КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гомер. «Одиссея» (4 ч) (Обзор с изучением 2 — 3 эпизодов: «Пенелопа», «Возвращение Одиссея», «Цирцея» и др.)
Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Всеобщность человеческих типов и вечность жизненных конфликтов — основа мифа. Море — образ бесконечного пути человека, остров Итака — образ дома, родины, желанной и недостижимой цели пути. Динамика композиции, смешивающей временные пласты путешествия Одиссея, и величавое спокойствие стиля поэмы. Контраст — излюбленный прием поэтики Гомера в композиции и стиле (парадоксальное сочетание эпитетов: «хитростей царь Одиссей» — «благородный»). Пересказы-анализы, подготовленные группой учащихся: «Женихи Пенелопы и Телемах», «Телемах в поисках отца», «Одиссей уКалипсо», «Одиссей у Навсикаи», «Лотофаги», «Листригоны и циклопы», «Одиссей у Цирцеи и в Аиде», «Сцилла и Харибда», «Быки Гелиоса», «Возвращение Одиссея». Дискуссия: «Самое трудное испытание Одиссея» и составление киносценария по одному из эпизодов поэмы. Причины постоянных бед и несчастий Одиссея. Силы, помогающие ему и губящие или останавливающие странствия героя. Покровительство Афины и гнев Посейдона — вмешательство высших природных сил в судьбу человека. Противоречивость характера Одиссея: осторожность и хитрость, пытливость, дерзкая воля и подчинение богам и законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость, неустанный поиск и постоянное желание вернуться на родину. «Непрестанная тоска по отчизне» и жажда постигнуть тайны «сладостной жизни», ее бесконечного разнообразия как выражение сущности человека, его природы. Дом и мир — равновеликие полюсы смысла жизни. Теория литературы. Понятие об эпосе. Внеклассное чтение. Гомер. Илиада. Литературное творчество. Сочинения: «Жизнь, полная приключений», «Дороги, которые мы выбираем». Евангелие от Матфея. «Нагорная проповедь» (1 ч) Четвероевангелие — жизнеописание Иисуса Христа. Жизнь и смерть Христа. Особое значение «Нагорной проповеди» среди других проповедей Христа. «Нагорная проповедь» — нравственное ядро христианской морали; ее современность и актуальность. Групповая работа учащихся: истолкование отдельных положений и притч «Нагорной проповеди» с выделением общей проблемы: «Актуальна ли для нас проповедь Иисуса Христа?» Притча как форма нравственной проповеди. Выбор эпиграфов из «Нагорной проповеди» к уроку внеклассного чтения по рассказу А. Платонова «Юшка». Внеклассное чтение. А. Платонов. «Юшка». Литературное творчество. Сочинение проповеди: «Обращение к современникам». Сочинение: «Каким поучениям взрослых я верю?» Владимир Мономах. «Поучение» (1 ч) Духовный облик Владимира Мономаха — одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси, человека мудрого и самобытного. Гуманизм, патриотическое служение и нравственное самоограничение как основы человеческого и гражданского существования в «Поучении» Владимира Мономаха. Общность идей Владимира Мономаха с положениями «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и особенности великокняжеского поучения как обращения к гражданам государства. Особенности построения ораторской речи. Риторические фигуры и приемы ораторской речи Иисуса Христа и Владимира Мономаха. Сопоставительный анализ учащимися «Нагорной проповеди» и «Поучения» с нравственной, социально-философской и эстетической точек зрения. Написание литературно-творческой работы: «Обращение к современникам» с использованием риторических фигур. Теория литературы. Проповедь как литературный жанр. В. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (4 ч) Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Любовь как высшая ценность бытия в произведениях Шекспира. Чтение одной из новелл Возрождения: Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных» (XVI век). Размышления о разности стиля и смысла новелл и трагедии Шекспира. Понятие об эпосе и драме. Анализ трагедии, организованный проблемным вопросом: «Почему погибли Ромео и Джульетта?» Поиски персонажей трагедии в живописи и скульптуре Возрождения. Феодальная Верона, вражда Монтекки и Капулетти. Тибальд — носитель зла и раздора (личные свойства и традиция). Компания друзей, влюбленных в жизнь: Бенволио, Меркуцио, Ромео. Книжное выражение чувств — отношение Ромео к Розалине. Истинная любовь к Джульетте. Природность и поэзия чувств. Выразительное чтение монологов и словесные портреты героев. Ромео и Парис — безукоризненный благородный красавец без страсти. Выбор Джульетты. «Здравый смысл» кормилицы и мудрость Лоренцо: Человек — «шут в руках судьбы» или свободная личность, рвущая традиции рода? Противостояние Вероне и связь с близкими людьми, которая побуждает подчиняться не только закону любви (Ромео и Меркуцио, Джульетта и родители). Верность чувств Ромео и Джульетты. Понятие о катарсисе. Победа любви над раздором ценой смерти. Примирение враждующих родов как внутренний итог трагедии. Шекспировская трагедия в театре и кино (М. Бабанова, постановка А. Эфроса, фильм Ф. Дзефирелли), в музыке (опера Ш. Гуно, увертюра П. Чайковского, балет С. Прокофьева), в изобразительном искусстве (иллюстрации, скульптуры Родена). Теория литературы. Конфликт в драме. Понятие о трагедии. Внеклассное чтение. Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных». Литературное творчество. Сочинения по портретам эпохи Возрождения: «В ком я узнаю шекспировских героев?» Сочинение: «"Ромео и Джульетта" в музыке Гуно, Чайковского, Прокофьева». А. Пушкин. (12 ч) «Песнь о вещем Олеге», «19 октября (1825 г.)», «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке». Слово о Пушкине. История и современность в сознании поэта. Отношение Пушкина к декабристам и власти. Доклады учащихся о друзьях Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» как размышление о причинах смерти и бессмертия человека. Составление киносценария по эпизоду «Прощание Олега с конем». Словесные иллюстрации к эпизодам «Встреча князя с кудесником», «Олег на могиле коня». Стилистический анализ текста с привлечением черновых вариантов и сопоставление с летописью. Композиция и смысл стихотворений «19 октября (1925 г.)», «И. И. Пущину». Рассматривание картины Н. Н. Ге в сопоставлении с поэтическим текстом. Сравнение списка в альбоме Растопчиной с текстом стихотворения «Во глубине сибирских руд...» Картина Мясоедова «Пушкин в салоне 3. Волконской». Творческая история стихотворений «На холмах Грузии...» и «Зимнее утро». Всепобеждающая сила дружбы и любви в лирике Пушкина. Неподвластность человеческого сердца испытаниям судьбы. Роман «Дубровский». Заочная экскурсия: «Барская усадьба» (Михайловское и поместье Юсупова Архангельское). Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Дружба «отцов» и любовь «детей». Блестящий гвардейский офицер, учитель Дефорж, благородный разбойник — роли бедного дворянина Владимира Дубровского. Ссора друзей — Андрея Дубровского и Троекурова. Инсценирование эпизодов первой главы романа. Отец и сын. Словесное рисование портретов героев. Пожар в Кистеневке — составление киносценария. Пересказ с изменением лица рассказчика — «Учитель». Составление монтажа для выразительного чтения: «Любовь и бегство». Диспут: «Верейский и Троекуров». История дворянина Островского ичерновой план романа в сопоставлении с его композицией. Попытки учеников развернуть в повествование пункты пушкинского плана и дискуссия: «Нуждается ли роман в продолжении?» Народ и дворянство в романе. Сопоставление сюжета исмысла романа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». «Сказка о золотом петушке» как трагикомическое осмысление алогизма жизни. Власть без силы и воли (Дадон), красота без добра (Шемаханская царица), всезнание, лишенное бескорыстия (Звездочет). Чередование мотивов чуда и страха в композиции сказки. Сложность отношения поэта к героям сказки. Привлечение черновых вариантов текста для прояснения авторской позиции. Сказка Пушкина и опера Римского-Корсакова, сводящая смысл «Золотого петушка» к сатирическому гротеску. Дискуссия в классе на тему: «Какой "добрым молодцам урок" содержит сказка?» Теория литературы. Понятие о творческой истории произведения. Внеклассное чтение. А. С. Пушкин: «Медный всадник», «Пиковая дама». Литературное творчество. Дневник литературного героя. М. Лермонтов. (5 ч) «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри». Лермонтов на Кавказе и в Петербурге. Родина и свобода как высшие ценности бытия для Лермонтова. Баллада «Три пальмы». Прямой и символический смысл стихотворения. Щедрость природы и беспечный эгоизм людей. Жажда цели бытия и трагедия неосуществленности — лирический мотив баллады. Составление киносценария по балладе. Стихотворение «Тучи». История написания и композиция. Восхищение природой и сожаление о ее бесстрастии. Составление «партитуры чувств» для выразительного чтения стихотворения. Меняющееся отношение поэта к «тучкам небесным» и характер эпитетов в стихотворении. Поэма «Мцыри». Намеренная диспропорция композиции: история жизни иисповедь героя о трех днях свободы. Внимание поэта к внутреннему миру личности. Нравственная сила и трагическая судьба Мцыри. Рассматривание и оценка иллюстраций к поэме, выполненных Л. Пастернаком, И. Тобидзе, Ф. Константиновым, И. Глазуновым и другими художниками. Дерзость побега Мцыри и препятствия на его пути к родине (завораживающий покой природы, уют сакли и красота грузинки, бой с барсом, песнь рыбки — сон усталости). Диспут: «Почему Мцыри не достиг своей цели?» Теория литературы. Стихотворный размер и ритм. Композиция поэмы. Внеклассное чтение. К. Паустовский. «Разливы рек»; Ю. Казаков. «Звон брегета». Литературное творчество. Сочинение типа исповеди. Н. Гоголь. «Тарас Бульба» (4 ч) Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя «Тарас Бульба». Прослушивание народных песен, перемежающееся выразительным чтением эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, образ пира, описание гибели казаков в бою, финал повести. Повторение сведений о былине (время и условия появления, образы героев, приемы повествования). Запорожская Сечь в повести — прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Суровые обычаи и разгул вольницы, жестокие законы Сечи. Размышление над вопросом: «Законы Сечи — проявление жестокости людей или необходимость времени?» Запорожцы в отношении к товарищам и людям другой веры. Патриархальность сознания казачества. Единоверие, патриотизм, честь и товарищество — основные идеалы запорожцев. Разработка сценарного плана эпизода «Въезд Тараса с сыновьями в Сечь». Сравнение запорожцев в повести Гоголя и на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Анализ эпизода выборов кошевого. Изображение сражающихся и гибнущих запорожцев в сопоставлении с описанием поединков героев в народном эпосе. Тарас и его сыновья. Прошлое Тараса Бульбы, его характер, отношение к семье, требования к сыновьям, жизненные идеалы. Остап и Андрий. Портреты героев. Размышления и наблюдения учащихся: «Почему автор в I — IIIчастях дает только общий портрет братьев, не разделяя их восприятия Сечи и отношения к ним запорожцев?» Сравнительная характеристика братьев: сходство и различие их натур. Прямодушие, суровость, верность товариществу Остапа и жажда подвига и красоты, безумная смелость Андрия. Устное словесное рисование: Остап и Андрий в бурсе, в Сечи, в бою. Ответ на вопрос: «Почему Тарас, наблюдая за сыновьями в их первой битве, отдает предпочтение Остапу?» Образ Андрия. Индивидуальность Андрия, тонкая организация его духовного мира, выделенность из общей массы. Его противопоставление образу Остапа и миру Сечи и единство с этим миром в дерзости поступков и силе страсти. Трагизм индивидуального выбора и обретения человечности. Конфликт между патриархальным и индивидуальным сознанием и его трагическое разрешение в повести Гоголя. Осада Дубно. Причины, заставившие Андрия пойти в осажденный город. Аналитическое чтение VI главы повести: Андрий и татарка в костеле, на улицах осажденного города, в доме ковенского воеводы. Составление киносценария: «Андрий в умирающем городе», подбор музыкального сопровождения. Подготовленное чтение по ролям (или прослушивание грамзаписи) сцены встречи Андрия с панночкой. Отношение учащихся к поступкам Андрия. Три смерти в повести Гоголя. Сопоставление сцены смерти Андрия в двух редакциях повести. Изменение авторского отношения к героям. Узнавание по жестам и мимике героев чувств, испытываемых отцом и сыном. Анализ сцены казни Остапа. Дробное и стилистически изысканное описание польской толпы в контрасте с «торжественным и трагическим хоралом», прославляющим гибнущих в муках запорожцев. Муки отца и сына. Ответ на вопрос: «Можно ли смерть Остапа назвать подвигом?» Смерть Тараса. Прослушивание отрывка «Смерть Тараса» в исполнении Р. Плятта. Обсуждение интерпретации актером гоголевского текста. Последние мысли Тараса перед смертью. Величие Тараса как человека «строя народной вольницы». Изображение его варварской жестокости как «результата дикости эпохи» (Г. Гуковский). Анализ иллюстраций к повести Е. Кибрика, Д. Шмаринова, П. Соколова. Идеализация свободы, героизма, битв за отчизну в фольклорно-ориентированной повести Гоголя. Смысл последних строк повести. Итоговая письменная работа: «Три смерти». Трансформация черт былинности. Выявление смысла соседства повестей в структуре сборника «Миргород». Теория литературы. Первоначальное понятие о связях и различиях комического и трагического. Внеклассное чтение. П. Мериме. «Маттео Фальконе». Литературное творчество. Самостоятельный анализ иллюстраций к повестям Гоголя разных художников. Сочинение типа описания: «Запорожская Сечь» и др. Сочинение-рассуждение с использованием приема антитезы: «Остап и Андрий», «Три смерти». Л. Толстой. «После бала» (3 ч) Личность Толстого. Поиски «зеленой палочки». Представление писателя о том, что значит «жить честно». Мучительный путь самоанализа. Рассказ учителя о повести «История одного дня» и творческая работа учащихся на сходную тему. Композиция рассказа «После бала»; сопоставление двух контрастных картин. Цветовое решение сцен. Столкновение двух музыкальных тем: бальной мазурки и «жестокой, нехорошей музыки» флейты и барабана. «Срывание масок» благопристойности с людей, нарушающих законы добра и справедливости. Попытка создания объективного портрета полковника. Работа с деталью (восприятие героем одних и тех же деталей по-разному, в зависимости от его состояния). Совесть как источник конфликта героя с фальшивой, безнравственной средой. Страничка «Дневника героя». Мысль Толстого о том, что нет красоты там, где утрачены человечность и истина. Судьба Ивана Васильевича. Сравнение чернового и окончательного вариантов финала. Диспут о том, что определяет человеческую жизнь: натура, среда, воспитание или случай. Ответственность человека за добро и зло, за свою судьбу. Теория литературы. Композиция эпического произведения. Внеклассное чтение. Л. Толстой. «Отрочество». Литературное творчество. Сочинения: «Случай, который изменил мое представление о человеке», «История вчерашнего дня». А. Чехов. (4 ч) «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль). Личность писателя. Осмеяние добровольного рабства чиновников в рассказе «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Говорящая фамилия героя. Абсурдность и нелепость ситуации, несоизмеримость причины и следствия. Мнимость конфликта, показывающая беспредельность самоуничижения «маленького человека» (сопоставление с рассказом «Толстый и тонкий»). Дискуссия: «Кто виноват в том, что чеховские герои утратили чувство собственного достоинства?» (с привлечением рассказов «Размазня», «Маска» и др.). «Смерть чиновника» как своеобразная пародия на гоголевскую «Шинель». Приемы снижения, превращающие трагедию в фарс. Написание сценария мультфильма по рассказу. Гуманизм Чехова, его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска». Сочинение рассказа Ионы о лошади. Поиск музыкальных фрагментов, выражающих состояние героя; создание музыкальной партитуры произведения. Образ глухого города. Иллюстрирование рассказа. Жанр водевиля. Заочная экскурсия в провинциальный театр чеховской поры. Водевили Чехова. Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба». Необычайная выразительность речевой характеристики героев; речь персонажей — главное средство их разоблачения в водевиле Чехова. Выражение авторского отношения к героям. Портреты, грим, костюмы, описание манер действующих лиц. Инсценирование отрывков. Теория литературы. Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях. Внеклассное чтение. А. Чехов. «Размазня» и другие рассказы. Литературное творчество. Сочинение рассказа, смешного и грустного одновременно. А. Грин. «Алые паруса» (3 ч) Александр Грин — «волшебник из Гель-Гью», заочная экскурсия по Старому Крыму и Феодосии. «Страна "Гринландия" и ее жители» — беседа по прочитанным произведениям писателя. Жанр феерии в литературе, отражение его особенностей в «Алых парусах» Грина. Лаконизм стиля писателя, яркость, образность и точность деталей. Оригинальность композиции: семь частей — семь нот гаммы, семь цветов радуги; разрывы и временные смещения повествования, ускорение темпа повествования от экспозиции к финалу. Своеобразие портретов и пейзажей. Противостояние грубой и пошлой обыденности и человеческого достоинства, верности и любви: анализ эпизодов «Смерть Мери», «Лонгрен и жители Каперны». Отношение учащихся к поступку Лонгрена, не пожелавшего спасать Меннерса; выявление авторской позиции. Ассоль глазами читателей, капернцев, Эгля и Грэя. Рассуждение учащихся на тему: «Было ли предсказание Эгля опасной шуткой или угаданной судьбой?» Анализ эпизодов «Ассоль за работой», «Ассоль в лесу» — душевные качества девушки, позволившие ей одной сохранить веру в свою мечту. Устное словесное рисование: «Ассоль, увидевшая алые паруса»; составление киносценария по эпизодам: «Смута в Каперне», «Ассоль бежит к морю», «Ассоль и толпа на берегу». «Живая душа Артура Грэя» — романтический образ капитана в представлении Артура Грэя и автора. Море и музыка в феерии: сравнение власти капитана с властью Орфея, сопоставление морских пейзажей Грина с картинами Айвазовского, Тернера, Куинджи, Волошина, Чюрлениса, с музыкальными картинами Римского-Корсакова, Шопена, Дебюсси и др. Воображение как властная сила души человека. Устное словесное рисование: «Грэй в лавке, разглядывающий алый шелк». Подбор музыкального сопровождения к финалу феерии. Вера А. Грина в возможность воплощения мечты в действительность; «дух немедленного действия» Грэя и верное, светлое ожидание Ассоль — залог авторской надежды. Итоговая письменная работа на тему: «Сказку или призыв к действию написал А. Грин?» или «Случайна или неизбежна была встреча Ассоль и Грэя?» Теория литературы. Понятие о жанре феерии в литературе. Внеклассное чтение. А. Грин. «Бегущая по волнам»; А. Беляев. «Человек-амфибия». Литературное творчество. Письмо литературного героя.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |