Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 29.Столыпинские преобразования. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1907-1914гг




3 июня 1907 правительство осуществило государственный переворот и 2 Дума (февраль-июнь 1907) была распущена. Этот день считается последним днем революции 1905-1907. После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия». Внутренняя политика страны была нацелена с одной стороны на подавление антиправительственных выступлений, а с другой на проведение реформ для расширения социальной опоры верховной власти. Второе направление являлось прямым следствием революции. Первое же направление являлось следствием наступившей реакции. В стране опять поднимал голову полицейский произвол. Тюрьмы были переполнены. Казни стали повседневным явлением.

В такой обстановке прошли выборы в 3 Думу. Они были не всеобщими, сословными и проходили в обстановке террора и полицейских преследований. В стране росли проявления национализма и шовинизма. Но все же центральное место в послереволюционной России занимал по-прежнему аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство частично отменить выкупные платежи (ноябрь 1905). С 1907 – полностью. Но этого было мало, крестьяне требовали землю. Правительство было вынуждено вернуться к реализации идеи о частном крестьянском землевладении, высказанной еще в 1902. А так как на ее проведении настоял Министр внутренних дел и председатель Совета министров П.А. Столыпин, то она получила названия Столыпинской. Суть сущностных трансформационных перемен была сформулирована П.А. Столыпиным предельно четко: "Нам нужна Великая Россия". Исходным условием для решения этой стратегической задачи он считал полное и окончательное раскрепощение человека, формирование творчески активной и свободной личности. П.А.Столыпин настойчиво стремился превратить человека из многовекового объекта воздействия в активную и созидающую личность, определяющую своими сознательными действиями содержание и направление российского модернизационного процесса. П.А.Столыпин была разработана широкая правовая база, обеспечивающая гражданские и политические права и свободы личности во всех сферах жизнедеятельности. Одновременно должен был идти процесс складывания новых общественно-политических институтов и структур, уже типичных для современного гражданского общества и правового государства. Огромное значение П.А.Столыпин предавал решению аграрно-крестьянского вопроса. Последовательно отстаивая законное право крестьян на выход из общины, он был убежден, что только таким путем удастся уничтожить "закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и человеческого труда". П.А.Столыпин "увязывал" идею закрепления прав и свобод граждан с утверждением разветвленной системы демократического выборного начала от низовых ячеек (земельное, сельское общество и товарищество, сходы, советы, больничные кассы, профсоюзы, местное самоуправление) и вплоть до высших законодательных структур Государственной думы. Одновременно он считал важным провести масштабную судебную реформу, целью которой должно стать формирование единого правового пространства в масштабах всей России. Реформа предусматривала унификацию законодательства, замену устаревших правовых норм новыми, которые должны адекватно соответствовать совокупности изменений в экономике, социальной сфере, политике, наметившихся в процессе модернизации. Одновременно С. были разработаны и предложены меры о гражданской и уголовной ответственности должностных лиц, нарушавших законные права и свободу граждан. П.А.Столыпиным предложены меры, направленные и на обеспечение экономических прав и свобод личности. Стратегия его заключалась в том, чтобы в кратчайшие исторические сроки сформировать в России средний класс, который бы стал фундаментом гражданского общества и правового государства. По-мнению П.А.Столыпина в аграрно-крестьянской стране основным источником формирования и наполнения среднего класса могло быть прежде всего крестьянство. В логической связи с экономическими реформами П.А.Столыпиным были обоснованы и разработаны законопроекты в области обеспечения социальных прав и гарантий рабочих и служащих. В них содержались меры, направленные на оказание материальной помощи неспособным к труду путем страхования случаев болезни, увечий, инвалидности, старости, а так же на организацию врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин. Инновационной для того времени была идея С. об "охранении жизни и здоровья подрастающего рабочего поколения". Значительная часть столыпинских законопроектов была направлена на улучшение труда и быта различных категорий служащих (торговых, железнодорожных, почтовых, телеграфных), ремесленников, учителей начальной и средней школы, преподавателей высшей школы, членов-корреспондентов, академиков, чиновников различных рангов. Фактически все категории населения России получали реальную возможность пользования дешевым кредитом для улучшения своих жизненных условий, повышения своего образовательного ценза, культурного и профессионального статуса. П.А.Столыпин планировал создать совместно с местным земским и городским самоуправлением единую и общедоступную сеть, включающую всеобщее начальное, среднее и высшее образование. Одновременно он намечал создание широкой сети разного типа профессиональных учебных заведений, дающих необходимый минимум общего образования, воскресных и вечерних школ, училищ, курсов для взрослых и подростков. Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. (увеличение дохода практически в 2 раза) Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36.4% общего мирового экспорта. Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики. Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало. Какие уроки можем мы извлечь из опыта столыпинской реформы? Во-первых, Столыпин начал свои реформы с большим опозданием (не в 1861 году, а только в 1906). Во-вторых, переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно - командной системы возможен, прежде всего, на основе активной деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Примером этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой и размахом переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на энергичную работу. При этом "локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм". Так действовали министерство финансов, Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные институты. В-третьих, там, где господствовали административные принципы управления экономикой и уравнительные способы распределения, всегда будет существовать сильная оппозиция преобразованиям. Следовательно, необходимо иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных слоев населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.