КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глубинные убеждения
Самораскрытие Применяя в подходящий момент технику самораскрытия, терапевт помогает пациентам посмотреть на собственные проблемы и убеждения под иным углом. Самораскрытие, конечно же, должно быть искренним. Т: Знаете, Салли, когда я учился в колледже, мне тоже было сложно обращаться к преподавателям за помощью. Я думал, как и вы, что покажу свое невежество. И, признаться, когда я делал над собой усилие и решался на этот "подвиг", результаты бывали неоднозначными. Иногда преподаватели охотно соглашались помочь. Но несколько раз со мной обошлись довольно резко и просто посоветовали перечитать главу учебника или конспект. Однако можно сделать вывод: временные трудности в учебе не свидетельствуют о полной
200 Глава 10
неспособности. И преподаватель, который повел себя грубо... Знаете, такой его поступок позволяет судить о нем, но не о студенте. Что вы думаете по этому поводу? Подведем итог всему сказанному в этой главе. Терапевт помогает пациенту выявить промежуточные убеждения, распознавая убеждение, о котором пациент сообщает как об автоматической мысли, предлагая часть предположения, применяя технику падающей стрелы, находя общие темы в автоматических мыслях пациента и/или анализируя заполненный пациентом тест на выявление убеждений. Затем терапевт определяет, насколько существенно данное убеждение, оценивая степень уверенности в нем пациента, а также насколько сильно влияет оно на жизнь пациента. Затем терапевт решает, следует ли начать изменение убеждения на текущей сессии или отложить его на потом. Начиная работу по изменению убеждения, терапевт разъясняет пациенту природу убеждений, переводит правила и отношения в форму предположений и помогает оценить преимущества и недостатки данного убеждения. Терапевт мысленно формулирует новое, более функциональное убеждение и подводит пациента к формированию и принятию этого нового убеждения путем применения многих техник, включая сократический диалог, поведенческие эксперименты, построение когнитивного континуума, рационально-эмотивную ролевую игру, использование окружающих в качестве ориентира, поведение "как если бы..." и технику самораскрытия. Эти техники зачастую более убедительны, чем стандартный сократический диалог, используемый в работе с автоматическими мыслями. Имеет смысл применять именно их, поскольку убеждения более прочны и менее податливы изменениям, чем автоматические мысли. Эти же техники можно использовать для изменения глубинных убеждений.
Глава 11
Как подчеркивается в главе 2, глубинные убеждения - это ключевые представления человека о себе. Некоторые авторы называют эти убеждения схемами. А. Бек (Beck, 1964) различает схемы и глубинные убеждения, полагая, что схемы - это когнитивные структуры сознания, включающие в себя глубинные убеждения. Он утверждает, что негативные глубинные убеждения делятся на две категории: связанные с беспомощностью и связанные с неприятием. Некоторым пациентам свойственны глубинные убеждения только одной категории, у других присутствуют глубинные убеждения обеих категорий. Глубинные убеждения формируются в детстве, когда ребенок взаимодействует со значимыми людьми и приобретает жизненный опыт. Большую часть времени люди могут поддерживать позитивные глубинные убеждения (например, "Я контролирую ситуацию", "Я справлюсь", "Я способный", "Я привлекательный", "Меня ценят"). Негативные глубинные убеждения, как правило, актуализируются только во время переживания психологического дистресса (однако некоторые пациенты, страдающие расстройствами личности, могут находиться под непрерывным влиянием негативных глубинных убеждений). Зачастую глубинные убеждения, которые пациент принимает за "правду себе, в отличие от автоматических мыслей не осознаются и не озвучиваются им полностью до тех пор, пока терапевт не снимет много "шелухи", выясняя значение для пациента его мыслей, как показано выше на примере использования техники падающей стрелы. Важно отметить, что у пациента могут присутствовать негативные глубинные убеждения не только в отношении себя, но и в отношении других людей и мира в целом: "Никому нельзя доверять", "Все хотят меня обидеть», «Этот мир - поганое местечко". С подобными укоренившимися, обобщенными идеями необходимо работать как же тщательно, как и с глубинными убеждение пациента в отношении себя. Как описано выше, Салли чаще всего воспринимала себя способной и ощущала принятие со стороны близких людей. Но когда у нее началась депрессия,
202 Глава 11
активизировались "дремлющие" ранее убеждения "Я ни на что не способна", никчемна". Поскольку терапевт стремится не только улучшить состояние Салли и избавить ее от симптомов депрессии, но и предупредить возникновение рецидива в будущем, он проводит работу с этими глубинными убеждениями. Негативные глубинные убеждения - это обобщенные, укоренившиеся и непреложные для пациента суждения, наличие которых он сам, впрочем, зачастую не осознает. Пациент с готовностью воспринимает информацию, которая утверждает активизировавшееся убеждение, но отрицает (или искажает) сведения, которые ему противоречат. Например, до начала депрессии само-восприятие Салли было реалистичным и позитивным; она вполне осознавала свои сильные и слабые стороны. Но из-за депрессии пациентка почти поверила то, что она никчемна, и игнорировала все доказательства обратного (такие как хорошая успеваемость по некоторым предметам), или преуменьшала их значимость: "Я сдала экзамен по английской литературе не потому, что способная; просто этот предмет мне легко дается". Зато она охотно воспринимала доводы в поддержку своего негативного убеждения и часто обобщала их: плохо написала контрольную по экономике, а это лишний раз доказывает, что я ни на что не способна". В этой книге мы постоянно подчеркиваем, что с первой сессии терапевт начинает формулировать модель концептуализации пациента (включающую его глубинные убеждения). Он выполняет это мысленно или в письменной форме, но не на виду у пациента). На определенном этапе терапии терапевт излагает модель концептуализации пациенту, представляя ее как свою "гипотезу", которую необходимо подтвердить, опровергнуть или откорректировать. Чтобы решить, когда и какими аспектами модели концептуализации деяться с пациентом, терапевт принимает во внимание следующее: • устойчив ли терапевтический альянс; • доверяет ли пациент когнитивной модели; • активизировались ли во время данной терапевтической сессии глубинные убеждения пациента; • научился ли пациент распознавать и различать компоненты своего внутреннего мира и т.д.
Итак, хотя терапевт концептуализирует глубинные убеждения пациента с самого начала терапии, он тщательно продумывает, когда и каким образом представить их пациенту, а также определяет, когда и как начинать процесс изменения этих структур. Обычно, прежде чем перейти к работе с глубинными убеждениями, терапевт обучает пациента выявлять и оценивать автоматические
Глубинные убеждения 203
мысли и промежуточные убеждения, а также формулировать на них адаптивные ответы. Иногда у терапевта возникает искушение оценить глубинное убеждение в самом начале терапии, особенно если пациент выражает его как свою автоматическую мысль. В этом случае работа с глубинным убеждением окажется непродуктивной. Но иногда приходится определять податливость глубинного убеждения изменениям еще до того, как проведено достаточно работы с автоматическими мыслями и промежуточными убеждениями. Выявить и изменить глубинные убеждения некоторых пациентов довольно просто, например, глубинные убеждения пациентов, имеющих диагнозы Оси 1, чьи позитивные глубинные убеждения-"противовесы" (которые уравновешивают негативные глубинные убеждения) были активны большую часть их жизни. С другими пациентами эта задача может оказаться крайне трудоемкой. В целом: • глубинные убеждения легче актуализируются ("всплывают на поверх-ность"), когда пациенты испытывают значительный эмоциональный дистресс; • намного труднее изменить негативные глубинные убеждения пациентов, страдающих расстройствами личности (Beck и др., 1990; Young, 1990). У таких пациентов наблюдается дефицит позитивных убеждений, а множество негативных глубинных убеждений, которые взаимосвязаны и поддерживают друг друга, подобны прочной сети. Для выявления и изменения глубинных убеждений пациента терапевт на протяжении курса терапии осуществляет следующий процесс (каждый этап подробно описан далее в этой главе). 1. Во время работы над автоматическими мыслями пациента мысленно определяет, из какой категории глубинных убеждений ("беспомощность" или "неприятие") они могли возникнуть. 2. Определяет (и мысленно формулирует) глубинное убеждение пациента, применяя те же техники, что и для выявления промежуточных убеждений (см. главу 10). 3. Представляет свою гипотезу о глубинном убеждении (убеждениях) пациенту, просит его подтвердить или опровергнуть эти предположения; уточняет свою гипотезу по мере того, как пациент предоставляет дополнительные сведения о текущих ситуациях, детских воспоминаниях и своих типичных реакциях на них.
204 Глава 11
4. Разъясняет пациенту природу глубинных убеждений в целом и выявленного глубинного убеждения в частности; помогает пациенту определить степень влияния данного глубинного убеждения на его жизнь. 5. Вместе с пациентом оценивает и изменяет глубинное убеждение: • исследует уходящие в детство корни глубинного убеждения; • определяет, чем оно поддерживалось и какова его взаимосвязь с текущими трудностями пациента; • отслеживает действие глубинного убеждения в настоящем; • помогает пациенту сформулировать новую, более адаптивную идею; • применяет рациональные методы, чтобы ослабить старое глубинное убеждение и усилить новую идею; • закрепляет воздействие, используя эмпирические или эмотивные техники, когда пациент больше не доверяет своему негативному глубинному убеждению "умом", но эмоционально по-прежнему остается под его влиянием.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |