КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики группы
По химии Ищи выше 8) Дадим еще раз некоторые определения, уже введенные нами в п. 1.1. Но сделаем это более строго. Не давать строгих дефиниций мы не можем: именно в них — квинтэссенция того подхода, который дает возможность продвигаться вперед в решении проблемы социологического измерения. Однако встает вопрос: почему строгие определения не были даны в начале работы? Причина не только в том, что нам не хотелось сразу "ошарашивать" формализмом читателя-гуманитария. Данные в п. 1.1 определения тоже довольно формальны. Принципиальное их отличие от приведенных ниже состоит не в недостаточной степени формализации, а в том, что они шире (смысл этого станет ясным из главы 14). Если бы мы с самого начала определили шкалу так, как это будет сделано в настоящем параграфе, мы не смогли бы говорить об очень многих свойствах измерения, обсужденных выше. Теперь, когда, как мы надеемся, читатель убедился в актуальности уже осуществленных рассмотрении, мы сможем обоснованно говорить о том, чем хорош и чем плох для социологии формализм РТИ, и, пользуясь ее принципами, наметить пути дальнейшего развития теории социологического измерения. Назовем системой с отношениями (СО) кортеж α =< A; R1,..., Rm >, состоящий из некоторого множества-носителя А и совокупности заданных на нем отношений R1,..., Rm, имеющих размерности (местности) r1,..., гm соответственно. ЭСО, ЧСО, МСО определим аналогично тому, как это было сделано в п. 1.1. Предположим теперь, что у нас имеются две системы с отношениями: α =< А; R1,..., Rm >; β = таких, что количество отношений в обеих СО одинаково (m=n) и что между отношениями этих СО установлено такое соответствие, при котором размерности отвечающих друг другу отношений одинаковы. Для определенности положим, что номера этих отношений тоже оди- наковы: отношение R1 отвечает отношению S1 и оба имеют одинаковую размерность, R2 отвечает отношению S2 с той же размерностью,..., Rm — отношению Sm. Назовем гомоморфизмом такое отображение α в β (символически — h: α β), при котором каждому объекту из А ставится в соответствие один элемент из В (разным элементам из А может отвечать один и тот же элемент из В) так, что для любого i какие- 180 то объекты из А вступают в некоторое отношение Ri тогда и только тогда, когда их образы из В вступают в отношение Si. Изоморфизм — частный случай гомоморфизма, отличается от последнего тем, что отображение А в В не только однозначно, но и взаимнооднозначно. Пусть α — ЭСО, β — ЧСО. Шкалой будем называть гомоморфное отображение h: α β. Если А — это множество респондентов с заданными на нем отношениями равенства и порядка по росту, а В — множество натуральных чисел с заданными на нем обычными числовыми отношениями равенства и порядка и эмпирические отношения равенства и порядка ставятся нами в соответствие одноименным числовым отношениям, то осуществление гомоморфного отображения из α в β обозначает, что каждому респонденту ставится в соответствие некоторое число таким образом, что равным по росту респондентам отвечают одинаковые числа, более высокому респонденту отвечает большее число. Преобразование ф называется допустимым преобразованием шкалы, если из того, что h: α∧ β — шкала, следует, что h: α∧β' = < ф (В), Sp..., Sn> — тоже шкала. При этом h' = ф ° h — суперпозиция функций ф и h. Ее использование означает последовательное применение h и ф. Отметим, что социологи часто негативно реагируют на использование терминов "изоморфизм" и "гомоморфизм" при описании процесса измерения, считая их чисто математическими. Вряд ли такой подход правилен. Эти термины активно задействованы в литературе по осмыслению понятия модели [Гастев, 1972] и процесса познания [Frey, 1969]. 9) Исходя из сказанного выше, будем отождествлять тип шкалы с совокупностью отвечающих ей допустимых преобразований. Нетрудно понять, что допустимыми преобразованиями знакомых нам номинальной, порядковой и интервальной шкал являются преобразования, указанные в табл. 13.1. Там же определены допустимые преобразования пока не использованных нами шкал — разностей, отношений и абсолютной. Задав допустимые преобразования этих шкал, мы тем самым их определили.
Перейдем к вопросу о сравнении введенных типов шкал. Назовем тип одной шкалы более высоким, чем тип другой, если совокупность допустимых преобразований первой шкалы включается в совокупность допустимых преобразований второй. Смысл такого определения ясен: принадлежащими к более высокому типу мы считаем такие шкалы, для которых соответствующие шкальные значения являются более устойчивыми, мень- ше могут "болтаться", т.е. больше похожи на настоящие числа. Ясно, что к более устойчивым шкалам можно применять большее количество математических методов. Если принять это определение, то между всеми типами шкал можно установить соответствующее отношение порядка. Но это отношение будет частичным. Нетрудно видеть, что несравнимыми оказываются шкалы отношений и шкалы разностей: ни одна из соответствующих совокупностей допустимых преобразований не включается в другую. Частично упорядоченное множество можно изобразить в виде математической решетки. Мы не будем строго определять это по- 182 нятие. Надеемся, что читателю будет примерно ясно, о чем идет речь, если мы скажем, что в нашем случае эта решетка будет иметь вид, изображенный на рис. 13.1 (более высокому типу шкал отвечает более высоко расположенный прямоугольник).
Заметим, что в рамках РТИ существуют и другие подходы к пониманию сравнимости разных типов шкал. Покажем, что все эти шкалы действительно нередко встречаются в социологических исследованиях. Будем надеяться, что относительно номинальных и порядковых шкал у читателя сомнений не возникает. Наиболее типичные способы получения интервальной шкалы фактически описаны выше. При обсуждении разных методов одномерного шкалирования мы анализировали, почему получающиеся шкалы можно считать интервальными. Речь шла не о непосредственном построении гомоморфного отображения ЭСО в ЧСО. Более того, мы даже не задавались целью измерять те отношения, которые специфичны именно для интервальной шкалы, — отношения равенства или порядка между интервалами (расстояниями). Вместо этого предполагалось, что для ЭС выполняется целая совокупность свойств, связанных в первую оче- 183 редь с моделью восприятия. Эти свойства выражались в терминах используемой ЧС. Другими словами, мы прибегали к таким предположениям о характере ЭС, которые в п. 3.1 были названы дополнительными. В литературе доказывается, что некоторые известные методы шкалирования позволяют получить шкалы разностей и шкалы отношений (например, это касается ряда методов парных сравнений; примеры можно найти в [Суппес, Зинес, 1967]). Можно привести и более естественные подходы к получению шкал двух последних типов. Мы имеем в виду привычные всем способы, опирающиеся на использование единицы измерения и на существование некоторого начала отсчета (эти способы охватываются классификацией Стивенса). Ясно, что в процессе измерения физических величин при фиксации начала отсчета и изменении единицы измерения мы получаем шкалу отношений. Пример — шкала весов: измерив веса каких-то предметов в килограммах, мы можем получить те же веса в центнерах, пудах, фунтах путем умножения первоначальных весов всех предметов одновременно на подходящий множитель. А это и есть преобразование подобия. Шкала разностей получается, например, в том случае, когда у нас фиксируется единица измерения, но может изменяться начало отсчета. Она реже встречается в реальной жизни. Но все же и здесь можно привести пример. У европейских народов возраст человека измеряется в годах от момента появления человека на свет из утробы матери. А в Монголии измерение возраста происходит по-другому. Чтобы получить "монгольский" возраст любого человека, надо к "европейскому" прибавить 9 месяцев. Перевод совокупности возрастов какой-либо совокупности людей из одной системы расчетов в другую — это преобразование сдвига. Другими словами, мы имеем дело со шкалой разностей (если говорить не только о людях, но о других животных с разными сроками беременности, то сдвиги будут различными). Даже абсолютные шкалы встречаются в социологии, хотя на первый взгляд это кажется невероятным: ведь для этой шкалы числа являются полноценными числами, "прибитыми гвоздями" к числовой оси, а мы уже не раз говорили, что числа мало пригодны для адекватного отображения интересующей социолога реальности. Итак, примеры абсолютной шкалы. Во-первых, такую шкалу дают результаты счета. Предположим, что мы исследуем эффек- 184 тивность изучения иностранного языка в зависимости от количества учеников в группе. Ясно, что нашим измеряемым объектам — группам — будут приписаны числа именно по абсолютной шкале: каждой группе будет поставлено в соответствие число ее членов и уж здесь замена, скажем, чисел 5 и 25 какими-либо другими будет лишена всякого содержательного смысла. Во-вторых, социолог иногда пользуется так называемым измерением "по приказу", когда респондент по заданию социолога сам приписывает число себе или какому-либо объекту. Типичным примером такого измерения является графическая оценка объектов, о которой мы говорили в п. 11.1 при обсуждении второй классификации Кумбса. Конечно, в такого рода данных мы можем весьма сомневаться. Но если уж мы идем на использование подобной оценки, то, значит, верим респондентам. В таком случае изменения получающихся чисел тоже выглядят недопустимыми. для студентов заочного отделения
Смоленск 2014г. Вариант – 1. 1) Основные положения и законы химии. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 2) Решить задачу. Какое количество вещества MgO содержится в его образце массой 160 г? 3) Определить массу 0,2 молей гидроксида натрия. 4) К какому типу можно отнести следующие уравнения: a) CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu; b) Si + O2 = SiO2; c) NH3 + H2O = NH4OH; d) 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2; e) HCl + NaOH = NaCl + H2O.
Вариант – 2. 1) Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева. Строение электронной оболочки атома. 2) Назовите элемент Х по следующим данным: элемент четвертого периода, высший оксид Х2О7, с водородом образует кислоту НХ. 3) Покажите распределение электронов по энергетическим уровням в атомах следующих элементов: а) азота; б) титана; в) галлия; г) цезия. 4) Составьте электронные формулы и покажите распределение электронов по орбиталям для элементов а) хлора; б) натрия; в) сера; г) азот.
Вариант – 3. 1) Строение вещества. Виды химических связей. 2) В каких из приведенных ниже веществ химическая связь полярна, а в каких – нет: а) H2; б) H2O; в) Cl2; г) HCl. 3) Приведите примеры веществ в которых фтор образует неполярную ковалентную, полярную ковалентную и ионную связи. 4) Какие типы химической связи существуют в следующих веществах: Ca(OH)2, NH4Cl, Mg2+, CO2, CaO, CO, Na2SO4, Na2O.
Вариант – 4. 1) Вода. Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация. 2) Напишите уравнения диссоциации следующих оснований: NaOH, Ca(OH)2, KOH, Mg(OH)2, LiOH, Fe(OH)3. 3) Напишите уравнения диссоциации следующих кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H3PO4, H2S, HF. 4) Напишите уравнения диссоциации следующих средних солей: CuCl2, NaF, Al(NO3)3, Fe2(SO4)3, K2SO4, Li3PO4.
Вариант – 5. 1) Классификация неорганических соединений и их свойства. 2) Среди перечисленных ниже оксидов укажите основные и кислотные: а) оксид кальция; б) оксид серы (VI); в) оксид натрия; г) оксид фосфора (V). 3) Допишите схемы и составьте уравнения реакций: А) Cu + O2 = … Б) SO3 + H2O = … В) CO + O2 = … Г) Mg(OH)2 = …+… 4) В воде массой 120 г растворили при нагревании 15 г оксида фосфора (V). Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.
Вариант – 6. 1) Свойства кислот и оснований. 2) Напишите формулы следующих соединений: а) гидроксид алюминия; б) гидроксид железа (III), азотная кислота, соляная кислота. 3) Составьте уравнения реакций по следующей схеме: Ba BaO Ba(OH)2 BaCO3 Ba(NO3)2
Ba Ba(OH)2 BaO BaCl2
Вариант – 7. 1) Химические свойства металлов. Особенности строения. 2) Натрий массой 46 г растворили в 74 г воды. Вычислите массовую долю (%) полученного раствора. 3) Составьте уравнения реакций по следующей схеме: Na2O2 Na2O NaOH NaCl NaNO3 4) С какими из перечисленных веществ будет реагировать гидроксид калия: BaO, CO, Cl2, H3PO4, CO2, SO3.
Вариант – 8. 1) Химические свойства неметаллов. Особенности строения. 2) Составьте уравнения реакций по следующей схеме: Cl2 HCl CuCl2 ZnCl2 3) Какое количество вещества содержится в 4,5 г НCl? 4) Составьте уравнения реакций по следующей схеме: NO2 HNO3 Ba(NO3)2 KNO3
Вариант – 9. 1) Сколько молей составляет 14 г молекулярного азота? 2) Какое количество вещества содержится в 0,2 кг гидроксида меди (II)? 3) Составьте уравнения реакций по следующей схеме: СО СO2 К2СO3 К2О KNO3 4) В дистиллированную воду массой 200 г добавили фосфат калия массой 115 г. Рассчитать массовую долюв полученном растворе.
Социальная психология традиционно изучает некоторые элементарные параметры группы. Согласно такому подходу выделяют следующие основные признаки социальной группы. 1. Наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат и т. д.). 2. Существование основных параметров группы как единого целого (композиция и структура группы, групповые процессы, групповые нормы и санкции). Каждый из перечисленных параметров может иметь различное содержание в зависимости от общего подхода к изучению групп. Композиция – совокупность характеристик членов группы (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы. Говоря о составе, важно знать, какая конкретно группа является объектом исследования, и только после этого описывать совокупность ее составляющих. Структура группы представляет функции, выполняемые членами группы, а также актуальное состояние формальных и неформальных отношений членов группы. Выделяют несколько формальных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и т. д.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |