Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое наука? Что такое философия?

Лекция 1. Введение в курс.

Формы организационного контроля.

Формы организационного контроля – бюрократический и клановый (децентрализованный). Большинство организаций сочетает характеристики обеих форм контроля.

Бюрократический контроль характеризуется формальными, жесткими, механическими структурными элементами. К ним относятся предписываемые правила, иерархия власти, письменная документация, инструкции, системы премирования и другие формальные механизмы воздействия на поведение работников организации и оценки достигнутых результатов.

Клановый контроль основан на неформальных, органических структурных элементах. Это социальные ценности, традиции, нормы и доверие, способствующие формированию приверженности организационным целям. Сотрудники пользуются доверием менеджеров, которые уверены, что члены организации осознанно желают выполнять возложенные на них обязанности.

Предполагается, что для выполнения рабочих заданий достаточно минимальных указаний и стандартов, а сотрудники могут участвовать в установлении нормативных показателей и проектировании системы контроля.

 

 

 

Как менялись представления о науке и философии в различные периоды истории. — История как метапроект Нового времени: мы — новоевропейцы; определение и осмысление понятия «космо-», «тео-» и «антропоцентризма». — Основные формы и направления в развитии философского знания (идеализм, материализм, позитивизм); метод философского познания. Становление представлений о принципиальной познаваемости окружающего мира человеческим разумом.

I. Наука — «это процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление ее общих свойств» (СФТ).*

Наука — «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности» (ФЭС).

Понятие о науке и ее определение претерпели существенные изменения в различные периоды истории. В соответствии с тем, как мы отвечаем на вопрос о том, когда появилась наука (в современном для нас смысле), мы должны указать и на характерные особенности понятия «наука» в данную конкретную эпоху.

Характерные ответы на вопрос о происхождении науки можно свести к следующим пяти:

ü наука появилась с возникновением первых государств (а не вообще с появлением человека, поскольку для науки характерна институциональная организация) — следовательно, наука есть совокупность вообще всех знаний об окружающем мире, используемое на практике ограниченным избранным кругом людей (египетских жрецов, халдеев Вавилона и т.п.);

ü наука появилась в Древней Греции как натурфилософия и математика, то есть, как теоретическая форма знания (пример — «Начала» Евклида; ионийцы и элеаты, пифагорейцы);

ü наука появилась в Новое время, когда основой познания действительности стал эксперимент (зарождение математического естествознания — Галилей и Ньютон);

ü наука появилась в эпоху Промышленной революции, когда сформировались представления о неразрывной связи производства и ведущей роли теоретического знания (пример – изобретение паровой машины в XVIII веке);

ü наука появилась в XX веке как особенная область знания об окружающем мире, а также движущая сила по созданию постиндустриального мира (кибернетическое пространство, социальные сети, развитие сферы IT).

NB! Наука Средневековья была по преимуществу герметичной (алхимия, астрология и т.п.), либо подверженной влиянию католической церкви. Поэтому к Новому времени знания, считавшиеся в Средние века научными, либо были поставлены под сомнения экспериментальной наукой, либо отброшены как лженаучные.

 

II. Новоевропейская культура, философия, цивилизация, само понятие «Нового» в отношении современности, или эпохи Модерна, есть изобретение XVII столетия. Таким же изобретением явилось понятие «столетия».

«Оксфордский английский словарь указывает, что в английском языке оно [понятие «век»] впервые появилось в 1626 году. До середины Семнадцатого века слово “century” обозначало только римское армейское подразделение из ста человек. Затем оно приобрело еще одно значение — сто лет. Это можно назвать одним из симптомов зарождения современного исторического сознания. Другим симптомом было введение терминов “древность” и “модерн”. Деление истории на три эпохи — древности, средневековья и модерна — стало общепринятым триста лет назад (к примеру, их можно найти в текстах двух второстепенных немецких хронистов — Хорниуса и Целлариуса в 1680-х). Поэтому к 1689 году некоторые люди решили, что средневековье закончилось, хотя никто не утверждал, что пришел конец мировому порядку, который сложился в семнадцатом веке» (Дж. Лукач «Конец двадцатого века и конец эпохи модерна»).

Мы предлагаем, исходя из устоявшейся исторической традиции, считать, что

ü Древний мир (в узком смысле — Античность) закончилась с падением Западной Римской империи в 476 году н.э. Вместе с ним и ушел в историю особый римский мир (Pax Romanum);

ü Средневековье закончилось с падением Восточной Римской империи в 1453 году; либо в 1492 году (открытие Америки Колумбом); либо в 1513 году (завершение командой Ф. Магеллана первого кругосветного путешествия);

ü Возрождение, предваряющее Новое время, завершилось в XVII веке со становлением экспериментального метода в естественных науках.

При этом считается, что цивилизации

Ø Античности свойственен космоцентризм (такой порядок мира, при котором природа как космос дает всему сущему закон и правило организации);

Ø Средневековья — теоцентризм (такой порядок мира, при котором [христианский] Бог дает всему сущему закон и правило организации);

Ø Нового времени — вслед за Ренессансом — антропоцентризм (такой порядок мира, при котором человек дает всему сущему закон и правило организации).

 

III. Философия появляется в Древней Греции в VII веке до н. э. Традиционно первым философом считается Фалес Милетский («Все есть вода»). Первым «философом» себя стал называть Пифагор (основатель школы пифагорейцев). Изначально греческие философы занимались поиском первоэлемента, единого основания сущего, за что этот период «досократовской» философии называется натурфилософией (или физиологией).

Предметом философского познания является истина. Истина как понятие в истории философии неоднозначно: в различные исторические эпохи истина понимается по-разному.

Так, в греческой философии истина (ἀλήθεια — aletheia) понимается как «несокрытость» бытия; в Средние века истина становится veritas (от латинского vero — «говорить правду»); в Новое время истина представляется как certitudo —«достоверность». «В последнем случае бытие оказывается “системой мира” и постигается через строго определяемый метод систематически» (Сергеев К. А., Перов Ю. В. «Гегелевская история философии в контексте новоевропейской метафизики»).

Основной вопрос философии, поэтому, есть вопрос о сущем. В формулировкеМ. Хайдеггера: «Почему есть нечто, а не ничто?» — Формулировка Ф. Энгельса: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. <…> Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, <…> составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» («Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»).

Итак, двумя большими направлениями в истории философии традиционно считаются идеализм и материализм. В первой половине XIX века появляется и «третий путь» в философии, который по ходу своего развития нельзя однозначно отнести ни к первому, ни ко второму — позитивизм (положительная философия). Основателем его является Огюст Конт (НЕ ПУТАТЬ с Иммануилом КАНТОМ!!!)

 

IV. Метод (от греческого μέθοδος — methodos, путь) — «способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы». — «Метод и система являются основными направляющими линиями науки» (ФЭС).

 

Ключевые слова: философия, наука, натурфилософия, первоэлемент, Античность, Средние века, Новое время, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, истина, метод, идеализм, материализм, позитивизм.

Ключевые фигуры: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон Элейский, Гераклит Эфесский, Анаксагор, Ф. Энгельс, О Конт, М. Хайдеггер.

 


* В конспектах к лекциям мы пользуемся сокращенными названиями источников, данных в Списке материалов к курсу. Все ремарки и вставки в цитатах [заключенные в квадратные скобки] принадлежат нам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Договор купли-продажи 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.