Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4. Насущные экологические проблемы




 

На современном этапе развития общества стали все чаще возникать ситуации, явст-венно отражающие негативное влияние человека на окружающую среду. Наиболее остро обозначились проблемы, связанные с использованием пестицидов в сельском и лесном хозяйстве, загрязнение воздушного бассейна поллютантами привело к возникновению т. н. «кислых дождей», систематически выпадающих во многих странах мира. Возрастание кон-центрации углекислого газа в атмосфере стало главной причиной «парникового эффекта», а непрекращающееся поступление хлорфторуглеродов привело к существенному разрушению озонового экрана и появлению «озоновых дыр» над полюсами.

 

Задание 1. Проанализируйте возникшую ситуацию: «Активное применение ДДТ для борьбы с вредными насекомыми в странах Европы и в России привело к тому, что менее чем через 6 месяцев он стал обнаруживаться в крови пингвинов Антарктики». Что собой пред-ставляют пестициды? Какая опасность скрывалась в «чудо-оружии» 20 века дихлордифе-нилтрихлорэтане (ДДТ)? Что такое канцерогенный, мутагенный и тератогенный эффекты действия пестицидов?

Пестициды _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы, возникшие при использовании ДДТ ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Канцерогенный эффект __________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Мутагенный эффект _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Тератогенный эффект ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Проанализируйте следующую ситуацию (рис. 69): «В 1850 году содержание двуокиси углерода в атмосфере составляло 265 частей на миллион. К 1988 году этот пока-затель вырос до 350 частей, а к 2000 году – до 450 частей. В результате этого средняя темпе-ратура на планете поднялась на 0.5-0.7 градусов Цельсия».

 
 

 

Рис. 69. Парниковый эффект

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 

Задание 3. Когда-то реки южной Норвегии приносили богатые уловы атлантического лосося. В 1900 году было выловлено 30 т этой рыбы, а к 1936 году она практически вымерла. Причиной опустошения явились кислотные дожди – 1750 рек к 1932 году полностью ли-шились рыбных запасов. Аналогичные последствия наблюдались в других районах Сканди-навии, Западной Европы и Северной Америки. Серьезный ущерб наносят кислотные дожди лесам: в 20 странах мира от их воздействия пострадало 7 миллионов гектаров лесных пло-щадей. Что такое «кислотные осадки» и вследствие чего они возникают?

 

Рис. 70. Кислотные дожди

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как влияют кислотные осадки на основные экосистемы и компоненты экосистем?

1) Когда среда водных экосистем подкислена, практически все организмы быстро вы-мирают, если не из-за прямого воздействия ионов водорода, то из-за невозможности раз-множения (сперматозоиды и яйцеклетки быстро погибают даже при малом изменении рН). Известно, что многие пищевые цепи, охватывающие почти всех диких животных, начи-наются в реках и ручьях. В связи с гибелью рыбы и других водных обитателей исчезают многие водоплавающие птицы, сокращается численность млекопитающих.

2) При низких значениях рН в почве растворяются соединения алюминия и тяжелых металлов. Так, алюминий, довольно обильный во многих почвах, попадая в озера, вызывает аномалии развития и гибель эмбрионов рыб.

3) Деградируют лесные экосистемы. Замедляется рост растений, наблюдаются вспышки насекомых-вредителей и увеличение числа заболеваний. Основные пути влияния кислотных осадков на растения следующие: прямой контакт, приводящий к нарушению поверхности листьев, выщелачивание биогенов (это приводит к резкому уменьшению плодородия почвы, снижает активность редуцентов и азотфиксаторов), мобилизация алюминия и других ток-сичных элементов (ртути, свинца), при синергическом действии которых замедляется рост и даже наступает гибель растений.

Задание 4. Изучите следующую ситуацию: «При изготовлении аэрозолей и произ-водстве холодильного оборудования, в атмосферу поступает большое количество хлорфтор-углеродов, которые в стратосфере разлагаются солнечной радиацией с образованием атомар-ного хлора. Хлор катализирует превращение озона в кислород. За последние 50 лет число раковых и кожных заболеваний у человека увеличилось, как минимум, в 3 раза». В чем опасность разрушения озонового слоя для всего живого?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Во время Чернобыльской аварии радиоактивные частицы поднялись на вы-соту 6 км. Атмосферными потоками они в первый же день распространились над Украиной и Белоруссией. Затем облако разделилось – одна его часть на 2-4 день оказалась над Польшей и Швецией, спустя еще 3 дня пересекла Европу, и на 10-й день достигла Турции, Ливана, Сирии; другая часть облака за неделю пересекла Сибирь, на 12-й день оказалась над Япо-нией, на 18-й день посетила Северную Америку. Что такое радионуклиды и каково их действие на живые организмы?

 

Радионуклиды ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действие стронция-90 и цезия-137 на живые организмы _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.