления в окружающей действительности, мне очень хочется верить, что в этом мире мы не только результат действия необозримо могучих сил, но и сами – как созидающая их часть, – можем когда-то стать действительно разумными и жить в соответствии со своим истинным «Я». Сегодня я знаю о себе ещё очень мало, но неизмеримо больше, чем тогда в июне 1991 года. Сегодня я знаю, что в нас есть память о событиях, имевших место, как в недавнем прошлом, так и во времена невероятно далёкие от сегодняшнего дня. В нас есть множественный опыт разнообразной жизни: камней и растений, рыб и птиц, животных и людей... За эти годы во мне вскрылся, приобретённый когда-то опыт добра и опыт безмерной жестокости; опыт безверия и опыт неистовой, фанатичной веры; опыт веры в единственное Отечество и опыт героизма во имя его; опыт любви и неисчислимый опыт потерь-обретений... Я знаю, что Жизнь – есть безграничное, непостижимое в своём совершенстве, бесконечное действо. Я слышал его мелодию в минералах и в ботаническом многообразии, в полёте птиц и в вольном плеске водных обитателей, в прикосновении первой капли материнского молока к губам человека и в проявлениях его духовного возрождения... В тоже время сегодня во мне есть и знание иллюзорности всего «моего» колоссального опыта эго-жизни. Я ещё не представляю, что буду делать дальше, хотя уже имею понимание того, что открывшееся – основа, с позиций которой предстоит ещё многое узнать, и всё это будет тоже результатом определённого труда. Мне часто не хватает терпения и смирения. Но, пытаясь следовать мудрости во мне заложенной, я и сам становлюсь мудрей. И если где-то впереди я сделаю что-то «ненужное» мне, как следствие моей поспешности и незнания, то, принимая эти свои качества, как часть себя тоже участвующую в «движении», я буду испивать и порождённый ими опыт, как ту чашу с ядом, что протягивает человеку мудрец, затем чтобы первый, наконец, обрёл себя.
Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает и наполняет конкретным содержанием модель психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности. В различных областях социальной практики и в процессе подготовки психологов нельзя обойтись без психокоррекционной работы, поэтому и возникла потребность в подготовке соответствующего учебного пособия. Назначение учебного пособия по основам психокоррекционной работы заключается в следующем: во-первых, оно предназначено для овладения студентами знаниями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий; во-вторых, оно является как бы руководством для прикладников: практикующих психологов, школьных психологов, социальных работников и др., выступающим в качестве справочника. Автор учебного пособия старалась представить не фрагментарные знания, а целостное системное представление о психокоррекционной работе. Материалы, освещающие основные теоретические подходы к психокоррекционной практике, раскрываются по следующей схеме: 1. Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода. 2. Цели коррекции. 3. Позиция психолога. 4. Позиция клиента. 5. Основные техники, используемые в рамках данного подхода. Этой книгой мы планируем открыть серию - "Практическая психокоррекция". Первая книга этой серии носит научно-практический характер, вслед за ней планируется выпустить книги, посвященные возрастным аспектам психокоррекционной работы, особенностям работы в различных ситуациях и особенностям коррекционной работы в различных учреждениях (образовательных, медицинских, ведомственных и т.д.). Для того чтобы практический психолог мог наиболее полно реализовать свой профессиональный потенциал, ему необходимо уметь пополнять свои личностные ресурсы, углублять и расширять свои представления о сущности психокоррекдионной работы. Книга, которую мы предлагаем психологам, социальным работникам, всем тем, кто оказывает психологическую помощь, призвана дать минимум знаний по основам психокоррекции, который помог бы специалистам решать разнообразные практические задачи. Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: 1. Самопознание и самооценка. 2. Познание других людей. 3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи. Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать: психолог - специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать; п с и х о т е р а п е в т - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру. Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом. По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин "психотерапия" (Рзуспоіегару) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий "психологическая коррекция" и "психотерапия". По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями "психотерапия" и "психокоррекция" состоит в следующем: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин "коррекция" буквально означает "исправление". Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. · Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. · Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. · В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. · Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии). · В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. · Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа. 8 Виды психокоррекции Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: · симптоматическую; · каузальную. Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений. 2. По содержанию различают коррекцию: · познавательной сферы; · личности; · аффективно-волевой сферы; · поведенческих аспектов; · межличностных отношений: · внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); · детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию; · индивидуальную; · групповую: · в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); · в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; · смешанную форму (индивидуально-групповую). 4. По наличию программ: · программированную; · импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: · директивную; · недирективную. 6. По продолжительности: · сверхкороткую (сверхбыструю); · короткую (быструю); · длительную; · сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким. Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч. Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер. 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: · общую; · частную; · специальную. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития. Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы. Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.). Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами. Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания. 10 Психокоррекцнонная ситуация Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент. 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор. 3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. 4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |