КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы синтаксиса
Точность в употреблении синтаксических единиц. ЮШ Порядок слов. Порядок слов – это последовательное расположение синтаксических компонентов предложения. Его нормы важно соблюдать юристам, чтобы точно, логично и грамотно выражать мысли. В речи каждое предложение целенаправленно строится в соответствии с задачами сообщения. Основная функция порядка слов – указывать на развертывание мысли от данного к новому. Ср.: Дело Иванова сейчас у следователя и У следователя сейчас дело Иванова. Такое приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации в определенной речевой ситуации называется актуальным членением предложения. Слова, составляющие известную часть сообщения, его тему (T), занимают начало высказывания, а слова, наиболее значимые в информативном отношении, рема сообщения (R), помещаются в конце высказывания. Прямой порядок слов (объективный, логический) – это порядок слов, при котором тема (Т) предшествует реме (R). В приведенных фрагментах из процессуальных актов предварительного следствия содержатся ошибки. Следователь … постановил: 1) поручить производство предварительного следствия по настоящему делу следователю УВД капитану милиции Бурцеву К.С. и следователям этого же отделения; 2) возложить руководство действиями группы следователей на капитана милиции Бурцева К.С. Цель этих предложений – сообщить 1) кому поручено производство дела; 2) на кого возложено руководство. Следовательно, нужно построить предложения по-другому. Следователь постановил: 1) производство предварительного следствия по настоящему делу поручить следователю УВД капитану милиции Бурцеву К.С. и следователям этого же отделения; 2) руководство действиями группы следователей возложить на капитана милиции Бурцева К.С. Еще несколько примеров. Отказать в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях Конькова Петра Романовича состава преступления. Цель этого высказывания – сообщить об отказе в возбуждении уголовного дела. Следовательно, наиболее информативное слово в сообщении (R) «отказать» необходимо поместить в конец предложения: В связи с отсутствием состава преступления в действиях Конькова Петра Романовича в возбуждении уголовного дела отказать. Отстранить обвиняемую Федорову Надежду Яковлевну, 1941 года рождения, уроженку г. Энска, на время производства предварительного следствия от занимаемой должности директора магазина № 21 горплодовощеторга. Известная информация в сообщении (T) – фамилия и анкетные данные подозреваемой, ядро высказывания (R) – «отстранить от занимаемой должности». Следовательно, предложение должно иметь вид: Обвиняемую Федорову Надежду Яковлевну, 1941 года рождения, уроженку г. Энска, отстранить от занимаемой должности директора магазина № 21 горплодовощеторга на время производства предварительного следствия. Тема в резолютивной части постановления – второстепенные члены предложения – дополнения, обстоятельства, а в качестве ремы в ней всегда выступает группа сказуемого. Примеры правильного порядка слов в резолютивной части постановлений: Изъятый у Шикунова Андрея Петровича свинцовый кастет приобщить к уголовному делу № 23 в качестве вещественного доказательства. … дело принять к производству и приступить к предварительному следствию. … в удовлетворении ходатайства адвоката Пузанова И.П. о прекращении уголовного дела Шабалина А.А. отказать. Порядок слов простого предложения. У каждого члена предложения есть свое обычное, свойственное ему место. Оно определяется структурой и типом предложения или словосочетания, ролью контекста. Выше говорилось о том, что в русском языке размещение слов в высказываниях служит выражению актуального членения предложения. Неоправданная перестановка слов вносит в текст неясность, затрудняет его восприятие. Место подлежащего и сказуемого в предложении определяется тем, в какой компонент они входят – в тему или в рему. Если подлежащее является темой, следовательно, оно предшествует сказуемому: Хорев совершил преступление. Если же подлежащее представляет собой рему, то должно стоять после сказуемого: Преступление совершил Хорев. Порядок расположения определений, дополнений, обстоятельств регулируется правилами порядка слов в словосочетании. Согласованное определение ставится перед определяемым словом: тяжкие телесные повреждения; проникающее ножевое ранение; государственный обвинитель. Несогласованное определение должно стоять после определяемого слова: протокол осмотра места происшествия; постановление о прекращении уголовного дела. В противном случае создается двусмысленность: Сотрудник ДТП Карачинский на проспекте Восточный задержал в нетрезвом состоянии Солонина. (Кто был нетрезв – Солонин или сотрудник ДТП?) Он снял часы с гражданина Остапова С.Д. марки «Слава». (Правильно: Он снял с гражданина Остапова часы марки «Слава».) Магазин № 2 представляет собой прямоугольной формы кирпичное одноэтажное строение. (Правильно: Магазин № 2 представляет собой кирпичное одноэтажное строение прямоугольной формы.) Определение, выраженное причастным оборотом, в официально-деловом и научном стилях стремится к постпозиции, так как имеет уточняющее значение. Например: Шутов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1, ст. 206 УК РСФСР. Лицо, совершившее не представляющее большой общественной опасности преступление… Важно соблюдать порядок слов в самом причастном обороте: на первое место ставится причастие, за ним – зависящие от него слова. Например: … ударил ключом, находившимся у него в руке. Сравни ошибки: (в УК РСФСР) лицо, его совершившее… вместоправильного …лицо, совершившее его; Лицом, по достижении 18-летнего возраста совершившим особо опасные государственные преступления… вместо правильного Лицом, совершившим особо опасные государственные преступления по достижении 18-летнего возраста… Определения, выраженные притяжательными местоимениями, обычно препозитивны: на ваш вопрос отвечаем; по его инициативе. Управляемые слова (дополнения) обычно ставятся после управляющих: Калягин совершил кражу (чего?) лодочного мотора. Если несколько дополнений зависит от одного управляющего слова, то дополнение в Дательном падеже, обозначающее лицо, ставится перед прямым дополнением: Напалков предложил Таранцу совершить кражу. В предложениях с, так называемым, расщепленным сказуемым (нанес удар; причинил легкие повреждения и др.) дополнение лица следует ставить после глагольной части сказуемого: Нанес Иванцову удар. Он снял с гражданина Тихонова пальто. Суслин нанес Рубцову проникающее ножевое ранение. Ломов причинил своему 16-летнему сыну тяжкие телесные повреждения. Обстоятельства места, времени и цели, если они не входят в рему, чаще всего стоят в начале предложения: В суд обратилась гражданка Щукина. В кювете был обнаружен мотоцикл. 17 сентября 1990 года Шнейпель совершил хулиганские действия. Если в предложении есть обстоятельства времени места и цели, их следует располагать в такой последовательности: 1) обстоятельство цели, 2) обстоятельство времени, 3) обстоятельство места, 4) сказуемое. Например: В целях предупреждения правонарушений с начала учебного года во всех академических группах провести цикл лекций по вопросам правового воспитания.
Обратный порядок слов. Мы рассмотрели прямой порядок слов, который помогает передать мысль однозначно, логично, без каких-либо дополнительных оттенков. В устной речи невозможно говорить таким сухим, официальным языком, каким написаны указы, постановления и протоколы. Обратный, субъективный, порядок слов возникает в результате изменения обычного словопорядка. В устной речи место темы и ремы более свободно, так как для передачи оттенков смысла можно использовать логическое ударение: Угрюм и мрачноват был Сергей Тимофеевич. Необычна фабула этого дела. Например, препозиция дополнения усиливает его значение: Я не фразы говорю. Много бед, много испытаний пришлось перенести России… Согласование сказуемого с подлежащим. Подлежащее и сказуемое обычно грамматически согласованы: Мчатся тучи. Мутно небо, ночь мутна (П.) Однако некоторые затруднения вызывает согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входят собирательные существительные, такие как ряд, большинство и под., и числительные столько, сколько, много и т.д. В таких случаях на выбор форм числа сказуемого влияет лексическое значение сказуемого и порядок слов в предложении. Сравните предложения: Большинство авторов согласилось с замечаниями. Большинство писателей отвергли исправления редактора. Большинство предметов лежало в беспорядке. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательные существительные с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и под.) сказуемое может стоять и в единственном, и во множественном числе. Сказуемое ставится в единственном числе: 1) если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство согласилось с оратором; 2) если собирательное существительное имеет при себе зависимое слово в Р. п. ед. ч.: Подавляющее большинство населения голосовало за лидера движения «Россия – новый курс». Сказуемое может стоять во множественном числе, если связка согласуется с именной частью сказуемого: Большинство группы были приезжие. Сказуемое ставится как в форме ед. ч., так и в форме мн. ч., если собирательное существительное имеет при себе зависимое слово в Р. п. мн. ч.: Сколько детей лишились отцов, сколько людей потеряло человеческий облик из-за неумеренного употребления спиртного. Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий: 1) если главные члены оторваны друг от друга: Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях на проект нового положения о жилищно-строительной кооперации и в ходе его обсуждения выразили свое согласие с основными его принципами; Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии; 2) если при препозитивном подлежащем имеется причастный оборот или определительное предложение с союзным словом «который», причем причастие или слово «который» стоит во множественном числе: Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы (Герцен); 3) если при собирательном существительном имеется несколько зависимых слов в форме Р. п. мн. ч.: Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему (Л.Т.); 4) если при подлежащем и сказуемом имеются однородные сказуемые: Большинство заочников своевременно выполнили контрольную работу, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам. Сказуемое при количественно-именном сочетании. В конструкции с количественно-именным сочетанием сказуемое может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа: Фактически приехали в эту квартиру только трое. Фактически приехало в эту квартиру только трое. На выбор формы числа влияют следующие условия: 1) форма единственного числа сказуемого указывает на совместность действия, форма множественного на раздельное совершение действия. Ср.: К началу экзамена явилось десять студентов и Десять студентов окончили институт с отличием; 2) форма единственного числа употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т.п., так как в этом случае имеется в виду единое целое: На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев. На покраску крыши ушло 20 килограммов краски; 3) при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Лаборанту помогали три студента. Двое рабочих в белых фартуках копались около дома (Ч.); Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве (т.е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа: При больнице состояло 2 человека (Тург.) Три царства перед ней стояло (Некр.); 4) при составных числительных, оканчивающихся на «один», сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа: В пачке денег был 1221 рубль. В разговорном стиле возможно: 21 студент явились на экзамен; 5) при словах «тысяча», «миллион», «миллиард» сказуемое обычно согласуется по правилам согласования сказуемого с подлежащим в роде и числе: Тысяча книг поступила… Миллион демонстрантов заполнил…; 6) если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения, то сказуемое ставится во множественном числе: Все двадцать одна страница переписаны заново. Нормы управления. Следует различать конструкции в словосочетаниях со словами близкими по значению или даже с однокоренными словами, но требующими разного управления, например: беспокоиться о ком-н. – тревожиться за кого-н; одинаковый с чем-н. – идентичный чему-н.; характерный для чего-н. – свойственный чему-н.; основывать что-н. на чем-н – обосновывать что-н. чем-н. и т.д. Часто в предложении при двух или более главных словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют постановки зависимого слова с одинаковым падежом и предлогом: читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры. Но грамматически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления. Примеры ошибок: основывать и руководить предприятиями; подбор и наблюдение над фактами. Такие сочетания не нормативны, так, как основывать (что?), а руководить (чем?); подбор (чего?), а наблюдение (над чем?). Обычный способ правки в таких случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное: основывать предприятия и руководить ими; подбор фактов и наблюдение над ними.
Употребление деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими дополнительное действие обозначает действие подлежащего: Слушая эту музыку, я думал о доме = Я думал и я слушал. Поэтому обычно одиночные деепричастия и деепричастные обороты употребляются в двусоставных или односоставных личных предложениях (определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных) – там, где субъект действия выражен подлежащим или подразумевается, понятен. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении (но только!) при инфинитиве: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня; Составляя документы, нужно следовать образцу.
Деепричастный оборот употреблен ошибочно: 1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным субъектам: Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза; Постучав в дверь, нам открыла женщина лет пятидесяти. Нужно: Когда стрелочник переходил через рельсы, его оглушил неожиданный свисток паровоза; Мы постучали в дверь, нам открыла женщина лет пятидесяти; 2) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом и нет инфинитива: Прожив с ним год, мне стало понятно, что мы разные люди. Нужно: Прожив с ним год, я поняла, что мы разные люди или Прожив год, мы поняли, что мы разные люди; 3) если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия, обозначаемого главным членом, не совпадает с субъектом действия, обозначаемого деепричастием: Убежав из дома, мальчик был найден родителями. Убежал из дома мальчик, а нашли его родители. Способы правки: Убежавший из дома мальчик был найден родителями. Убежавшего из дома мальчика нашли родители.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |