Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык как система




При описании характеристики устройства языка, наряду с термином «уровень» используется также термин «ярус».

Согласно «Лингвистическому энциклопедическому словарю», в качестве основных выделяются 4 уровня языка: 1) фонемный; 2) морфемный; 3) лексический и 4) синтаксический.

1) ФОНЕМНЫЙ

Фонема - (греч. phonema - звук) это минимальная смыслоразличительная единица языка. В одну фонему объединены звуки, позиционно чередующиеся. Различия между позиционно чередующимися звуками признаются функционально незначимыми. Так, в словах валы и волы безударные гласные, несмотря на тождество звучания, представляют разные фонемы, так как в первом случае налицо фонема <а> (ср. вал), а во втором - позиционный вариант фонемы <о> (ср. вол). Точно так же конечные согласные в словах плод и плот представляют разные фонемы, так как в первом случае позиционно преобразованная фонема <д> (ср. плоды), а во втором - фонема <т> (ср. плоты).

Чтобы узнать, какую фонему представляет звук, нужно «застать» его в сильной позиции.

2) МОРФЕМНЫЙ

Морфема – это наименьшая языковая единица, обладающая значением. Деление морфем на части приводит к выделению фонем.

Классификация морфем

Морфемы подразделяются на два основных типа:

1) корневые (корни или основы) и 2) аффиксальные (аффиксы).

Корень - основная значимая и обязательная часть любого слова, т.к. не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово в сопровождении аффиксов и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы НЕ могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями.

Виды аффиксов:

1) префиксы располагаются перед корнем: с шить, пере подготовка;

2) постфиксы располагаются после корня; подразделяются на суффиксы (словообразовательное значение: трав ушк а, снеж ок) и флексии (показывают грамматические значения слова и являются выражением словоизменения, т.е. не влияют на лексическое значение слова, потому что не вносят в слово дополнительных значений: трет ий – треть его – треть ему – треть им; диван диван у – диван ов);

3) интерфиксы располагаются между корнями сложного слова: сам- о -лет, лоб -о- тряс, мор- е -плаватель, пят- и -летний;

4) инфиксы вводятся в основу слова и тем отличаются от суффиксов, следующих за основой, и префиксов, ей предшествующих, т.е. стоят внутри корня; встречаются, например, в индонезийском языке: инфиксы - em -, - el -, - er - образуют прилагательные (guruh (гром) - g em uruh (громовой);

5) конфикс или циркумфикс состоит из двух частей – префикса и постфикса, встречаются в грузинском (картавели – «грузин», Са картвел о – «Грузия») и малайском языках;

6) трансфикс (в арабском языке: kbr – идея большого, aiu: k a b ī r u n – большой, iau: k i b ā r u n – большие, aau: ΄ a kb a r u – самый большой);

7) унификсы – части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, как и некоторые корни (например, какаду), являются единичными, не повторяющимися, встречающимися только в каком-то одном слове: стекл ярус, почт амт, поп адья.

3) ЛЕКСИЧЕСКИЙ (словесный);

4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ (уровень предложения).

Итак, уровни языка – это основные ярусы языковой системы [Большая советская энциклопедия, статья «Уровни языка»], её подсистемы, каждая из которых представлена «совокупностью относительно однородных единиц» [Лингвистический энциклопедический словарь, статья «Уровни языка»] и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация.

Единицы ОДНОГО уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения.

Кратко вспомним, что такое парадигматика и синтагматика.

Под парадигматикой понимается совокупность элементов, связанных парадигматическими отношениями, например, парадигма падежных форм существительного, парадигма временных форм глагола и т.д.

Синтагма - это соединение двух слов или сочетаний слов, одно из которых (в широком смысле) определяет другое (то есть каким-либо образом модифицирует или уточняет его значение и функцию). Среди соединений знаменательных слов выделяют 4 основных типа синтагм: 1) предикативную (сочетание подлежащего со сказуемым), 2) объективную (сочетание глагола с дополнением), 3) атрибутивную (сочетание существительного с определением), 4) адвербиальную (сочетание глагола с обстоятельством, прилагательного или наречия со знаменательным модификатором).

В общей системе языка уровни представляют собой определенные подсистемы, обладающие своей внутренней упорядоченностью, т. е. структурой. Уровни связаны между собой в единой системе языка через свои единицы. Сами единицы языка различаются по степени сложности и по своему назначению: фонемы образуют звуковую сторону морфем и слов, сочетания морфем образуют слова. Слова образуют в соответствии с правилами свободные речевые единицы - конкретные словосочетания и предложения.

Уровни как особенность организации языкового материала предполагают и соответствующие “уровни его анализа”. Соответственно, для объективного анализа стилистического употребления тех или иных языковых единиц, нужно помнить о ВСЕХ уровнях языка.

Тем самым, в общем для всего языкознания (и стилистики) ОБЪЕКТЕ – языке – ПРЕДМЕТ собственно стилистики составляет ОСОБАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА.

Григорий Осипович Винокур так говорил об этом: «Стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык ПО ВСЕМУ РАЗРЕЗУ СТРУКТУРЫ СРАЗУ, т.е. и звуки, и формы… но зато с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создаёт для стилистики в чужом материале её собственный ПРЕДМЕТ» [Винокур Г.О., 1929].

Стилистическая система литературного языка чрезвычайно сложна, многообразна и неоднородна. Л.В. Щерба отмечает, что «чем дифференцированнее общество…, тем сложнее… стилистическая структура его литературного языка» [Щерба Л.В., 1974].

Таким образом, ПРЕДМЕТОМ исследования стилистики являются: 1) ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ и СРЕДСТВА разных уровней языковой системы, 2) их СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ и ОКРАСКИ (коннотации), а также 3) ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ языка в разных сферах и ситуациях общения и как результат этого – своеобразная ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ, специфическая для каждой сферы.

Значительно позже общепризнанными компонентами ПРЕДМЕТА стилистики становятся: 1) коммуникативно-обусловленные закономерности функционирования языка и 2) речевая организация (речевая системность текста или определенной группы текстов). С современной точки зрения они составляют ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ стилистики.

1) Выразительные средства и 2) возможности, закономерности употребления отражают разные аспекты языка: структурный и функциональный. Тем самым, предмет исследования стилистки как бы раздваивается.

 

Однако если учесть, что ЗАДАЧИ стилистики – в наиболее эффективном удовлетворении целей общения, которые достигаются как использованием отдельных выразительных средств языка, так и всей организации речи, текста, то с этой – коммуникативно-функциональной – точки зрения раздвоения ПРЕДМЕТА стилистики НЕ происходит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.