КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы психологии воспитания в высшей школе
Технология активного слушания Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. 1. Поощряйте собеседника Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики. Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника. 2. Прояснение Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение. Когда, как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал.... 3. Переспрашивание Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты. Т.е вы бы хотели, чтобы ваши партнеры вам больше доверяли. Не так ли? 4.Эмпатия Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны. Вы кажется расстроены этим фактом...? 5. Выражение сопереживание Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника. Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему... Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом.... 6. Подведение итогов Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства. Правильно ли я понял, что...? В итоге, можно сказать что... Насколько я понял это..., речь шла о.... Кажется, это была ключевая идея... Давайте подведем итог....В результате.... Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др. Следует учитывать также и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит любить труд, уважать старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные человечеством духовные ценности. Как отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве (а не в надзоре)». Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности. Воспитание и обучение студентов находятся в единстве. Это две взаимосвязанные стороны процесса их подготовки и формирования личности. Достижение целей воспитания способствует обучению, осуществление обучения помогает воспитанию. 87. Методы и приёмы воспитания Принцип ориентации на ценностные отношения (ПОЦО). Соблюдение ПОЦО предполагает: 1. Интерпретацию действий как отношений. Этому может научить педагог обращая внимания на отношения. Условия возникновения личностно-значимых ценностных отношений: эмоциональное переживание возникающих отношений; оценочность своих поражений и побед. Существует органическая связь между оценивающей функцией и эмоциями (не педагогическая оценка - «ты негодяй», а чувственная - что прочувствовал через «я» - сообщение). 2. Формирование личностной жизненной позиции «быть», когда для человека важно, что с ним происходит. Позиция педагога (по К. Роджерсу): - эмпатическое понимание: вчувсвование, отражение слов, чувств, улыбки; - открытость личному опыту; - доверие к возможным способностям ученика; - искренность в выражение своих чувств. Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей воспитуемого осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Общий способ инициирования субъектности - придать воспитанию диалогический характер. «Быть - значит общаться диалогически» (М.М. Бахтин). В диалоге обретается собственное «я» через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры. Что касается выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей, то это гарантируется договором педагога и воспитуемых. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер. Позиция педагога: создание выбора; осмысливание; оценивание; доверие; сотрудничество. С одной стороны принцип субъектности упрощает труд педагога, с другой - ставит его перед необходимостью тонкой и продуманной технологии, программы деятельности. Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей. Далеко не всегда удается реализовать этот принцип, причины: старые традиции критического отношения друг к другу, жесткая нормативность положения школьника, разница во взглядах, но главное - отсутствие интереса к другому человеку, не похожему на тебя, отсюда стремление всех подогнать под одну мерку. Ребенка же необходимо принять как данность, признать его право на самобытность и учить быть самим собой. Позиция педагога: § реагировать на данность личности учитывая ее состояние «здесь и сейчас»; § вера в возможности человека; § помнить, что развитие - это процесс. Бесспорно, есть границы принятия, они в двух «нельзя» (см. выше). Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философскую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, поэтому мы говорим о системе принципов их взаимосвязи, ибо проистекают они из определенной нами сущности гуманистического воспитания. Таким образом, требования, предъявляемые к принципам - это обязательность, комплексность, равнозначность. В педагогической литературе встречается разная формулировка принципов воспитания, отличающаяся направленностью. Например, налицо педагогическая направленность принципов Подласого И.П. Он выделяет следующие принципы: § общественная направленность воспитания; § связь воспитания с жизнью и трудом; § опора на положительное в воспитании; § личностный подход; § единство воспитательных воздействий: семьи, школы и т.д. Макаренко А.С. указывает, например, на такой принцип как единство уважения и требования к воспитаннику. Амоношвили Ш.А. выделяет принцип очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. Газман О.С. говорит о принципе выработки на основе ценности линии своей жизни. Таким образом, наблюдается многообразие подходов к принципам воспитания, но все они направлены на успешную реализацию цели воспитания - всестороннее, гармоническое развитие личности. Методы воспитания: § это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями; § это пути достижения заданной цели воспитания; § это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания. Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы). Приёмы воспитания: § это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач; § это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса. Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания: 1. Цели и задачи воспитания. 2. Содержание воспитания. 3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому). 4. Уровень сформированности коллектива. 5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я». 6. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства. 7. Уровень педагогической квалификации. 8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы). 9. Ожидаемые последствия. Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку. Методы воспитания проявляют свое содержание через: 1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение). 2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию. 3. Создание общественного мнения. 4. Общение, деятельность организованные воспитателем. 5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования. 6. Погружение в мир искусства и творчества. Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |