КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Непрерывное образование и самообразование 7 страница
Потенциальные возможности перспективных моделей организации социального обслуживания пожилых людей позволят повысить эффективность не только социально-медицинских, но и социально-культурных услуг, что понимается как удовлетворенность пожилых людей условиями своего досуга в сочетании с более высокой результативностью лечения, ухода и снижением общих затрат. В современном обществе, ориентированном на молодежную культуру, сложились негативные стереотипы отношения к пожилым людям и инвалидам. Эти стереотипы отрицательно отражаются не только на самих этих категориях населения, но и на всем обществе в целом. Искусственные ограничения возможностей участия пожилых людей и инвалидов в политической, экономической, социально-культурной жизни общества, воспитании молодого поколения пагубно отражаются на уровне, качестве и образе их жизни, мешают им проявить себя, свои таланты и способности, нравственные качества, накопленные знания, свою социальную активность, направив ее в нужное обществу русло, и стать достойными участниками процессов социально-культурного развития. Толерантность в контексте социально-культурной реабилитации В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реабилитации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего осмысления и изменения самого функционального устройства реабилитационного процесса - от четко прописанных в квалификационных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных методов и технологий. Решение проблем жизни, труда, быта и досуга лиц с социальной недостаточностью требует комплексного подхода. Говоря о людях, входящих в ближайшее окружение человека с социальной недостаточностью (инвалида или пожилого), подчеркнем, что доминирующее место в работе с ними занимает формирование у них толерантности - качества, предполагающего терпимое, уважительное отношение к любому инакомыслию и инакодействию, равно как и к людям, которые в силу своего преклонного возраста, физических или умственных недостатков отличаются от окружения. Как уже отмечалось, в обществе распространен устойчивый неблагоприятный стереотип восприятия таких неизбежных социальных явлений, как инвалидность и старость. Например, некоторые люди психологически слабо подготовлены к наступлению пожилого возраста, с трудом находят взаимопонимание с пожилыми родственниками, другими согражданами старших возрастных групп. Отсюда нередки в молодежной и подростковой среде проявления так называемого «эйджизма» - нетерпимости, неприятия представителей старшего поколения. Снижение уровня творческой активности пожилых людей, ослабление их социальной адаптации также является проблемой. Подобная жизнедеятельная парадигма в работе с социально незащищенными людьми выходит далеко за рамки чисто реабилитационной проблематики. Дело в том, что многие проблемы современной педагогики часто определяются неспособностью традиционных воспитательных систем, распространенных в современной школе, подготовить человека к драматическим реалиям жизни. Это, в свою очередь, вызвано отрывочным и фрагментарным характером образа самого человека, который формируется в образовательном процессе, вытеснением из образовательного материала наиболее острой проблематики человеческого бытия, его неотъемлемых атрибутов - борьбы, страданий, несчастья. Воспитанного на таком «урезанном» проблемном поле молодого человека при столкновении с драматической реальностью неизбежно ожидают разочарование, цинизм и опустошенность. Исследователи природы толерантности и нетерпимости подчеркивают, что толерантность (терпимость) и терпение (терпеливость) далеко не равнозначные понятия. Терпение чаще всего выражает чувство или действие со стороны человека, испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия.; Терпимость - это способность личности открыто и решительно признать равенство других, отказаться от какого-либо доминирования или насилия по отношению к инакомыслящим или инако-действующим. Как свойство, родственное свободному мышлению, толерантность предполагает осознание того, что окружающая социально-^ культурная среда является многоликой и многомерной, а значит оценки находящихся в этой среде людей, в том числе лиц с социальной недостаточностью, не могут и не должны сводиться к стереотипам. Толерантность как установка в отношении личности всегда является результатом добровольного индивидуального выбора, она не навязывается, а приобретается в процессе воспитания, усвоения соответствующей информации, накопления личного жизненного опыта. Не овладев «азами» толерантности, социальному педагогу, менеджеру, технологу трудно добиваться решения реабилитационных задач, преодолевать препятствия в повседневных контактах с инвалидами и пожилыми людьми, менять, когда это нужно, тактику своего поведения. Не случайно толерантность стала «хитом» в повседневной практике менеджеров, педагогов, психологов, технологов, занятых в инвалидной или пожилой средах. Для школьной и студенческой аудитории специалистами разработана система тестов, позволяющих участникам проверить себя на толерантность, то есть определить, в какой степени каждый из них способен в инвалидной или пожилой среде продемонстрировать открытость, уважение к этим людям, солидарность и сопричастность с этой средой. Результаты тестов дали возможность разработать и осуществить анализ специальной шкалы толерантности, в которой фиксируются три уровня проявления этого качества у каждого из участников теста: 1)пассивность, закомплексованность; 2)терпимость, толерантность в полном смысле слова; 3)агрессивность, открытая неприязнь человека к окружающим его лицам с ограниченными возможностями. Работы и пособия, связанные с социально-культурной реабилитацией и воспитанием толерантности, используются при подготовке специалистов, персонала и управленческих кадров учреждений социальной защиты. Бесспорен факт, что отношение к инвалидам и пожилым людям свидетельствует о зрелости, социальном и нравственном здоровье общества. Совместная деятельность органов исполнительной власти всех уровней, общественных объединений, предприятий и организаций, самих инвалидов и лиц пожилого возраста показала, что россияне готовы сделать все возможное, чтобы создать условия для нормальной жизни людей в старости. Общество готово преодолеть стереотипные представления о представителях этих групп населения, полнее использовать их профессиональный опыт и творческий потенциал. Реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности обусловлен ее социализирующими и идентификационными возможностями. Всемирно-исторический процесс породил колоссальное многообразие частных факторов культурного развития человека и человечества, которые ребенок застает в готовой форме. Однако без внутренней духовно-смысловой работы значение этих факторов осталось бы «нулевым», а ребенок - абсолютно беспомощным существом перед лицом социокультурной реальности. Природа (если рассматривать ее в контексте антропогенеза), изъяв из генофонда человека инстинктивные механизмы поведения, передала свои развивающие функции культуре, которая оставляет свои творения открытыми для творческого освоения ребенком1. Таким образом, культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью развиваться универсально, т.е. саморазвиваться. На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды претерпевают существенные преобразования в контексте собственной деятельности ребенка. Преобразуя ресурсы социокультурной среды, ребенок заново конструирует ее новые смысловые фрагменты, инициативно расширяя границы своего индивидуального опыта - границы той локальной зоны ближайшего развития, которые непосредственно задает взрослый. Тем самым самодетерминация целостного способа деятельной жизни ребенка становится логической доминантой его бытия. Это позволяет интерпретировать психическое развитие ребенка как изначально творческий, креативный процесс2. Творческое участие ребенка в изменении действительности и самоизменении - процесс внутренне противоречивый. С одной стороны, такое участие предполагает разрыв с традиционным социальным опытом, известную свободу от его эталонов. С другой стороны, он подразумевает сопричастность ребенка творческой традиции.
Система социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики социально-культурной деятельности. В этой области занят многочисленный отряд специалистов - профессионалов самых различных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участвуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осуществлении многочисленных культуротерапевтических, реабилитационных технологий. Ниже приводится схема, дающая представление о широкой профилизации сотрудников социальных служб и учреждений.
Реальная модель функциональных ролей специалистов, занятых в сфере социально-культурной реабилитации и поддержки населения
Выполнение перечисленных профессиональных функций требует обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное - сформированных убежденности и устойчивой привычки к систематической реабилитационной деятельности с помощью культуры, образования, творчества, досуга, спорта. В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реабилитации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего осмысления и изменения самого функционального устройства реабилитационного процесса - от четко прописанных в квалификационных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных методов и технологий. Самой жизнью подтверждается вывод о том, что совершенствование и развитие социально-культурной реабилитации незащищенных групп населения - сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отношением к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов. Образ жизни людей с ограниченными возможностями в первую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным желаниям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оправдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особенности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир. Дети и взрослые - инвалиды, представители старшего поколения во многих случаях являются организаторами и непосредственными участниками творческих мероприятий, субъектами многих культурных инициатив, носителями и хранителями общенационального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование, самодеятельность, самоутверждение и самореализацию. Такая интеграционная политика существенно отличается от практики государственного попечительства и патронажа, в которой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена интеграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчуждению от контактов с окружающим миром. Трудности, переживаемые в процессе экономических и социальных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздействие на социально-незащищенные группы населения. Социально-культурная сфера существенно расширяет возможности для самоопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга - это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда. Возрастает роль креативной педагогики, формирования у людей с социальной недостаточностью желания и готовности участвовать в социально развивающих акциях, образовательных, художественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и других досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множества параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.
6. Межкультурное сотрудничество
К одной из наиболее динамичных и перспективных сфер реализации социально-культурной деятельности относятся международное культурное сотрудничество и межкультурный обмен. Актуальность этого вида общественной практики особенно возрастает в период проведения по инициативе ООН «Международного десятилетия культуры мира и ненасилия» в интересах народов планеты (2001 - 2010). Сама суть такой инициативы заключается в налаживании диалога между цивилизациями, в недопущении того, чтобы объективно развивающиеся процессы глобализации носили неуправляемый характер и наносили ущерб сохранению культурной самобытности и цивилизационного разнообразия народов. Культурное разнообразие столь же необходимо современному миру, как и обеспечение его политической многополюсности, предотвращение притязаний на гегемонизм или национальную исключительность. Для более полного понимания сущности межнационального культурного сотрудничества и международного культурного обмена как области общественной практики, в которой реализуется социально-культурная деятельность, остановимся на ключевых понятиях, а также принципах, субъектах, формах и нормативно-правовом регулировании, характерных для этой сферы. Впервые термин «общее культурное наследие человечества» стал общепринятым в середине XX века. Конференция ООН в Думбартон-Оксе (1945г.) предложила рассматривать культуру как общее наследие человечества и приняла решение о создании в рамках ООН специального органа - ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руководство вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО (ст. 1) записано, что эта организация прежде всего заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества - книг, произведений искусства и других памятников исторического и культурного значения. На признании ценности культурного наследия человечества основаны практически все концептуальные документы ЮНЕСКО. Термин «общемировое культурное наследие» используется практически во всех документах ООН и ЮНЕСКО, касающихся взаимоотношений государств в области культуры. Так, например, в Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта говорится, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру». В том же документе содержится определение и такого ключевого понятия, как «культурные ценности каждого народа», входящие в общемировое культурное наследие. Этим термином обозначается совокупность культурных явлений, движимых и недвижимых культурных объектов, которыми обладают отдельно взятые страны и народы. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.27), каждый человек имеет право на пользование достижениями культуры как своего народа, так и других стран и народов. Следуя широкой трактовке этого права, его можно рассматривать как право на пользование достижениями мировой культуры, а не только культуры в рамках одного государства. Для обеспечения этого права государства обязаны сотрудничать в области культуры, создавать для своих граждан самые благоприятные возможности и необходимые условия. Социально-культурная деятельность является эффективным инструментом осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры. Эта деятельность реализуется сегодня по определенным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены как продуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и т.д.), так и художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культурных ценностей с помощью различных форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на раскопках историко-культурных памятников; организация разномасштабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь знаменательных дат и юбилеев; экспортно-импортная деятельность, связанная с покупкой и продажей произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров. Методологически важным для общественной практики социально-культурной деятельности является понятие принципов как фундаментальных положений и правил, на которых основываются многочисленные акции и контакты в области межнационального культурного сотрудничества и международного культурного обмена. Как правило, здесь выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы международного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и использования силы; уважение государственного суверенитета; невмешательство во внутренние дела; равенство и право на самоопределение; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обязательств. Частные (специальные) принципы сформулированы в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур государств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |