КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отвлечение и переключение внимания
Как описано в главе 8, в большинстве случаев целесообразна непосредственная работа с дисфункциональными автоматическими мыслями пациента, с тем, чтобы изменить их. Однако иногда эта стратегия неосуществима, и тогда следует применить технику отвлечения, переключения внимания или чтения копинг-карточек. Переключение внимания особенно полезно в ситуациях, когда пациенту необходимо сосредоточиться на выполнении определенных задач, например, на работе, в беседе или при управлении автомобилем. Терапевт обучает пациента переключать внимание на непосредственное занятие — осознанно концентрироваться на составляемом отчете, на словах собеседников, на дорожной ситуации. Терапевт предлагает пациенту опробовать эту стратегию непосредственно
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 251
на сессии, чтобы выяснить, как тому удавалось переключать внимание в прошлом или как, по его мнению, это получится в будущем. Т: Итак, если на занятиях у вас возникают тревожные мысли, вы можете постараться правильно на них ответить. Но иногда полезно просто переключить внимание. Бываю ли, что вы пытались сосредоточиться на том, что происходит в аудитории? П: Гм... Да, наверное. Т: Каким образом? П: Мне лучше всего удавалось сосредоточиться, когда я начинала много записывать - вести подробный конспект. Т: Неплохо. На будущей неделе, если на занятиях вы начнете тревожиться и грустить, попробуйте ответить своим негативным мыслям или переключите свое внимание, подробно конспектируя лекцию. А может, у вас получится применить обе эти стратегии? П: Хорошо. Т: Как вы вспомните, что должны так поступить? В другом случае, когда пациенту не удается избавиться от навязчивых отрицательных эмоций и он не занят ничем определенным, полезно применить технику отвлечения. Как и в предыдущем примере, терапевт с помощью осторожных вопросов выясняет, как пациенту удавалось отвлекаться в прошлом, и, если необходимо, предлагает другие способы. Т: Значит, вы заполнили бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ), но вам по-прежнему грустно? П: Да. Т: Возможно, чуть позже мы поговорим, почему ваше состояние не улучшилось после работы с мыслями, но сейчас я хочу рассказать вам еще об одном способе справиться с тревогой. Хорошо? П: (Кивает.) Т: Скажите, Салли, вы когда-нибудь пробовали отвлечься, когда у вас был» плохое настроение? Как вы это делали? П: Гм... Я включала телевизор. Т: Это помогало? П: Когда я забывалась, мне становилось лучше. Но иногда это было б полезно. Т: Что еще вы пробовали?
252 Глава 12
П: Иногда листала газету или разгадывала кроссворд, но это тоже не всегда помогало. Т: Есть еще идеи? П:...Нет, наверное. Т: Позвольте, я расскажу о других способах. Постарайтесь применить некоторые из них на будущей неделе. Итак, вы можете прогуляться на свежем воздухе или выйти на пробежку, позвонить по телефону своей подруге, убрать в комнате или на рабочем столе, навести порядок па книжных полках, подвести баланс по чековой книжке, сходить за покупками, навестить соседей. Как вам эти идеи? Приглянулась какая-нибудь? П: Да, я постараюсь выйти на пробежку. Раньше я очень любила бег.
При дисфории желательно не просто избавить пациента от неприятных мыслей, научив его переключать внимание или отвлекаться. Чтобы добиться устойчивого улучшения состояния, пациентам необходимо применить ряд Т: Итак, если я правильно понял, вы всегда стараетесь прогнать плохие мысли. П: Да. Т: Исчезают ли полностью эти мысли, например о том, что вам не удастся что-то выполнить? П: Нет, обычно они возвращаются. Т: Значит, вы не избавляетесь от них полностью, а лишь загоняете вглубь, где они дожидаются очередной возможности проявить себя и ухудшить ваше состояние. Вы согласны? П: Наверное, вы правы. Т: На будущей неделе хотя бы несколько раз попробуйте не прогонять неугодные вам мысли, а действительно с ними поработать, оценить их так, как мы это делали сегодня на сессии. П: Ладно. Т: Даже если у вас не получится сразу же заполнить бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ), постарайтесь сделать это при первом удобном случае.
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 253
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |