КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы рубрикации текста
ВВЕДЕНИЕ Дается с небольшими сокращениями. Философии (мифопоэтический аспект)». Дипломной работе на тему: «Специфика ионийской Образец оглавления, введения и заключения к ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.............................................. 3 ГЛАВА I. КРИЗИС МИФА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ 1.1. Греческий миф как генетический источник философии........................ 11 1.2............................................................. Переход от мифа к предфилософии 19 ГЛАВА И. МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАННЕФИЛОСОФСКОМ МЫШЛЕНИИ 29 2.1.От Хаоса к Космосу.......................... 29 2.2.Идеал мудреца у досократиков........ 40 Заключение........................................... 50 Список литературы............................. 54 Проблема происхождения философии, отделения ее от мифа и религии и превращения в самостоятельную сферу духовной жизни стоит в ряду важнейших историко-философских проблем. Имея дело с античностью, мы сталкиваемся с феноменом внезапного расцвета культуры, настолько высокого, что соотнесение его с древностью породившей его эпохи представляет трудность для современного сознания. Одним из проявлений «греческого чуда» было возникновение в раннеклассическую эпоху первых философских школ, с которых начинается европейская философская традиция. Возникновение раннегреческой философии может показаться внезапным и необъяснимым. Однако эта внезапность кажущаяся. В действительности возникновение философии было процессом постепенного, продолжавшегося на протяжении веков, перехода от синкретически-чувственного мировоззрения эпохи господства мифологии к рациональному философствованию. Этот переход включает в себя стадию предфилософии, которая является опосредующим звеном, связывающим философию и миф. Проблема генезиса философии и отношения раннегреческой философии к дофилософскому сознанию была и остается актуальной. Ее актуальность в профессиональном плане объясняется тесной связью этих вопросов с проблемой специфики философии. Один из путей к пониманию природы философского знания лежит через возвращение к его истокам. В существующей литературе по проблеме представлены разнообразные, часто противоположные взгляды на отношение философии и мифа. Это разнообразие объясняется различиями в понимании природы философии. Как отмечает Ф. X. Кессиди, все дело в том, считают ли раннегреческую философию принципиально новым взглядом на мир или видят в ней лишь рациональное переосмысление предшествовавших ей религиозно-мифологических представлений. Очевидно, что первый подход связан с пониманием философского мышления как рационально-научного, второй — со сближением философии с религиозно-мифологическим мировоззрением по содержанию. Те исследователи, которые склонны видеть в религиозно-мифологическом мировоззрении нечто низшее, обычно считают, что философия возникает из зачатков научных знаний в противовес религиозно-мифологической вере и в борьбе с ней. Те исследователи," которые видят общность содержания религиозно-мифологического мировоззрения и философии, объясняют происхождение последней как переход к рациональному осмыслению религиозно-мифологических образов, восходящих к глубокой древности. Эти два крайних подхода образуют два полюса возможных решений проблемы, но многообразие представленных в литературе точек зрения гораздо шире. Многообразие подходов и обилие точек зрения — следствие того интереса, который всегда вызывала проблема происхождения философии. Эта проблема всесторонне и много исследовалась в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить работы Дж. Томсона, Ф. Корнфорда, Д. Бернета, В. Нестле, Б. Снелза. На проблемах раннегреческой философии останавливались в своих историко-философских исследованиях Б. Рассел, Э. Целлер, В. Виндельбанд, С.Н. Трубецкой. Современная отечественная литература по проблеме не столь разнообразна. Различные аспекты мифологического мировоззрения, предфилософии и ранней философии затрагиваются в монографических исследованиях по истории науки (П.П. Гайденко, И. Д. Рожанский), в работах по истории античной философии в целом (А.С. Богомолов, В.Ф. Асмус). Специальное рассмотрение проблемы перехода от мифа к философии и связанных с ним особенностей раннегреческой философии в отечественной литературе дается Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосевым, А.Н. Чанышевым. Ф.Х. Кессиди в своей монографии «От мифа к логосу» предпринял попытку обобщения, систематизации и критической оценки точек зрения различных авторов. Большой вклад в изучение проблемы сделал А.Ф. Лосев, рассмотревший ее различные аспекты в рамках «Истории античной эстетики» и в ряде других работ. Специфика проблемы такова, что одного только философского исследования здесь недостаточно. Необходимо сочетание усилий философов и специалистов в области классической филологии. Само по себе философское исследование необходимо должно быть дополнено филологическим анализом текстов. Это тем более важно, что многое из того материала по раннегреческой философии, которым мы располагаем, дошло до нас в изложении более поздних античных авторов, и они наложили свои отпечаток на передаваемые ими сведения. Отсюда следует необходимость освобождения от позднейших наслоений и интерпретаций. Поэтому наряду с советскими философами, занимавшимися этими проблемами, необходимо отметить и ряд филологов-классиков, таких, как А.В. Лебедев, В.Н. Топоров, исследовавших тексты досократиков не только в разрезе своей специальности, но и с выходом на философский уровень, предложивших свои способы понимания фрагментов. Филологическое и философское рассмотрение темы сочетаются у А.Ф. Лосева, что и обеспечивает фундаментальность его исследований. Нужно отметить, что существует определенная диспропорция между количеством работ по данной проблеме за рубежом и в нашей стране. В современной отечественной философской литературе проблема освещена недостаточно полно. Однако без всестороннего рассмотрения ее наши представления об античной философии в целом не могут быть адекватными. Генезис рационального мышления у древних греков — это начало европейского научно-теоретического мышления, и античная философия остается до сих пор школой мысли. Поэтому и сейчас по-прежнему актуально обращение к античности, в частности, к истокам греческого мышления. Если интеллектуальная свобода, формирование способности критического мышления были необходимым условием возникновения раннегреческой философии и рационалистичность отличает ее от предфилософского мифа, то в сравнении с позднейшими ступенями развития философии мировоззрение и стиль мышления первых философов отличаются интуитивностью, чувственной наглядностью. Непосредственно-чувственное мировоззрение досократиков несет на себе печать окружавшей их действительности. На образе их мышления сказалась замкнутость, обозримость античного полиса, непосредственный характер его политической жизни. «Отсюда — и тот интуитивный характер всей классики, который так ярко противостоит рефлективности последующей эллинистической эпохи и так резко отличается от спекулятивного характера позднего эллинизма». Одной из методологических ошибок, возникших при изучении раннегреческой философии, является вульгарный социологизм, проявившийся во взглядах Дж. Томсона. В изображении Томсона философия предстает как проекция на духовную сферу возникших в древнегреческом обществе товарно-денежных отношений. Например, категория субстанции объясняется им как проекция меновой формы стоимости. В действительности философия не может быть сведена к социально-экономическим отношениям, которые всего лишь накладывают относительный отпечаток на некоторые ее черты. Адекватное понимание раннегреческой философии возможно лишь при подходе к ней как к самостоятельному и самоценному явлению. Важным методологическим принципом в анализе данной проблемы является принцип историзма. Раннегреческая философия и мифология отделены от нас множеством веков, они основаны на совершенно ином, чем современное, мировосприятии. Чтобы достигнуть адекватного понимания, необходимо исключить произвольные и тенденциозные интерпретации фрагментов, не допускать «вчитывания» в высказывания древних философов собственных взглядов. По этой же причине необходимо, обращаясь к высказываниям досократиков в передаче позднейших античных авторов, стремиться к отделению подлинного смысла фрагментов от привнесенных в процессе пересказа наслоений. Только так может быть обеспечена научность и достоверность исследования. В этом смысле не совсем обычной представляется позиция М. Хайдеггера. Хайдеггер подходит к текстам досократиков не как историк философии, а как философ-интерпретатор. Он обращается к досократикам, исходя из потребностей собственного учения, видя в них идеал истинной, полноценной онтологии, основанной на нераздельности субъекта и объекта мышления. Хайдеггер противопоставляет образу современного европейского философа-рационалиста, «гносеолога», идеализированный образ древнего мудреца-поэта, «онтолога». С точки зрения рационалистической методологии хайдеггеровская интерпретация досократиков неприемлема, поскольку первая исходит из представления о едином и непрерывном процессе развития мышления, о преимущественно рациональном характере философского знания. Однако некоторые моменты интерпретации Хайдеггером досократиков могут помочь в выяснении связи мышления первых философов с мифопоэтической традицией. Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения отношения раннегреческой философии и мифопоэтической традиции. Поскольку в литературе нет единой точки зрения на взаимосвязь философии и мифа, то было бы целесообразно остановиться вначале на различных пониманиях этого вопроса и на основных чертах мифологического мировоззрения. Вслед за этим можно будет остановиться на характеристике предфилософского мышления у Гомера и Гесиода. Это составляет содержание первой главы работы. Вторая глава посвящена связи некоторых особенностей мышления и стиля высказываний досократиков с мифопоэтическим видением мира. Работа не претендует на полный охват темы, ввиду того, что для этого потребовалось бы изучение в широком объеме современной зарубежной литературы, что сделать в студенческой работе невозможно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Специфика ионийской философии определяется ее двойственной природой, промежуточным положением, которое она занимает в истории. Греческий предфилософскии миф является ее генетическим источником. Но она связана с мифом не только генетически, но и содержательно, поскольку использует смыслообразы, сформировавшиеся в рамках мифологического мировоззрения. Связь раннегреческой философии с мифом проявилась в следующем: 1. Ионийская философия, как и предфилософскии миф, имеет в своей основе представление о мире как о замкнутом и ограниченном, упорядоченном и оформленном целом. Космосу противостоит Хаос как нечто бесформенное и бескачественное. Противоположность Космоса и Хаоса — основная установка мировоззрения ионийцев, имеющая корни в предфилософском мифе. Теокосмогония Гесиода и ионийская философия имеют общую центральную проблему: как возник и чем поддерживается космический порядок, какова природа космической гармонии. Но если Гесиод источник и гарантию миропорядка видит в существовании олимпийских антропоморфных богов, то ионийские философы отказываются от антропоморфизма как основы мировоззрения, и на первый план у них выходит абстрактная идея космической необходимости — Дике, логос, — которая восходит к мифологическому представлению о судьбе. Эта идея выступает как принцип космической гармонии. 2. Мировоззрение ионийцев, как и мифологическое сознание, характеризуется субъектно-объектным синкретизмом, единством идеального и чувственного, всеобщей одушевленностью. 3. Мировоззрение ионийцев представляло собой синтез мифопоэтического видения мира и зачатков 4. Ионийцам было присуще представление о мудрости как о пророческом, эзотерическом знании. Гераклит связывает мудрость со способностью внерационального, интуитивного постижения принципа Несмотря на все сказанное, мышление ионийцев представляет собой принципиально новую ступень развития в сравнении с предфилософским мифом. Новое качество мировоззрения ионийцев определяется изменением исторической действительности. Становление социально дифференцированного общества повлекло за собой развитие индивидуального интеллекта, и это дало возможность формирования рационального подхода к миру. Мифологическому сознанию чуждо причинно-следственное объяснение. У ионийцев появляются попытки такого объяснения. Мировоззрение ионийцев антиантропоморфично. Критика антропоморфизма была обусловлена тенденцией к установлению в мире естественных связей. Рациональное переосмысление традиционного мировоззрения привело ионийцев к пониманию всеобщности становления. Начало становления они связывали с материальной стихией, архэ. Архэ ионийцев вряд ли можно понимать как онтологический принцип. Онтология появляется тогда, когда формулируется принцип, лежащий в основе чувственного бытия, но ему не тождественный. Таким принципом в ионийской философии могла стать только идея космической необходимости, лежащая в основе устройства мира, в основе процесса всеобщего становления. Эта идея связана с мифологическими представлениями о судьбе и является одним из основных моментов мировоззрения ионийцев. Сущность Логоса как космического принципа заключается в том, что это принцип всеобщего единства и связи, который реализуется несмотря на борьбу противоположных начал и через нее. По мысли Гераклита, философствование есть осознание этого принципа всеобщего единства и согласие с ним, принятие его как руководящего начала. Тем не менее у ионийцев космический принцип не выделен из чувственного мира, не противостоит ему, как чистое бытие элеатов, а един с космосом и составляет имманентную ему закономерность. Этот принцип имеет материальное тело (огонь у Гераклита), он одухотворяет Космос. Поэтому можно охарактеризовать специфику философии ионийцев таким образом: это чувственно-наглядное, основанное на синтезе рационального мышления и мифопоэтических представлений мировоззрение. Его можно расценивать как философию благодаря тому, что в нем сочетаются зачатки рационального рассмотрения с представлением о существовании вечного имманентного природе принципа космического устройства. Всестороннее изучение философии досократиков — задача, которая далеко еще не выполнена в отечественной литературе. Необходима большая интеграция усилий философов и филологов, обобщение всего ценного, что содержится в многочисленных интерпретациях и гипотезах. Необходимо углубленное исследование проблемы связи философии с мифопоэтическим мышлением. Все это говорит о том, что изучение досократиков вовсе не является тупиковой ветвью историко-философской науки. Мышление досократиков и в частности ионийская философия нуждаются в дальнейшем изучении. Под рубрикацией текста понимается его членение на логически самостоятельные составные части. Поскольку научная работа представляет собой подчиненное единой цели сочинение, ее рубрикация тоже должна служить оптимальному раскрытию темы. Мы уже рассказывали о соотношении структурных элементов текста — введения, основной части и заключения. Выделение этих элементов составляет существенный момент рубрикации. Если введение и заключение обычно бывают цельными, то основная часть, в свою очередь, подвергается более дробной рубрикации на главы и параграфы. Она осуществляется посредством нумерации и заголовков. Заголовки глав и параграфов выполняют очень важную роль. Они задают общую перспективу изложения на данном отрезке текста. При рецензировании студенческой работы правильности членения на главы и параграфы и выбора их названий придается большое значение. Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста. При этом необходимо, чтобы каждая глава по содержанию представляла собой как бы сумму смысловых содержаний своих параграфов. Если название главы предполагает более широкое содержание, чем вся совокупность ее параграфов, то что-то в заявленной теме остается упущенным, нераскрытым. Если же содержание параграфов в сумме оказывается богаче, чем предполагало название главы, это означает, что глава содержит лишние, выходящие за пределы ее плана параграфы. Названия глав и параграфов не следует делать ни слишком многословными, длинными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки, занимающие несколько строк, выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Тем более, что названия глав и параграфов набираются более крупными буквами и размещаются посередине страницы. Слишком короткие названия, особенно состоящие из одного слова, нехороши тем, что теряют всякую конкретность и воспринимаются как предельно общие. Поэтому они в любом случае оказываются по смыслу шире соответствующего им содержания. В заголовок не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры, формулы. Рубрикация текста на уровне глав и параграфов выражается также в их нумерации. Система нумерации может быть различной. Более традиционным является цифровое обозначение порядковых номеров глав и параграфов с использованием различных типов знаков: прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. Такая система нумерации имеет нисходящий характер. В студенческих работах обычно пользуются только римскими и арабскими цифрами: номера глав обозначают римскими цифрами, а номера параграфов — арабскими. Если есть необходимость в более дробной нумерации внутри параграфов, ставятся мелкие арабские цифры в сопровождении скобки: 1), 2), или строчные буквы русского алфавита со скобкой: а), б), в) и т. д. Порядковые номера частей — самой крупной единицы рубрикации — обозначаются словами: часть первая, часть вторая. Разделы нумеруются прописными буквами, например раздел А. Более современная, отчасти вытеснившая уже традиционную, система нумерации совсем не включает буквенные обозначения. Все структурные единицы нумеруются арабскими цифрами, причем номера наиболее крупных частей состоят из одной цифры, номера второй ступени деления — из двух цифр, номера третьей ступени — из трех и т. д. Например, 2.3.1. — это номер первого параграфа третьей главы второго раздела. Такая нумерация дает возможность упразднить слова «глава», «параграф», «раздел» и т. п. Помимо выделения частей текста, имеющих названия и номера, существует и более дробная рубрикация без использования номеров и названий. Это деление текста на абзацы, то есть периодическое логически обусловленное отделение фрагментов написанного друг от друга отступом вправо в начале первой строки фрагмента. Абзацы позволяют сделать излагаемые мысли более рельефными, облегчают восприятие текста при чтении и его осмысление. Желательно, чтобы объем абзацев был средним. Редкость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная частота мешает читателю сосредоточиться на мысли автора. Частые абзацы более характерны для художественных и особенно публицистических произведений, где автор с их помощью передает эмоциональные нюансы и добивается психологического воздействия на читателя. Научный текст, как мы уже говорили, стремится к безличности и спокойной констатации фактов. Его содержание бывает достаточно сложным и требует вдумчивого чтения, поэтому слишком частые отступы здесь не к месту и только создают впечатление скачущей мысли. Между абзацами непременно должна существовать логическая связь, объединяющая их в цельное повествование. Для того чтобы сделать эту связь более явной, необходимо усиливать рубрикацию использованием специальных вводных слов и оборотов в начале первого предложения абзаца. Такие слова и обороты дают возможность подчеркнуть, как именно связаны предыдущий и последующий абзац: является ли последующий выводом из предыдущего, или обобщением нескольких предыдущих абзацев, или возражением на содержащиеся в них аргументы. (Подробнее об использовании с этой целью вводных слов и оборотов см. следующую главу.)
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛИСТИКЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА Вы пишете квалификационную работу. Это означает, что по качеству написанного текста оценивающие инстанции будут судить об уровне вашей профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому очень важно не только то, как вы раскроете тему, какие используете источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания. Богатый и точный язык, грамотность, культура стиля могут придать выигрышные черты даже посредственной в содержательном отношении или описательной по характеру работе. Прежде всего нужно иметь в виду, что студенческая письменная работа относится к строго определенному жанру: это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам — так называемым правилам академического этикета — и сложившейся в ученом сообществе традиции публично излагать свои мысли с опорой на привлекаемые для их обоснования концепции. Эти неписаные правила и традиции направлены на то, чтобы обеспечить взаимно уважительный тон научной полемики, соблюдение авторских прав, корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых искажений, искусственных натяжек и фальсификаций. Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель — обосновать и доказать ряд теоретических положений.. Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, недаром цель и задачи четко прописываются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, художественные красоты, пустопорожняя риторика. Отсюда не следует, что научный текст должен быть сухим и неэстетичным. Просто эстетика научного изложения иная, чем эстетика художественного произведения. Научный текст красив, когда он максимально точен и лаконичен (не зря говорят, что краткость — сестра таланта), его изящество — не художественной, а интеллектуальной природы (это изящество аргументации, доказательств). И используемые в нем средства выражения прежде всего должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Ключевые слова научного текста — это не просто слова, а понятия. Когда вы пишете, пользуетесь понятийным аппаратом, то есть установленной системой терминов, значение и смысл которых должен быть для вас не расплывчатым, а четким и ясным. Необходимо следить затем, чтобы значение используемых терминов соответствовало принятому в данной дисциплине употреблению. Нередки случаи, когда одно и то же слово используется в качестве термина в нескольких смежных научных дисциплинах, и при этом в него вкладываются отличающиеся друг от друга значения. Например, слово «личность» представляет собой термин психологии и одновременно социологии, причем его смысловые границы в психологии и социологии различны. Поэтому возможны случаи искажений смысла работы из-за того, что используемый термин наделяется значением, которое в него вкладывается другой дисциплиной. Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано. Обороты типа «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения. Научная речь имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающие ее от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, исследование, рассмотрение, подтверждение и т. п. Особенностью использования глагольных форм является превалирующее обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел. Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось в начале. Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств — например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа — «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа — «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей — научная школа, направление, единомышленники. Это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требованиям академического этикета: автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его как бы достоянием всего ученого сообщества. Тем не менее текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста. Смысловая точность и ясность изложения достигается вдумчивым использованием слов и терминов. Не стоит без необходимости вводить в текст слова иностранного происхождения, когда можно обойтись их русскими синонимами. Иногда недобросовестные авторы студенческих работ, стремясь замаскировать бедность мыслей или недостаточную компетентность, придать тексту наукообразие, стараются специально сделать его как можно более непонятным, вводя в него без надобности иностранные слова, запутанные синтаксические конструкции, канцеляризмы. Все это только ухудшает впечатление от работы. Нужно по возможности избавляться и от оборотов и выражений, имеющих слишком неопределенный в контексте вашей работы смысл. Например, часто бывает, что за туманными словами «вполне очевидно» скрывается просто неумение автора внятно аргументировать то, что кажется ему столь «очевидным». Иногда неопределенность тексту придает непродуманный порядок слов в предложении или словосочетании. В предложении «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» нет ошибки, но из него совершенно непонятно, кто кого обслуживает — автоматы людей или наоборот. Чтобы в вашем тексте не возникали подобные несуразности, старайтесь вдумчиво перечитывать несколько раз каждое предложение. В тексте не должно быть многословия, смыслового дублирования, тавтологий. Его не стоит загромождать витиеватыми канцелярскими оборотами, ненужными, паразитарными по своей природе повторами. Никогда не употребляйте слов и терминов, точное значение которых вам неизвестно.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |