Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательное чтение первоисточников




Обязательное чтение первоисточников

· Антология мировой философии. Т.1. Ч.1 С.83-85; 117-119. (индийская философия); 182-183; 182-186 (Лао-цзы)

Вопросы для обсуждения

1. Прочитайте отрывок, характеризующий основы древнеиндийской философии. Укажите главные вопросы, заключенные в нем.

2. Прочитайте отрывок из китайской философии. Поясните основы даосизма.

 

Дополнительная литература

1. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999.

  1. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, 2000.
  2. Мень А. История религий: В 2 кн. Кн. 1: В поисках пути, истины и жизни. – М.: Изд. дом «Форум», 1997.
  3. Эррикер К. Буддизм. – М.: Гранд, 2001.

Тема 5. Античная философия (2 часа)

Цель данного семинара – ознакомить студентов с основными проблемами, впервые поставленные древнегреческими философами.

 

1. Античная философия: общая характеристика.

2. Историческое противостояние платонизма и аристотелизма: кто прав?

3. Этическая дискуссия эпикурейцев и стоиков: кто прав?

 

Раскрывая первый вопрос, следует выделить специфические черты античной философии, выяснить ее базовые отличия от предшествующих форм философствования (в первую очередь, от философии Древнего Востока), подискутировать на тему «в чем подлинное значение греческой философии, и каковы могут быть для нас ее уроки?»

В рамках второго вопроса нужно осветить основные положения платоновской и аристотелевской философии в аспекте сравнения друг с другом; попытаться высветить сходства и различия платоновского и аристотелевского эйдосов (соответственно, идеи и «формы»), а также концептуализации Платоном и Аристотелем наиболее высоких онтологических понятий (соответственно, Блага и Бога-перводвигателя). Нужно найти собственные примеры применения платоновских и аристотелевских положений, и на этой базе попытаться дать самостоятельную оценку их философии.

При освещении третьего вопроса следует раскрыть историческую ситуацию появления эпикурейского и стоического учений, их основные положения, а также дискуссионные друг с другом моменты. Осмыслив суть этих учений, и сравнив их положения со своей жизненной позицией, нужно попытаться выяснить, кто, на ваш взгляд, ближе к Истине – стоики или эпикурейцы?

· Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С. 492-519.

Вопросы для обсуждения:

Какие качества человека должны соответствовать идеалу стоиков?

Что означает счастье, в понимании стоиков и эпикурейцев?

Что есть благо? Тождественно ли оно понятию счастья?

Как следует относиться к удовольствиям и наслаждениям? Что они представляют собою в моральном смысле? Есть ли различие в понимании этих состояний в этике стоиков и этике эпикурейцев?

Дополнительная литература

1. Адо П. Что такое античная философия? – М.: Изд-во гуманитар. лит-ры, 1999.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2001.

3. Греческая философия. Т. 1-2 / ред. М. Канто-Спербер. – М.: «ГЛК» Ю.А. Шичалина, 2006-2008.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: Изд-во «АСТ», 2000 (глава «Онтологическая эстетика Аристотеля»).

5. Степанова А.С. Философия Древней Стои. – Спб.: Алетейя, 1995.

6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 2001.

Тема 6. Философия Средневековья (2 часа)

Цель данного семинара – исследовать постановку проблемы бытия в средневековой философии и способы ее решения через историю и антропологию.

1. Причины перехода философии от рациональности к мистике.

2. Принцип теоцентризма.

3. Моральная и социальная проблематика в философии Средневековья.

4. Рациональная телеология Ф.Аквинского: вера и истина, проблема двойственной истины.

 

В первом вопросе следует акцентировать внимание на общих характеристиках переходного периода от Античности к Средневековью. Расскажите о роли христианства и падении языческой культуры, а также о тех внутренних причинах разрушения Римской империи, которые привели к ее крушению: социально-экономическая ситуация, разложение нравов, переход языческих религий к мистике. В этой связи рассмотрите тезис римского философа Тертуллиана «Верую – потому что это нелепо». Какой смысл вкладывает он в это высказывание? Какую роль отводили греческие и римские языческие философы разуму и логике, и как к этому вопросу относится христианство? На каких основаниях должны строиться рассуждения человека в вопросах бытия по мнению раннего христианства?

Во втором вопросе рассмотрите этапы развития философии и объясните, в чем их отличие. Раскройте содержание понятий «апологетика» и «патристика». Объясните, почему апологетики отрицательно относились к основным принципам античной философии. Объясните, как возник принцип теоцентризма в ранней средневековой философии. Чем они отличаются? Ответьте на вопрос, почему в рамках новой философии складывается теология. Разъясните сущность термина «теология».

Для рассмотрения третьего вопроса обратитесь к работе А. Блаженного «Исповедь»и П.Абеляра «Диалог между философом, иудеем и христианином». Обсудите вопрос о свободном волеизъявлении индивида и божественном провидении. Выявите содержание теодицеи. Подумайте над вопросом: возможно ли существование добра без зла и наоборот? В чем заключается диалектика этих понятий?

Обратите внимание на социальные вопросы, предлагаемые в изложении Августина.

В четвертом вопросе охарактеризуйте основные методы схоластического обучения. Сформулируйте определение «схоластики» как метода философствования. Объясните, чем был вызван интерес к античной философии в период схоластики. Объясните происхождение терминов «номинализм» и «реализм» и их значение. Как рассматривается проблема бытия с точки зрения номиналистов и реалистов? Сформулируйте определение термина «телеология». Поразмышляйте над вопросом, чем отличается деятельность человека и существование природы? Можно ли применять в отношении природы принцип целесообразности ее существования?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.