КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выявление проблемной ситуации
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
После того как пациент обнаружил свои первичные автоматические мысли терапевт продолжает задавать вопросы. Т: Значит, когда вы получили результаты контрольной работы, вы подумали: "Я могла бы написать ее лучше. Мне надо было лучше подготовиться" О чем еще вы думали? П: Я написала работу хуже всех. Т: И что? П: Я подумала: "Мне не место здесь. Я полное ничтожество". Терапевт должен учитывать, что у пациента могут быть другие автоматические мысли, которые касаются не собственно ситуации, а его реакции на нее. Пациент может негативно воспринимать свои собственные эмоции, поведение или физиологические реакции. Т: Значит, у вас была мысль: "Я могу оказаться в неловком положении", и вы почувствовали тревогу. Что произошло потом? П: Мое сердце забилось очень быстро, и я подумала: "Что со мной происходит?" Т: И вы почувствовали... П: Еще более сильную тревогу. Т: И потом? П: Я подумала: "Моя жизнь никогда не наладится". Т: И вы почувствовали... П: Тоску и безнадежность.
Обратите внимание, что вначале пациентка выявила автоматические мысли по поводу конкретной ситуации (выполнения какого-то задания). Затем у неё появились мысли о её тревоге и физиологической реакции (ускоренном сердцебиении). Во многих случаях эти вторичные эмоциональные реакции могут быть довольно травмирующими и в значительной мере ухудшить состояние пациента. Чтобы работа оказалась максимально эффективной, важно определить, в какой точке пациент испытывал самый глубокий дистресс (до, во время или после конкретного случая), а также каковы были его автоматические мысли в тот момент. Болезненные автоматические мысли могли появиться у пациента в предчувствии ситуации ("Что если она начнет на меня кричать?"), во время ситуации ("Она думает, что я дурак") и/или позднее, в ходе размышлений над тем, что произошло ("Я ничего не могу сделать толком; не следует даже пытаться").
112 Глава 6
Не всегда просто распознать автоматические мысли, связанные с определенной эмоцией. Но иногда пациент испытывает трудности в выявлении собственно ситуации или темы, которая причиняет ему наибольшее беспокойство (или же части ситуации, которая огорчает сильнее всего). Когда происходит подобное, перед терапевтом встает новая задача - помочь пациенту выявить собственно проблемную ситуацию. Методика заключается в том, что терапевт предлагает пациенту мысленно исключить из перечня проблем одну и определяет, улучшилось ли его состояние. Когда ясна конкретная ситуация, гораздо проще выявить связанные с ней автоматические мысли. Т: (Подводит итог.) Значит, в последние дни вы были очень расстроены, но не знаете, почему, и не можете выявить свои автоматические мысли - вы просто расстроены и подавлены большую часть суток. Это так? П: Да. Я не знаю, что со мной происходит. Т: О чем вы думали все это время? П: Ну, об учебе... и о том, что я не могу поладить с соседкой по комнате. И о том, что я снова пыталась дозвониться маме, но у меня не получилось... и... я не знаю... Обо всем. Т: Итак, существуют проблемы с учебой, с соседкой по комнате и с попытками дозвониться маме. Что-нибудь еще? П: Да. Я плохо себя чувствую. И я боюсь, что могу заболеть и не закончить курсовую работу. Т: Какая из этих проблем причиняет вам больше всего беспокойства - учеба, отношения с соседкой по комнате, попытки дозвониться маме или плохое самочувствие? П: О, я не знаю. Это все так ужасно. Т: Запишите, пожалуйста, все эти проблемы. Теперь давайте представим, что мы можем полностью исключить проблему плохого самочувствия. Предположим, что вы сейчас в отличной физической форме. Насколько сильно вы теперь тревожитесь? П: Почти так же. Т: Хорошо. А теперь представьте, что вам удалось дозвониться маме, скажем, как раз после нашей сессии. Вы поговорили с ней, у нее все хорошо. Как вы себя чувствуете теперь? П: Немного лучше. Совсем немного.
Выявление автоматических мыслей 113
Т: Хорошо. Теперь давайте предположим, что проблема с учебой... Кстати, что это за проблема? П: К следующей неделе я должна закончить курсовую работу. Т: Давайте предположим, что вы вовремя сдали работу и уверены, что написали ее хорошо. Как вы себя чувствуете теперь? П: Это было бы большим облегчением - если бы я сдала эту работу и была уверена, что хорошо написала ее. Т: Похоже, проблема с написанием курсовой работы причиняет вам наибольшее беспокойство. П: Наверное, да. Т: А теперь, просто, чтобы быть уверенными... Если вам все еще будет необходимо закончить курсовую работу, но разрешится проблема с соседкой но комнате, как вы будете себя чувствовать? П: Не очень хорошо. Думаю, что больше всего меня волнует моя курсовая работа. Т: Сейчас мы рассмотрим эту проблему подробнее, но прежде я хочу, чтобы вы кратко повторили, как нам удалось вычислить самую травмирующую проблему, чтобы в будущем вы могли выполнять это самостоятельно. П: Сначала мы составили перечень проблем, которые волнуют меня, и по очереди исключали их. Т: И вы смогли понять, решение какой из них принесет вам наибольшее облегчение. П: Да. (Затем терапевт и пациентка рассматривают проблему, связанную с написанием курсовой работы; они выявляют автоматические мысли, формируют адаптивные ответы на них и решают эту проблему.) Эта же методика позволяет определить, какая часть значительной проблемы наиболее болезненна для пациента. Т: Значит, вас очень беспокоят проблемы в отношениях с соседкой по комнате. А что именно? П: О, я не знаю. Все. Т: Можно подробнее? П: Она берет мою еду, но никогда не возвращает. Вряд ли она это делает специально, но это раздражает меня. А еще у нее есть друг, и всякий раз, рассказывая о нем, она не забывает напомнить мне, что я до сих пор не встречаюсь ни с кем из парней. А еще она неаккуратна, повсюду разбрасывает свои вещи и мусор... Она невнимательна. Она все время забывает оставить мне записки, и вообще она все забывает.
114 Глава 6
Т: Что-нибудь еще? П: Это основное. Т: Теперь мы выполним уже знакомое вам задание. Сейчас я повторю все сказанное вами, а попробуете определить, что волнует вас больше всего. Если не сможете, мы будем исключать эти проблемы по очереди, чтобы выяснить, какая из них больше всего влияет на ваше самочувствие. Хорошо?
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |