КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 1. Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории
Хаврошечка Гуси-лебеди Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. — Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка. — Печка, печка, скажи, куда гуси полетели? — Съешь моего ржаного пирожка, — скажу. — О, у моего батюшки пшеничные не едятся! Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблонь. — Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? — Съешь моего лесного яблока, — скажу. — О, у моего батюшки и садовые не едятся! Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега. — Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели? — Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу. — О, у моего батюшки и сливочки не едятся! И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает: — Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели? — Вон туда-то! — указал. Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега. — Речка-матушка, спрячь меня! — Съешь моего киселика! Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь. — Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня! — Съешь мое лесное яблочко! Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка. — Сударыня печка, спрячь меня! — Съешь моего ржаного пирожка! Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели. А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: — Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ: — Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано. Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, интеллектуально-развивающая, практически-рекомендательная (практически-политическая), воспитательная, мировоззренческая. Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука опирается на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяют упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Таким образом, методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания. Основными научными принципами при изучении истории являются: принцип историзма, который рассматривает все исторические факты, явления и события в соответствии с конкретно- исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (каждое историческое явление нужно изучать в его развитии, нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств); принцип объективности – предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему; принцип социального подхода – предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области,политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях,отношениях социальной психологии и традиций; следует соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правящих структур; принцип альтернативности – определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей ивозможностей. Кроме общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования.Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический,классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. История опирается на факты, получаемые из различных источников. Среди всех типов исторических источников первостепенное значение имеют памятники письменности: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Но нельзя представить себе исследования и без материальных источников, или памятников деятельности человека: орудий труда, зданий, предметов быта и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), палеография, геральдика, сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология, генеалогия, хронология, археология и т.д. Научное освещение российской истории начинается в XVIII в., когда знания о прошлом, содержащиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться. Появляется историография, под которой понимают как описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н.М. Карамзин («История государства Российского» в 12 т.), С.М. Соловьев («История России с древнейших времен» в 29 т.), В.О. Ключевский («Курс русскойистории» в 5 т.). Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют: а) религиозный (теологический, провиденциальный) – Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Филолетов; б) естественнонаучный (натуралистический) – Ш. Монтескье, Л.И. Мечников, Т. Мальтус, Л.Н. Гумилев; в) социально-экономический (формационный) – К. Маркс, Ф. Энгельс,В.И. Ленин; г) культурно-исторический (культурно-цивилизационный) – Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс; г) мир-системный анализ – И. Валлерстайн.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |