Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы и кредит




Жмайло А.Ф.

Юрочка

Три щетки

Скороговорки

Загадки

Читалочка

Игра слова

Букварик

В сентябре

Школа

Подумай

Мама и Таня

Выходной день

Плохо

В пальто

Люблю мою маму

Уйдет хоть не надолго

Мама моя, —

Такой невеселой

Сделаюсь я.

Домой возвратится

Родная моя. —

И снова веселенькой

Сделаюсь я.

Играю, смеюсь.

Кувыркаюсь, пою...

Люблю я родную

Голубку мою!

Е. Благинина

Пословица: При солнышке — тепло, при матери — добро.

— Мама, разреши мне выкупаться в реке!

— О-о, нет, сынок! Вода холодная.

— А я в пальто буду.

Собака громко лаяла. Перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко расставил лапы, раскрывал рот и жалобно мяукал. Возле забора стояли два мальчика. Они ждали, что дальше будет.

На крыльцо выбежала женщина. Она отогнала собаку.

— Как вам не стыдно?

— А что стыдно? Мы ничего не делали!—удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

По В. Осеевой

* * *

Лежало на пути бревно,

Мешало всем пройти оно.

Один сказал: «Нехорошо!»

Подумал и назад, пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул,

Через бревно перешагнул.

А третий мальчик промолчал

И в сторону бревно убрал.

(Кто поступил правильно?)

Как-то летом в выходной день папа сказал:

— А не пойти ли нам в Парк культуры отдыхать?

Боря соскочил со стула и волчком завертелся по комнате.

— Пойдемте, пойдемте скорее! — торопил он всех. Мама надела шляпу, папа взял трость, и вся семья отправилась в путь.

Много удовольствия получил Боря. Он катался на карусели, поднимался и опускался на огромном колесе с кабинами, ел мороженое. Да разве все перечислить!

— Ну, а теперь, — сказал папа, — посиди смирно с нами на скамейке и послушай музыку.

Концерт кончился. Возвращались домой. А Боря вспоминал весело проведенный выходной день.

По С. Преображенскому

Мама шила, а Таня играла. Мама сказала:

— Скоро обед. Таня, собирай на стол! Таня ответила:

— Сейчас, мама. Мама сказала:

— Поставь на стол тарелки.

Таня поставила на стол тарелки. Мама сказала:

— Положи еще на стол ложки, вилки, кожи. Таня положила на стол ложки, вилки, ножи. Мама спросила:

— А где солонка? Поставь на стол и солонку. Таня поставила солонку на стол. Тогда мама сказала:

— Ты хорошая помощница, Таня!

Одну маленькую девочку спросили:

— Машенька, когда мама дает тебе конфету, что нужно сказать?

— Дай еще! — ответила Машенька.

В сентябре деньки короче, и с утра

Выйдут с книжками ребята со двора.

Книжки в сумке, книжки в ранце на спине.

Почитайте-ка о первом школьном дне!

В. Осеева

Дружба нам — помощница

В каждом деле каждому,

Всем нужны хорошие,

Верные друзья.

Мы любимой Родины

Молодые граждане,

Школьники и школьницы —

Дружная семья.

О. Высотская

Школьнику на память

Парта - это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя пристойно.

С. Маршак

Мне букварик подарили

В день рожденья моего.

А дарили — говорили —

Нет чудесней ничего.

Е. Благинина

Класс

Цветами убранный богато

Готов к приему светлый класс.

Добро пожаловать, ребята!

Пора за дело! В добрый час!

Бегут ребята на урок.

Бегут толпой веселой.

Звенит заливисто звонок,

Открыты двери школы.

Е. Благинина

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом садитесь сами!

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ,

А за ними АГРОНОМ...

МОСТ построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке.

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай? еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

С. Маршак

* * *

Красивое коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

Без рук, без ног,

А ворота открывает. (Ветер)

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз)

Дождь поливает —

Грач улетает.

Пусты поля.

Мокнет земля.

Дождь поливает.

День убывает.

Когда это бывает? (Осень)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке. (Снежинки)

Солнце не греет.

Поле белеет,

Полоз скрипит,

Речка молчит. (Зима)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

Нарисован зверь седой,

С очень длинной бородой.

Изо лба растут два рога

Это что за недотрога? (Козел)

Длинный, зеленый,

Вкусен соленый,

Вкусен и сырой.

Кто он такой? (Огурец)

Сидит дед

В шубу одет;

Кто его раздевает,

Тот слезу проливает. (Лук)

На грядке — длинный зеленый,

А в бочке — желтый, соленый. (Огурец)

Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает, Бородищей потряхивает.

О, он наверно очень зол! (Козел)

Ходит по довору бочком,

Землю роет

пятачком.

На спине щетина. (Свинья)

Я проворна и легка.

Так спасаюсь от врага,

Время, даром не теряю —

Шишки, желуди сбираю.

На высокой на сосне

Домик строю я в дупле. (Белка)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож на мяч. (Арбуз)

И свое дитя не забыла, и чужих молочком наградила. (Корова)

Жидко, а не вода; бело, а не снег. (Молоко)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Красные лапки, длинная шея, щиплет за пяти — беги без оглядки. (Гусь)

Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Трактор).

Голодна — мычит, сыта — жует, всем ребятам молока дает. (Корова).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран).

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост-колечком. (Собака).

Всех перелетных птиц чернее,

Чистит пашню от червей.

Взад, вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (Грач)

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. (Кормушка)

В лесу под сосной стоит старичок —

Беленькая ножка, красный колпачок. (Гриб)

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим.

Идем всегда — скажи, куда? (Часы)

Крупный, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому, что он надут. (Мяч)

Сидит на крыше

Всех выше

Рот разинет,

А дымом дышит. (Труба)

Он знаком ребятам всем.

Со звездою носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. (Солдат)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом поведет.

Заметку кладет. (Карандаш)

Ныряла, ныряла...

И хвост потеряла! (Игла)

Не куст, а с листочками.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

На дворе дрова

Топорами рубят

Два дровосека,

Два дроворуба,

Два дровокола

На дворе дрова

Топорами рубили.

Летели три вороны

Черны, пестроголовы,

Три вороны на воротах,

Три сороки на пороге.

Орел на горе.

Перо на орле.

Все бобры добры

До своих бобрят.

Крысы грызли грязный груз;

Волны брызгали брызги вдрызг.

На горе у пригорка

Стоят тридцать три Егорки.

До города дорога в гору,

От города — с горы.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Щипцы да клещи — вотнаши вещи.

Этих же щей, да погуще влей.

Тащу — не дотащу,

Боюсь, что выпущу.

Нос вытащил — хвост увяз,

хвост вытащил — нос увяз.

Чище мойся, воды не бойся.

Милая Мила мылась мылом;

Намылилась, смыла — так мылась Мила.

Ну-ка, быстро перечислю,

Что я каждой щеткой чищу.

Этой щеткой чищу платье,

Этой щеткой чищу обувь.

А вот этой чищу зубы.

Маленького Юрочку

Обижает курочка.

Отняла пеструшечка

Сладкую ватрушечку,

Унесла из спаленки

Для цыпляток маленьких.

Из-за этой курочки

Без ватрушки Юрочка.

Глава V. УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

(СНОСКА: Серия упражнений составлена Ю. ИI. Павловым (Институт русского языка АПН РФ))

Смычные губно-губные: м, б, п

Описание артикуляций. Основным действующим органом, производящим рассматриваемые звуки, являются губы. Губы, смыкаясь, образуют преграду. В полость рта нагнетается давление воздуха. В результате прорыва преграды создается акустическое впечатление губных звуков.

Мускулы сближающихся губ более напряжены при производстве глухого смычного, напряжение уменьшается при артикуляции звонкого и носового. Сжатие не по всей линии губ одинаково: посередине сильнее, по бокам слабее. Полезно применять специальное упражнение: зажать губами продолговатый предмет (спичку, карандаш) и отпустить его.

В артикуляции более активной оказывается нижняя губа. Она вместе с нижней челюстью приближается к верхней.

Одновременно с основной (губной) артикуляцией язык отодвигается назад и принимает положение, отличающееся от нейтрального, - передняя часть языка не касается нижних зубов. Так производятся твердые звуки. Мягкие губные — звуки, при произнесении которых губы и передне-средняя часть языка действуют одновременно. Дополнительная артикуляция — причина палатализации губных — состоит в том, что язык всей массой сосредотачивается впереди, передняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу.

Приведенное описание относится ко всем трем парам губно-губных. Основное отличие звука п от остальных в том, что он произносится без участия голоса, звука м в том, что он произносится с опущенным мягким нёбом (т. е. открытым носовым проходом).

Последовательность упражнений такова: сначала отрабатывается противопоставление по твердости-мягкости, затем по назальности — неназальности, наконец, — по глухости — звонкости.

1. Открыть рот ровно настолько, чтобы можно было наблюдать движения языка (или логопеду, или самому ребенку с помощью зеркала). Язык поочередно занимает два положения: переднее — касаясь краями нижних зубов по всему периметру нижней челюсти, кончиком — внутренней поверхности нижней губы; заднее — язык отведен назад-вниз так, чтобы совсем не касаться нижних зубов, кончик языка подвернут вниз. Движение вперед-назад можно производить, как бы «чертя» кончиком языка линию от нижней губы до корня уздечки. Упражнение делается беззвучно.

2. То же упражнение проводится при плотно сомкнутых губах и с голосом. В переднем и в заднем положении языка звучание различается по тембру. Это следует специально зафиксировать.

3. Продолжается предыдущее упражнение, но теперь с образованием губной смычки. Переднее положение языка соответствует укладу мягкого звука, заднее — твердого. В первом положении составляются слоги с гласными переднего ряда, во втором — слоги с гласными заднего и среднего ряда:

а) Переднее положение — исходная позиция: звук и

и — ми — ми — ми

и —ме—ме—ме

и — мё — мё — мё

и —мю—мю—мю

и — мя — мя — мя

б) Заднее положение — исходная позиция: звук а

а — ма — ма —ма

а — мо — мо — мо

а —мы — мы— мы

а —му—му—му

а —мэ—мэ—мэ

в) Переднее положение

мн — ме — мё — мя — мю — ми

г) Заднее положение

ма — мо — му — мы — мэ — ма

д) Переход из переднего положения в заднее

мя—ма, ми—мы, ме—мэ, мё—мо, мю—му

4. Упражнения на сдвоенные согласные

а)

мимми

мемме

мюммю

мяммя

мёммё

б)

мамма

моммо

мумму

мыммы

мэммэ

в)

мымми

мэмме

моммё

муммю

маммя

г)

миммы

меммэ

мёммо

мямма

мюмму

5. Упражнения с неприкрытыми и прикрытыми закрытыми слогами

а)

имь—им

емъ—ем

юмь—юм

ямь—ям

ёмь—ём

б)

ам—амь

ом—омь

ум—умь

ым—ымь

эм—эмь

в)

мым—мимь

мом—мёмь

мум—мюмь

мэм—мемь

мам—мямь

г)

мим—мымь

мем—мэмь

мюм—мумь

мям—мамь

мём—момь

Произношение звуков б отличается от звуков м одновременным со смычкой поднятием нёбной занавески, закрывающей носовую полость, и более энергичной губной артикуляцией. (Способы постановки движений нёбной занавески хорошо разработаны в логопедической литературе поэтому здесь они не рассматриваются). Слоговые упражнения для б такие же, как и для м.

6.

а)

и: — би—би—би

и: — бе — бе — бе

и: — бё — бё — бё

и:—бю—бю—бю

и:—бя—бя—бя

б)

а: — ба—ба—ба

а: — бо — бо — бо

а: — бы —бы—бы

а: — бу—бу—бу

а: — бэ — бэ —бэ

в) би — бе — бё — бя — бю — би

г) ба — бо — бу — бы — бэ — бо

д) бя — ба, би — бы, бе — бэ, бё — бо, бю — бу

7.

а)

бибби

беббе

бюббю

бяббя

бёббё

б)

бабба

боббо

буббу

быббы

бэббэ

в)

быбби

бэббе

боббё

буббю

баббя

г)

биббы

беббэ

бёббо

бюббу

бябба

Звук п произносится почти так же, как б, с той разницей, что не работают голосовые складки и губная артикуляция еще более энергична (нёбная занавеска поднимается одновременно с губной смычкой).

8.

а)

и: — пи — пи — пи

и — пе — пе — пе

и: — пё — пё — пё

и: — пю — пю — пю

и: — пя — пя — пя

б)

а: — па — па — па

а: — по — по — по

а: — пы — пы — пы

а: — пу — пу — пу

а: — пэ — пэ — пэ

в) пи — пе — пё — пя — пю — пи

г) па — по — пу — пы — пэ — по

д) пя — па, пи — пы, пе — пэ, пё — по, пю — пу

9.

а)

пиппи

пеппе

пюппю

пяппя

пёппё

б)

паппа

поппо

пуппу

пыппы

пэппэ

в)

пыппи

пэппе

поппё

пуппю

паппя

г)

пиппы

пеппэ

пёппо

пяппа

пюппу

10.

а)

ипь — ип

епь — еп

юпь — юп

япь — яп

ёпь — ёп

б)

ап — апь

оп — опь

уп — упь

ып — ыпь

эп — эпь

в)

пып — пипь

поп — пёпь

пуп — пюпь

пэп — пепь

пап — пяпь

г)

пип — пыпь

пеп—пэпь

пюп — пупь

пёп — попь

пяп — папь

Далее проводятся упражнения, предназначенные для закрепления навыков различения губно-губных смычных в слогах и словах.

11.

а)

ма — ба — ма ба—ма—ба

ми — би — ми би — ми — би

мо — бо — мо бо — мо — бо

ме — бе — ме бе — ме — бе

мы — бы — мы бы — мы — бы

б)

ма — бба ба — бба; ма — мма

ми — бби би — бби; ми — мми

мо — ббо бо — ббо; мо — ммо

ме — ббе бе — ббе; ме — мме

мы — ббы бы — ббы; мы — ммы

и т. д.

ба — мма

би — мми

бо — ммо

бе — мме

бы — ммы

в) ударение на первый слог

бамба — мабма

мбабма — бмамба

абмба — амбма

бимба — мибма

мбибма — бмимба

ибмби — имбми

бумба — мубма

мбубма — бмумба

убмбу — умбму

бемба — мебма

мбебма — бмемба

ебмбе — ембме

бомба — мобма

мбобма — бмомба

обмбо — омбмо

бюмба — мюбма

мбюбма — бмюмба

юбмбю — юмбмю

И т. д.

Примечание. При произнесении сочетаний б и м на границе между ними не происходит размыкания губ, как в положении перед гласными. Последовательность артикуляционных движений такова: смыкание губ — движение нёбной занавески (вверх или вниз) — размыкание губ.

12.

а)

ба — па — ба па — ба — па

би — пи — би пи—би—пи

бо — по — бо по — бо — по

бе — пе — бе пе — бе — пе

бы — пы — бы пы — бы — пы

б)

ба — ппа па — ппа; па — бба

би — ппи пи — ппи; пи — бби

бо — ппо по — ппо; по — ббо

бе — ппе пе — ппе; пе — ббе

бы — ппы пы — ппы; пы — ббы

... и т. д.

ба — бба

би — бби

бо — ббо

бе — ббе

бы — ббы

Примечание: Упражнение типа 11 в для сочетаний п и б не рекомендуются, так как в русском языке если бы реально и встречались такие сочетания, то первый в сочетании звук ассимилировал бы (уподобился) со вторым, таким образом, сочетание "пб" звучало бы как "бб", а сочетание "бп" звучало бы как "пп". Это справедливо для всех пар глухой — звонкий.

13.

а) ударение на первом слоге

амма — бамма

маппа — баппа

пабба — мабба

пимма — бимма

миппа — биппа

пибба — мибба

помма — бомма

моппа — боппа

побба — мобба

пемма — бёмма

меппа — беппа

пебба — мебба

пумма — бумма

муппа — буппа... и т. д.

б) ударение на первом слоге

бомпа — помпа — момпа

бопма — попма — мопма

бимпи — пимпи — мимпи

бипми — пипми — мипми

бумпу — пумпу — мумпу

бупму — пупму — мупму

бемпе — пемпе — мемпе

бепме — пепме — мепме

бымпы — пымпы — мымпы

быпмы — пыпмы — мыпмы

бюмпи — пюмпн — мюмпи

бюпми — пюпми — мюпми

... и т. д.

в) ударение на первом слоге

бмапма — бмампа

мпабма — пмабма

пмамба — мпабма

бмипми — бмимпи

мпибми — пмибми

пмимби — мпибми

бмопмо — бмомпо

мпобмо — пмобмо

пмомбо — мпобмо

бмепме — бмемпе

мпебме — пмебме

пмембе — мпебме

бмупму — бмумпу

мпубму — пмубму

пмумбу — мпубму

И т.д.

г) ударение на первом слоге

апмба — абмпа

бапмба — пабмпа

мапмба — бапмба

ипмби — ибмпп

бипмби — пибмпи

мипмби — бипмби

опмбо — бомпо

бопмбо — побмпо

мопмбо — бопмбо

епмбе — ебмпе

бепмбе — пебмпе

мепмбе — бепмбе

упмбу — убмпу

бупмбу — пубмпу

мупмбу — бупмбу

... и т. д.

14. Следующие фразы следует произносить как скороговорки:

У попа папа поп, у боба папа боб, у баобаба папа баобаб.

У мима Бима пимы.

Бим, обуй пимы и помимо пумы поймай эму у ямы.

Боба, буй оббей. — Боб по бую — бумм! — Бей, Боба, бей!

Я поем, и мы попоем.

Майя, я и Эмма поём о маме поэму.

Майя моя, умой Мая. — Май мой. Майю умой.

Папа, попоём оба эпопею.

Боба попу бобом — оп! И попу об боб побои, и Бобу об попа побои, Бобу об попа бой, побои и амба.

Пуме бы яму — маме бы боа.

Пообобью бобы — и папе б, и Бобу б по бобу.

Пою о моём папе, пою о моей маме.

По-моему мои пимы у мамы.

Смычные переднеязычные-зубные: н, д, т

Описание артикуляций. Артикуляционным фокусом переднеязычных непалатализованных является место соприкосновения всей передней части языка (кончика и передней части спинки) с внутренней поверхностью верхних резцов и альвеол. Именно в этой части полости рта производится размыкание (после нагнетания в полости рта давления воздуха), в результате чего и происходит характерный звук. Следует помнить, что смычка производится всей периферийной частью языка, его краями с верхними альвеолами. Сила прижатия активной части языка к нёбу неодинакова у описываемых звуков, она возрастает от Н к Д и еще более к Т.

Звук Н отличается от остальных звуков включением в артикуляцию носового резонатора, т. е. пассивно опущенной небной занавески.

Звук Т отличается от остальных звуков тем, что при его произнесении голосовые связки не участвуют в артикуляции (т. е. отсутствием голоса). Именно поэтому требуется большая напряженность артикуляторных органов при смыкании.

У палатализованных (мягких) звуков артикуляционный фокус отодвинут назад — к передней части твердого нёба. Соприкасается с этим участком передняя часть языка, а кончик его при этом опущен и касается нижних зубов. Язык становится выпуклым.

Последовательность освоения звуков в этом разделе аналогична последовательности в предыдущем; сначала пары твердая — мягкая, затем пары сонорный — звонкий и звонкий — глухой. Наконец, на материале скороговорок отрабатываются все шесть звуков вместе.

1. Нешироко открыть рот. Прижать язык к нёбу так, чтобы края языка по всему периметру касались верхних зубов. Сделать вдох через нос и при поднятой нёбной занавеске попытаться несильно выдохнуть через рот. При этом воздух не должен проходить, в ротовой полости нагнетается давление. Выдохнуть через нос. Повторить так несколько раз. Затем делать выдохи через рот, прикрывая щель в передней части языка (отогнув кончик языка книзу). Теперь воздух с тонким свистом выходит в зоне передних зубов. Если образуется шипение, значит открылась боковая щель — это неправильно. При правильном выдохе можно наблюдать в зеркальце, что язык имеет форму желобка. Необходимо запомнить это положение языка, оно является исходной позицией для многих согласных звуков.

2. Нешироко открыть рот. Прижать язык краями к верхним зубам, убедиться, что воздух через рот не проходит. Язык с некоторым усилием упирается в передние зубы. Наконец, кончик языка выползает за края зубов — но язык так же крепко прижат краями к альвеолам верхних зубов, хотя и продвинулся вперед. В артикуляционном фокусе теперь не кончик, а передняя часть спинки языка. Затем язык возвращается на место. Зафиксировать два положения языка — переднее и заднее. При переднем к верхним резцам и альвеолам прижата передняя часть спинки языка, при заднем — кончик языка. Изменить переднее положение так, чтобы кончик не высовывался изо рта, а прижимался к нижним резцам, а передняя часть была прижата не к верхним зубам, а к альвеолам. Энергичными движениями несколько раз привести язык в переднее и заднее положение, контролируя каждый раз, не просачивается ли воздух. Переднее положение соответствует артикуляции палатализованных, заднее — непалатализованных согласных.

3. Язык в переднем положении (кончик языка за нижними зубами, края прижаты к альвеолам верхних зубов, передняя часть спинки прижата к альвеолам резцов), рот приоткрыт, нёбная занавеска опущена (открыт проход в носовую полость). Открывая и закрывая щелочку у передних зубов (см. вторую часть упр. 1), производить звук голосом. То же делать при заднем положении языка. В переднем положении составляются слоги с гласными переднего ряда, в заднем — с гласными среднего и заднего ряда:

а) Переднее положение — исходная позиция звука И

и: — ни — ни — нинь

и: — не — не — нень

и: — ню — ню — нюнь

и: — ня — ня — нянь

и: — нё — нё —нёнь

б) Заднее положение — исходная позиция звук А

а: — на — на — нан

а: — нэ — нэ — нэн

а: — но — но — нон

а: — ну — ну — нун

а: — ны — ны — нын

в) Переднее положение

ни — не — не — ня — ню — ни

г) Заднее положение

на — но —ну — ны — нэ — на

д) Переход из переднего положения в заднее

ня — на, ни — ны, не — нэ, не — но, ню — ну

4. Упражнения на сдвоенные согласные (ударение на первом слоге)

а)

нинни

ненне

нюнню

няння

нённё

б)

нанна

нонно

нунну

нынны

нэннэ

в)

нынни

нэнне

нунню

нання

ноннё

г)

нянна

нённо

нюнну

нинны

нённэ

5. Упражнения с неприкрытыми и прикрытыми закрытыми слогами

а)

инь — ин

ень — ен

юнь — юн

янь — ян

ёмь — ём

б)

ан — ань

он — онь

ун — унь

ын — ынь

эн — энь

в)

нын — нинь

нон — нёнь

нун — нюнь

нэн — нень

нан — нань

г)

нин — нынь

нен — нэнь

нюн — нунь

нян — нань

нён — нонь

Производство звуков Д происходит в тех же позициях и с теми же движениями кончика и передней части спинки языка, что и Н, с той лишь разницей, что нёбная занавеска поднята, и воздух приходит только через рот. Напомним, что смычка производится более напряженно у Д чем у Н, т. е. сильнее прижимается к нёбу.

6.

а)

и: — ди — ди — ди

и: — де — де — де

и: — дё — дё — дё

и: — дю — дю — дю

и: — дя — дя — дя

б)

а — да — да — да

а — до — до — до

а — ды — ды — ды

а — ду — ду — ду

а — дэ — дэ — дэ

в) ди — де — дё — дя — дю — ди

г) да — до — ду — дэ — ды — да

д) дя — да, ди — ды, де — дэ, дё — до, дю — ду

7.

а)

дидди

дёдде

дюддю

дяддя

дёддё

б)

дадда

дэддэ

дудду

дыдды

доддо

в)

дыдди

дэдде

дуддю

даддя

доддё

г)

дядда

деддэ

дюдду

дидды

деддо

Звук Т произносится почти так же, как Д, с той разницей, что голосовые связки не участвуют в звукообразовании, и напряженность смычки еще увеличивается.

8.

а)

и: — ти — ти — ти

и: — те — те — те

и: — те — те — те

и: — тю — тю — тю

и: — тя — тя — тя

б)

а: — та — та — та

а: — то — то —то

а: — ты—ты — ты

а: — ту — ту — ту

а: — тэ — тэ — тэ

в) ти — те — те — тя — тю — ти

г) та — то — ту — ты — тэ — та

д) тя — та, ти — ты, те — тэ, те — то, тю — ту

9.

а) титти

тетте

тюттю

тяття

тёттё

б)

татта

тэттэ

тутту

тытты

тотто

в)

тытти

тэтте

туттю

таття

тоттё

г)

тятта

тёттэ

тютту

титты

тётто

10. а) ить — ит

еть — ет

ють — ют

ять — ят

ёть — ёт

б)

ат — ать

от — оть

ут — уть

ыт — ыть

эт — эть

в)

тыт — тить

тот — тёть

тут — тють

тат — тять

тэт — теть

г) тит — тыть

тет — тэть

тют — туть

тят — тать

тёт — тоть

Далее проводятся упражнения, предназначенные для закрепления навыков различения переднеязычных-зубных в слогах и словах.

11.

а)

на — да — на

да — на — да

ни — ди — ни

ди — ни — ди

но — до — но

до — но — до

не — де — не

де — не — де

ны — ды — ны

ды — ны — ды

б)

на — дда

да — дда;

на — нна

ни — дди

ди — дди;

ни — нни

но — ддо

до — ддо;

но — нно

не — дде

де — дде;

не — нне

ны — дды

ды — дды;

ны — нны

... и т. д.

да — нна

де — нне

ди — нни

ды — нны

до — нно

в)

данда — надна

ндадна — днанда

аднда — андна

динда — нидна

ндидна — днинда

иднда — индна

дунди — нудни

ндудни — днунди

уднди — ундни

денды — недны

ндедны — дненды

еднды — ендны

донде — нодне

ндодне — днонде

однде — ондне

дюнду — нюдну

ндюдну — днюнду

юднду — юндну

... и т. д.

Примечание. При произнесении сочетании Д и Н на границе между ними не происходит размыкания, как в положении перед гласными. Последовательность артикуляционных движений такова: смычка — движение нёбной занавески (вверх или вниз) — размыкание.

12.

а) да—та—да

та—да—та

ди—ти—ди

ти—ди—ти

до—то—до

то—до—то

де—те—де

те—де—те

ды—ты—ды

ты—ды—ты

дю—тю—дю

тю—дю—тю

б) да—тта

та—тта

та—дда

ди—тти

ти—тти

ти—дди

до—тто

то—тто

то—ддо

де—тте

те—тте

те—дде

ды—тты

ты—тты

ты—дды

дю—ттю

тю—ттю

тю—ддю

... и т. д.

да—дда

де—дде

ди—дди

ды—дды

до—ддо

дю—ддю

Примечание. Упражнение типа 11в для сочетаний Т и Д не осуществимы, так как в русском языке если бы реально и встречались такие сочетания, то первый в сочетании звук ассимилировал (уподобился) бы со вторым, таким образом, сочетание ТД звучало бы как ДД, а сочетание ДТ звучало бы как ТТ (ср. аналогичное замечание в разд. I).

13.

а)

танна—данна

натта—датта

тадда—надда

тинни—динни

нитти—дитти

тидди—нидди

тонно—донно

нотто—дотто

тоддо—ноддо

тенне—денне

нетте—детте

тедде—недде

тунну—дунну

нутту—дутту

тудду—нудду

тяння—дяння

няття—дяття

тяддя—няддя

...и т.д.

б)

донта—тонта—нонта

дотна—тотна—нотна

динти—тинти—нинти

дитни—титни—нитни

дунту—тунту—нунту

дутну—тутну—нутну

денте—тенте—ненте

детне—тетне—нетне

дынты—тынты—нынты

дытны—тытны—нытны

дянтю—тянтю—нянтю

дятню—тятню—нятню

... и т. д.

в)

днатна—днанта

нтадна—тнадна

тнанда—нтадна

днитни—днинти

нтидни—тнидни

тнинди—нтидни

днотна—днонта

нтодна—тнодна

тнонда—нтодна

днетне—дненте

нтедне—тнедне

тненде—нтедне

днутну—днунту

нтудну—тнудну

тнунду—нтудну

днятню—днянтю

нтядню—тнядню

тняндю—нтядню

... и т.д.

г)

атнда—аднта

датнда—таднта

натида—датнда

итнди—иднти

дитнди—тиднти

нитнди—дитнди

отнда—однта

дотнда—тоднта

нотнда—дотнда

етнде—еднте

детнде—теднте

нетнде—детнде

утнду—уднту

дутнду—туднту

нутнду—дутнду

ятндя—яднтя

дятндя—тяднтя

нятндя—дятндя

... и т. д.

14. Следующие фразы следует произносить как скороговорки.

Антону и Донату надо натянуть тент на нить.

Юный Даня адъютант у деда Тита.

Надуты аденоиды у Нонны.

Ныне у Нины уединение и уныние.

Надо унять утят, тину утята удят.

Не один-то день нудит это манданте и тянет ноты андантино.

У Тони дуда дудит не туда: то тот тон дуда

У Тони тянет, то не тот тон дуда у Тони тянет.

 

 

 

 

Учебное пособие
для студентов среднего профессионального образования
экономических специальностей

 

 

Санкт-Петербург 2009


 

Учебное пособие представляет собой конспект лекций для студентов по дисциплине «Финансы и кредит».

Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом, более успешно подготовиться к экзамену.

Учебное пособие дисциплины «Финансы и кредит» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.08.2009) и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский лицей» (протокол № 1 от 31.08.2009).

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА.. 6

Тема 1.1 Сущность и функции денег. 6

1.1.1.Происхождение денег. 6

1.1.2. Функции денег. 6

1.1.3. Виды денег. 9

Тема 1.2 Денежное обращение и денежная система. 10

1.2.1 Сущность и структура денежного оборота. 10

1.2.2.Организация налично-денежного оборота в Российской Федерации. Безналичный платежный оборот 10

1.2.3.Закон денежного обращения. 12

1.2.4.Денежная масса и денежная база. Агрегаты денежной массы. 13

1.2.5.Денежная система и ее элементы.. 14

1.2.6.Денежная система России. 16

1.2.7. Инфляция и формы ее проявления. 17

1.2.8.Денежные реформы и методы их проведения. 19

РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.. 21

Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 21

2.1.1.Понятие финансов, сущность и функции финансов. 21

2.1.2.Типы и группы финансовых отношений. 22

Тема 2.2. Финансовая система. 24

2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений. 24

2.2.2.Централизованные и децентрализованные фонды денежных, средств. 26

2.2.3.Государственные финансы и их характеристика. 26

Тема 2.3 Финансовая политика. 27

2.3.1 Понятие и типы финансовой политики. 27

2.3.2.Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. 30

Тема 2.4 Управление финансами. 31

2.4.1.Общее понятие об управлении финансами. 31

2.4.2.Органы управления финансами, задачи и функции. 32

2.4.3. Финансовая дисциплина и ее значение. 34

Тема 2.5 Финансовый контроль. 35

2.5.1. Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях. 35

2. 5.2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля. 36

РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И НАСЕЛЕНИЯ. 38

Тема 3.1 Сущность, функции и принципы организации финансов коммерческих организаций (предприятий) 38

3.1.1.Сущность финансов коммерческих организаций (предприятий) и их роль в условиях рынка. 38

3.1.2.Финансовые отношения. 38

3.1.3. Функции финансов. 39

3.1.4.Принципы организации финансов предприятия. 41

3.1.5. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий. 41

Тема 3.2 Финансы домашнего хозяйства. 43

3.2.1.Домашние хозяйства как субъект экономической деятельности. Функции финансов домохозяйств 43

3.2.2.Финансовые ресурсы домашних хозяйств. 44

3.2.3.Доходы домашних хозяйств. 45

3.2.4. Основные направления расходов домашних хозяйств. 46

РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.. 49

Тема 4.1 Общая характеристика государственных и муниципальных финансов. 49

4.1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов. 49

4.1.2. Функции государственных и муниципальных финансов. 50

Тема 4.2 Государственный бюджет. 51

4.2. 1.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. 51

4.2.2.Основные функции бюджета. 52

4.2.3.Уровни и принципы бюджетной системы. 53

4.2.4.Федеральный бюджет- главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач. 53

4.2.5. Состав и структура расходов федерального бюджета. 54

4.2.6. Состав и структура доходов федерального бюджета. 55

4.2.7.Бюджетное устройство и бюджетная система. 56

4.2.8.Бюджетный дефицит и способы его финансирования. 59

4.2.9. Бюджетный процесс. 60

Тема 4.3 Государственный кредит. 61

4.3.1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. 61

4.3.2.Управление государственным кредитом.. 62

4.3.3.Заемная деятельность государства на внутреннем рынке. 63

4.3.4.Структура внешней задолженности РФ.. 65

РАЗДЕЛ 5. СТРАХОВАНИЕ. 67

Тема 5.1 Сущность и значение страхования. 67

5.1.1. Историческая справка. 67

5.1.2.Необходимость страховой защиты.. 68

5.1.3. Основные понятия и экономическая сущность страхования. 69

5.1.4.Организационные формы страхового фонда. 70

5.1.5. Роль и место страховых рынков в экономике. 71

5.1.6. Состав и структура страхового рынка. 71

5.1.7.Организация страхования в РФ.. 73

Тема 5.2 Классификация и виды страхования. 74

5.2.1. Формы и виды страхования. 74

5.2.2.Перестрахование. 76

РАЗДЕЛ 6. КРЕДИТ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА.. 77

Тема 6.1.Сущность кредита и его функции. 77

6.1.1.Понятие кредита его необходимость. 77

6.1.2.Сущность и элементы кредита. 79

6.1.3.Основные принципы кредитования. 80

6.1.4.Рынок ссудных капиталов. 81

6.1.5.Кредитные отношения. 81

6.1.6.Функции кредита. 82

6.1.7.Ссудный процент. 82

Тема 6.2 Формы кредита и его классификация. 83

6.2.1. Основные формы и виды кредита. 83

6.2.2. Коммерческий кредит. 84

6.2.3. Банковский кредит. 85

6.2.4. Потребительский кредит. 88

6.2.5. Государственный кредит. 89

6.2.6. Международный кредит. 89

Тема 6.3 Кредитная система и ее организация. 91

6.3.1. Современная кредитная система. 91

6.3.2. Кредитная система России на современном этапе. 92

6.3.3. Центральный банк России: его функции и операции. 92

6.3.4.Функции Центрального банка РФ.. 94

6.3.5. Коммерческие банки в Российской Федерации. 96

РАЗДЕЛ 7. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ФОНДОВАЯ БИРЖА.. 102

Тема 7.1 Характеристика рынка ценных бумаг. 102

7.1.1. Характеристика ценных бумаг: понятие, виды, классификация. 102

7.1.2. Структура рынка ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Виды инвестиционных фондов. 103

ТЕМА 8. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. 106

Тема 8.1 Международные финансово – кредитные организации. 106

8.1.1.Характеристика международных финансовых потоков. 106

8.1.2. Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций. 107

8.1.3. Парижский и Лондонский клубы, их роль в решении финансовых проблем страны-должника. ВТО 110

Тема 8.2 Валютная система. 112

8.2.1. Этапы формирования мировой валютной системы.. 112

8.2.3.Регулирование валютных курсов и валютный контроль. 114

8.2.4. Основные методы регулирования валютных курсов. 115

8.2.5.Валютная система Российской Федерации. 116

Тема 8.3 Платежный баланс России. 117

8.3.1.Платежный баланс. 117

8.3.2.Проблемы внешней задолженности России. 118

 


РАЗДЕЛ I. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.698 сек.