Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомер. «Одиссея» (4 ч) (Обзор с изучением 2 — 3 эпизодов: «Пенелопа», «Возвращение Одиссея», «Цирцея» и др.)




Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Всеобщность человеческих типов и вечность жизненных конфликтов — основа мифа. Море — образ бес­конечного пути человека, остров Итака — образ дома, родины, желанной и недостижимой цели пути. Динамика композиции, смешивающей временные пласты путешествия Одиссея, и величавое спокойствие стиля поэмы. Контраст — излюблен­ный прием поэтики Гомера в композиции и стиле (парадок­сальное сочетание эпитетов: «хитростей царь Одиссей» — «благородный»). Пересказы-анализы, подготовленные группой учащихся: «Женихи Пенелопы и Телемах», «Телемах в поисках отца», «Одиссей уКалипсо», «Одиссей у Навсикаи», «Лотофаги», «Листригоны и циклопы», «Одиссей у Цирцеи и в Аиде», «Сцилла и Харибда», «Быки Гелиоса», «Возвращение Одиссея». Дискуссия: «Самое трудное испы­тание Одиссея» и составление киносценария по одному из эпизодов поэмы. Причины постоянных бед и несчастий Одис­сея. Силы, помогающие ему и губящие или останавливающие странствия героя. Покровительство Афины и гнев Посейдо­на — вмешательство высших природных сил в судьбу чело­века. Противоречивость характера Одиссея: осторожность и хитрость, пытливость, дерзкая воля и подчинение богам и законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость, неустанный поиск и постоянное желание вернуться на родину. «Непрестанная тоска по отчизне» и жажда постигнуть тайны «сладостной жизни», ее бесконечного разнообразия как вы­ражение сущности человека, его природы. Дом и мир — равновеликие полюсы смысла жизни.

Теория литературы. Понятие об эпосе.

Внеклассное чтение. Гомер. Илиада.

Литературное творчество. Сочинения: «Жизнь, пол­ная приключений», «Дороги, которые мы выбираем».

Евангелие от Матфея. «Нагорная проповедь» (1 ч)

Четвероевангелие — жизнеописание Иисуса Христа. Жизнь и смерть Христа. Особое значение «Нагорной пропо­веди» среди других проповедей Христа. «Нагорная пропо­ведь» — нравственное ядро христианской морали; ее совре­менность и актуальность. Групповая работа учащихся: истол­кование отдельных положений и притч «Нагорной проповеди» с выделением общей проблемы: «Актуальна ли для нас про­поведь Иисуса Христа?» Притча как форма нравственной про­поведи. Выбор эпиграфов из «Нагорной проповеди» к уроку внеклассного чтения по рассказу А. Платонова «Юшка».

Внеклассное чтение. А. Платонов. «Юшка».

Литературное творчество. Сочинение проповеди: «Об­ращение к современникам». Сочинение: «Каким поучениям взрослых я верю?»

Владимир Мономах. «Поучение» (1 ч)

Духовный облик Владимира Мономаха — одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси, человека мудрого и самобытного. Гуманизм, патриотическое служение и нравственное самоограничение как основы человеческого и гражданского существования в «Поучении» Владимира Моно­маха. Общность идей Владимира Мономаха с положениями «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и особенности велико­княжеского поучения как обращения к гражданам государства. Особенности построения ораторской речи. Риторические фи­гуры и приемы ораторской речи Иисуса Христа и Владимира Мономаха. Сопоставительный анализ учащимися «Нагорной проповеди» и «Поучения» с нравственной, социально-фило­софской и эстетической точек зрения. Написание литератур­но-творческой работы: «Обращение к современникам» с ис­пользованием риторических фигур.

Теория литературы. Проповедь как литературный жанр.

В. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (4 ч)

Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Любовь как высшая ценность бытия в произведениях Шекспира. Чтение одной из новелл Возрождения: Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных» (XVI век). Размышления о раз­ности стиля и смысла новелл и трагедии Шекспира. Понятие об эпосе и драме. Анализ трагедии, организованный проблем­ным вопросом: «Почему погибли Ромео и Джульетта?» Поиски персонажей трагедии в живописи и скульптуре Возрождения. Феодальная Верона, вражда Монтекки и Капулетти. Тибальд — носитель зла и раздора (личные свойства и традиция). Компания друзей, влюбленных в жизнь: Бенволио, Меркуцио, Ромео. Книжное выражение чувств — отношение Ромео к Ро­залине. Истинная любовь к Джульетте. Природность и поэзия чувств. Выразительное чтение монологов и словесные портреты героев. Ромео и Парис — безукоризненный благородный кра­савец без страсти. Выбор Джульетты. «Здравый смысл» кор­милицы и мудрость Лоренцо: Человек — «шут в руках судьбы» или свободная личность, рвущая традиции рода? Противосто­яние Вероне и связь с близкими людьми, которая побуждает подчиняться не только закону любви (Ромео и Меркуцио, Джульетта и родители). Верность чувств Ромео и Джульетты. Понятие о катарсисе. Победа любви над раздором ценой смер­ти. Примирение враждующих родов как внутренний итог тра­гедии. Шекспировская трагедия в театре и кино (М. Бабанова, постановка А. Эфроса, фильм Ф. Дзефирелли), в музыке (опера Ш. Гуно, увертюра П. Чайковского, балет С. Прокофьева), в изобразительном искусстве (иллюстрации, скульптуры Ро­дена).

Теория литературы. Конфликт в драме. Понятие о трагедии.

Внеклассное чтение. Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злок­лючения и печальная смерть двух влюбленных».

Литературное творчество. Сочинения по портретам эпохи Возрождения: «В ком я узнаю шекспировских героев?» Сочинение: «"Ромео и Джульетта" в музыке Гуно, Чайковского, Прокофьева».

А. Пушкин. (12 ч) «Песнь о вещем Олеге», «19 октября (1825 г.)», «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке».

Слово о Пушкине. История и современность в сознании поэта. Отношение Пушкина к декабристам и власти. Доклады учащихся о друзьях Пушкина.

«Песнь о вещем Олеге» как размышление о причинах смерти и бессмертия человека. Составление киносценария по эпизоду «Прощание Олега с конем». Словесные иллюстрации к эпизодам «Встреча князя с кудесником», «Олег на могиле коня». Стилистический анализ текста с привлечением черно­вых вариантов и сопоставление с летописью.

Композиция и смысл стихотворений «19 октября (1925 г.)», «И. И. Пущину». Рассматривание картины Н. Н. Ге в сопоставлении с поэтическим текстом. Сравнение списка в альбоме Растопчиной с текстом стихотворения «Во глубине сибирских руд...» Картина Мясоедова «Пушкин в салоне 3. Вол­конской».

Творческая история стихотворений «На холмах Грузии...» и «Зимнее утро». Всепобеждающая сила дружбы и любви в лирике Пушкина. Неподвластность человеческого сердца ис­пытаниям судьбы.

Роман «Дубровский». Заочная экскурсия: «Барская усадь­ба» (Михайловское и поместье Юсупова Архангельское). Противостояние человеческих чувств и социальных обстоя­тельств в романе. Дружба «отцов» и любовь «детей». Блестя­щий гвардейский офицер, учитель Дефорж, благородный раз­бойник — роли бедного дворянина Владимира Дубровского. Ссора друзей — Андрея Дубровского и Троекурова. Инсцени­рование эпизодов первой главы романа. Отец и сын. Словесное рисование портретов героев. Пожар в Кистеневке — состав­ление киносценария. Пересказ с изменением лица рассказчи­ка — «Учитель». Составление монтажа для выразительного чтения: «Любовь и бегство». Диспут: «Верейский и Троекуров». История дворянина Островского ичерновой план романа в сопоставлении с его композицией. Попытки учеников развер­нуть в повествование пункты пушкинского плана и дискуссия: «Нуждается ли роман в продолжении?» Народ и дворянство в романе. Сопоставление сюжета исмысла романа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».

«Сказка о золотом петушке» как трагикомическое ос­мысление алогизма жизни. Власть без силы и воли (Дадон), красота без добра (Шемаханская царица), всезнание, лишенное бескорыстия (Звездочет). Чередование мотивов чуда и страха в композиции сказки. Сложность отношения поэта к героям сказки. Привлечение черновых вариантов текста для прояс­нения авторской позиции. Сказка Пушкина и опера Римского-Корсакова, сводящая смысл «Золотого петушка» к сатири­ческому гротеску. Дискуссия в классе на тему: «Какой "добрым молодцам урок" содержит сказка?»

Теория литературы. Понятие о творческой истории произведения.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин: «Медный всадник», «Пиковая дама».

Литературное творчество. Дневник литературного героя.

М. Лермонтов. (5 ч) «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри».

Лермонтов на Кавказе и в Петербурге. Родина и свобода как высшие ценности бытия для Лермонтова. Баллада «Три пальмы». Прямой и символический смысл стихотворения. Щед­рость природы и беспечный эгоизм людей. Жажда цели бытия и трагедия неосуществленности — лирический мотив баллады. Составление киносценария по балладе.

Стихотворение «Тучи». История написания и композиция. Восхищение природой и сожаление о ее бесстрастии. Состав­ление «партитуры чувств» для выразительного чтения стихо­творения. Меняющееся отношение поэта к «тучкам небесным» и характер эпитетов в стихотворении.

Поэма «Мцыри». Намеренная диспропорция композиции: история жизни иисповедь героя о трех днях свободы. Внимание поэта к внутреннему миру личности. Нравственная сила и трагическая судьба Мцыри. Рассматривание и оценка иллюс­траций к поэме, выполненных Л. Пастернаком, И. Тобидзе, Ф. Константиновым, И. Глазуновым и другими художниками. Дерзость побега Мцыри и препятствия на его пути к родине (завораживающий покой природы, уют сакли и красота грузинки, бой с барсом, песнь рыбки — сон усталости). Диспут: «Почему Мцыри не достиг своей цели?»

Теория литературы. Стихотворный размер и ритм. Ком­позиция поэмы.

Внеклассное чтение. К. Паустовский. «Разливы рек»; Ю. Казаков. «Звон брегета».

Литературное творчество. Сочинение типа исповеди.

Н. Гоголь. «Тарас Бульба» (4 ч)

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя «Тарас Бульба». Прослушивание народных песен, перемежающееся выразительным чтением эпизодов по­вести: описание степи, пляска запорожцев, образ пира, опи­сание гибели казаков в бою, финал повести. Повторение све­дений о былине (время и условия появления, образы героев, приемы повествования).

Запорожская Сечь в повести — прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотвер­женности и героизма. Суровые обычаи и разгул вольницы, жес­токие законы Сечи. Размышление над вопросом: «Законы Сечи — проявление жестокости людей или необходимость времени?» Запорожцы в отношении к товарищам и людям другой веры. Патриархальность сознания казачества. Единоверие, патрио­тизм, честь и товарищество — основные идеалы запорожцев. Разработка сценарного плана эпизода «Въезд Тараса с сыновь­ями в Сечь». Сравнение запорожцев в повести Гоголя и на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султа­ну». Анализ эпизода выборов кошевого. Изображение сража­ющихся и гибнущих запорожцев в сопоставлении с описанием поединков героев в народном эпосе.

Тарас и его сыновья. Прошлое Тараса Бульбы, его характер, отношение к семье, требования к сыновьям, жизненные идеалы. Остап и Андрий. Портреты героев. Размышления и наблюдения учащихся: «Почему автор в I — IIIчастях дает только общий портрет братьев, не разделяя их восприятия Сечи и отношения к ним запорожцев?» Сравнительная характеристика братьев: сходство и различие их натур. Прямодушие, суровость, вер­ность товариществу Остапа и жажда подвига и красоты, безум­ная смелость Андрия. Устное словесное рисование: Остап и Андрий в бурсе, в Сечи, в бою. Ответ на вопрос: «Почему Тарас, наблюдая за сыновьями в их первой битве, отдает предпочтение Остапу?»

Образ Андрия. Индивидуальность Андрия, тонкая органи­зация его духовного мира, выделенность из общей массы. Его противопоставление образу Остапа и миру Сечи и единство с этим миром в дерзости поступков и силе страсти. Трагизм индивидуального выбора и обретения человечности. Конфликт между патриархальным и индивидуальным сознанием и его трагическое разрешение в повести Гоголя. Осада Дубно. При­чины, заставившие Андрия пойти в осажденный город. Анали­тическое чтение VI главы повести: Андрий и татарка в костеле, на улицах осажденного города, в доме ковенского воеводы. Составление киносценария: «Андрий в умирающем городе», подбор музыкального сопровождения. Подготовленное чтение по ролям (или прослушивание грамзаписи) сцены встречи Ан­дрия с панночкой. Отношение учащихся к поступкам Андрия.

Три смерти в повести Гоголя. Сопоставление сцены смерти Андрия в двух редакциях повести. Изменение авторского от­ношения к героям. Узнавание по жестам и мимике героев чувств, испытываемых отцом и сыном. Анализ сцены казни Остапа. Дробное и стилистически изысканное описание поль­ской толпы в контрасте с «торжественным и трагическим хоралом», прославляющим гибнущих в муках запорожцев. Муки отца и сына. Ответ на вопрос: «Можно ли смерть Остапа назвать подвигом?»

Смерть Тараса. Прослушивание отрывка «Смерть Тараса» в исполнении Р. Плятта. Обсуждение интерпретации актером гоголевского текста. Последние мысли Тараса перед смертью. Величие Тараса как человека «строя народной вольницы». Изображение его варварской жестокости как «результата ди­кости эпохи» (Г. Гуковский). Анализ иллюстраций к повести Е. Кибрика, Д. Шмаринова, П. Соколова. Идеализация свободы, героизма, битв за отчизну в фольклорно-ориентированной по­вести Гоголя. Смысл последних строк повести. Итоговая пись­менная работа: «Три смерти». Трансформация черт былинности. Выявление смысла соседства повестей в структуре сборника «Миргород».

Теория литературы. Первоначальное понятие о связях и различиях комического и трагического.

Внеклассное чтение. П. Мериме. «Маттео Фальконе».

Литературное творчество. Самостоятельный анализ иллюстраций к повестям Гоголя разных художников. Сочине­ние типа описания: «Запорожская Сечь» и др. Сочинение-рас­суждение с использованием приема антитезы: «Остап и Ан­дрий», «Три смерти».

Л. Толстой. «После бала» (3 ч)

Личность Толстого. Поиски «зеленой палочки». Представ­ление писателя о том, что значит «жить честно». Мучитель­ный путь самоанализа. Рассказ учителя о повести «История одного дня» и творческая работа учащихся на сходную тему. Композиция рассказа «После бала»; сопоставление двух контрастных картин. Цветовое решение сцен. Столкновение двух музыкальных тем: бальной мазурки и «жестокой, не­хорошей музыки» флейты и барабана. «Срывание масок» благопристойности с людей, нарушающих законы добра и справедливости. Попытка создания объективного портрета полковника. Работа с деталью (восприятие героем одних и тех же деталей по-разному, в зависимости от его состояния). Совесть как источник конфликта героя с фальшивой, без­нравственной средой. Страничка «Дневника героя». Мысль Толстого о том, что нет красоты там, где утрачены чело­вечность и истина. Судьба Ивана Васильевича. Сравнение чернового и окончательного вариантов финала. Диспут о том, что определяет человеческую жизнь: натура, среда, воспитание или случай. Ответственность человека за добро и зло, за свою судьбу.

Теория литературы. Композиция эпического произве­дения.

Внеклассное чтение. Л. Толстой. «Отрочество».

Литературное творчество. Сочинения: «Случай, ко­торый изменил мое представление о человеке», «История вче­рашнего дня».

А. Чехов. (4 ч) «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль).

Личность писателя. Осмеяние добровольного рабства чи­новников в рассказе «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Говорящая фамилия героя. Абсурдность и нелепость ситуации, несоизмеримость причины и следствия. Мнимость конфликта, показывающая беспредельность самоуничижения «маленького человека» (сопоставление с рассказом «Толстый и тонкий»). Дискуссия: «Кто виноват в том, что чеховские герои утратили чувство собственного достоинства?» (с при­влечением рассказов «Размазня», «Маска» и др.). «Смерть чиновника» как своеобразная пародия на гоголевскую «Ши­нель». Приемы снижения, превращающие трагедию в фарс. Написание сценария мультфильма по рассказу. Гуманизм Чехова, его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска». Сочинение рассказа Ионы о лошади. Поиск музы­кальных фрагментов, выражающих состояние героя; создание музыкальной партитуры произведения. Образ глухого города. Иллюстрирование рассказа. Жанр водевиля. Заочная экскур­сия в провинциальный театр чеховской поры. Водевили Че­хова. Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба». Необычайная выразительность речевой характеристики героев; речь персонажей — главное средство их разоблачения в во­девиле Чехова. Выражение авторского отношения к героям. Портреты, грим, костюмы, описание манер действующих лиц. Инсценирование отрывков.

Теория литературы. Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях.

Внеклассное чтение. А. Чехов. «Размазня» и другие рассказы.

Литературное творчество. Сочинение рассказа, смеш­ного и грустного одновременно.

А. Грин. «Алые паруса» (3 ч)

Александр Грин — «волшебник из Гель-Гью», заочная эк­скурсия по Старому Крыму и Феодосии. «Страна "Гринландия" и ее жители» — беседа по прочитанным произведениям писа­теля. Жанр феерии в литературе, отражение его особенностей в «Алых парусах» Грина. Лаконизм стиля писателя, яркость, образность и точность деталей. Оригинальность композиции: семь частей — семь нот гаммы, семь цветов радуги; разрывы и временные смещения повествования, ускорение темпа по­вествования от экспозиции к финалу. Своеобразие портретов и пейзажей. Противостояние грубой и пошлой обыденности и человеческого достоинства, верности и любви: анализ эпи­зодов «Смерть Мери», «Лонгрен и жители Каперны». Отно­шение учащихся к поступку Лонгрена, не пожелавшего спасать Меннерса; выявление авторской позиции. Ассоль глазами чи­тателей, капернцев, Эгля и Грэя. Рассуждение учащихся на тему: «Было ли предсказание Эгля опасной шуткой или уга­данной судьбой?» Анализ эпизодов «Ассоль за работой», «Ас­соль в лесу» — душевные качества девушки, позволившие ей одной сохранить веру в свою мечту. Устное словесное рисо­вание: «Ассоль, увидевшая алые паруса»; составление кино­сценария по эпизодам: «Смута в Каперне», «Ассоль бежит к морю», «Ассоль и толпа на берегу». «Живая душа Артура Грэя» — романтический образ капитана в представлении Ар­тура Грэя и автора. Море и музыка в феерии: сравнение власти капитана с властью Орфея, сопоставление морских пейзажей Грина с картинами Айвазовского, Тернера, Куинджи, Волошина, Чюрлениса, с музыкальными картинами Римского-Корсакова, Шопена, Дебюсси и др. Воображение как властная сила души человека. Устное словесное рисование: «Грэй в лавке, разглядывающий алый шелк». Подбор музыкального сопровождения к финалу феерии. Вера А. Грина в возможность воплощения мечты в действительность; «дух немедленного действия» Грэя и верное, светлое ожидание Ассоль — залог авторской надежды. Итоговая письменная работа на тему: «Сказку или призыв к действию написал А. Грин?» или «Слу­чайна или неизбежна была встреча Ассоль и Грэя?»

Теория литературы. Понятие о жанре феерии в ли­тературе.

Внеклассное чтение. А. Грин. «Бегущая по волнам»; А. Беляев. «Человек-амфибия».

Литературное творчество. Письмо литературного героя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.