Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественное различие инновационного и традиционного обучения




 

Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование [7]. Общеобразовательная школа с ее традиционной педагогической практикой является государственным учреждением, поэтому цели обучения и воспитания перед педагогами и детьми ставит государство в лице министерства образования. Это означает, что школе предписано сформировать "полезного человека-функцию", и для этого ей вменяются вполне определенные учебные планы, программы, а также формы и методы работы. Сказанное относится и к педпроцессу в вузах. В любом государственном учебном заведении нормы и формы педагогической деятельности, как отмечает Г.Н. Прозументова, стандартизированы. На рисунке это выглядит следующим образом (см. рис. 4).

 

Государство - педпрактика - массовая школа    
     
Госзакз – директива    
     
Единые программы, методики и формы    
    СОЦИУМ
Единые образовательные и воспитательные стандарты  
     
Единые нормы оценивания деятельности школы    
     
Единая массовая общеобразовательная школа    

 

Рис. 4. Зависимость массовой школы от госзаказа.

Инновационная педагогическая деятельность возникает в ситуации дифференциации социума на государство и общество, а также дифференциации самого общества на группы, слои и т.д. Это и обусловливает появление у разных людей разных представлений о том, какими должны быть пути и формы развития личности, какими методами следует обучать и воспитывать, а главное, какие при этом достигаются цели. Все эти общественные запросы вызывают к жизни педагогические инновационные практики, которые ориентированы не на выполнение госзаказа, а на разработку новых идей, новых норм развития и форм педагогической практики. Источником инновационных изменений педагогической практики государственных учебных заведений являются идеи личностного и общественного развития. Поэтому инновационные практики - это всегда авторские, персонифицированные школы (см. рис. 5.).

 


 

    СОЦИУМ    

ГОСУДАРСТВО   ОБЩЕСТВО   ПЕДПРАКТИКА

ГОСЗАКАЗ - ДИРЕКТИВА   ИДЕИ ОБЩЕСТВЕННОГО, ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

    ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ

 

ЕДИНАЯ МАССОВАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА   ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА  

 

Единые программы, методы и формы   Разработка программ, методов и форм

 

Единые образовательные стандарты   Разработка механизмов индивидуализации образовательного пространства школы

 

Единые нормы оценивания деятельности школы   Разработка норм оценивания деятельности школы

Рис. 5. Различия инновационной и традиционной педагогических практик

 

Итак, различие в целе- и формообразовании традиционной и инновационной практик обнаруживается как:

· различие источников возникновения целей и форм;

· различие в природе нормативности;

· различие форм социальной деятельности.

Различие между традиционной и инновационной практиками оказывается еще более заметным, если представить их как разные педагогические системы.

Педагогическая система - это особая форма совместной деятельности педагогов и учеников в рамках педагогической практики. Массовая педагогическая практика имеет черты традиционной системы. Традиционным называют общество, которое существует за счет воспроизводства (традирования) определенных форм жизни, норм, традиций, идеалов. При этом дети и взрослые учатся на опыте предшествующих поколений, осваивают и воспроизводят их способы отношения к миру. Педагогическая система, ориентированная на передачу опыта предшествующих поколений, образцов, норм, традиций, будет называться традиционной педагогической системой.

В государственной школе и учитель, и его воспитанник отстранены, отчуждены от выработки целей и форм совместной деятельности, а значит, они вынуждены осваивать те педагогические формы, которые специализированы на передаче норм, образцов, традиций (урок). Как отмечает Г.Н. Прозументова, педагог и его воспитанник в этом случае оказываются в иерархических связях: учитель разъясняет, требует, контролирует и оценивает, ученик - слушает, выполняет, воспроизводит, подчиняется.

Традиционная система характеризуется, определенным типом соорганизации: функционально-иерархической зависимостью участников совместной деятельности (= с.д.). Такая педсистема стабильна, упорядочена, внеличностна и исключает субъектное развитие участников учебно-воспитательного процесса. По сути своей традиционная система - формально-функциональная, т.к. нацелена на решение определенного класса задач: воспитать приобретающего и воспроизводящего информацию человека (человека-функцию, человека технократического).

Поскольку традиционная система внесубъектна, то она и нерефлектируема изнутри, что не только блокирует внутренние механизмы развития, целе- и формообразования, но и способствует мифологизации педагогической системы. Как только меняется общественное развитие и у субъектов появляются возможности осуществить свои личностные смыслы, так появляются инновационные педагогические системы. Не только обучаемые, но и преподаватели в этом случае озабочены тем, чтобы обрести новые формы и смыслы собственного развития, причем не только на материале прошлого, но и на материале настоящего.

Эти субъектно-субъектные отношения гуманизируют педпроцесс во всех его частях. Доминантой инновационного обучения является гуманизация мышления и действий педагога и обучаемого: она проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого (см. рис. 6).


 

ГУМАНИЗАЦИЯ  
             
учебного материала стиля общения личности педагога и ученика
               
экологические и нравственные аспекты предмета новые методы и формы диалог сотрудничество рост психолого-педагогич. культуры мотивация учения  
                   

Рис. 6. Направление процесса гуманизации обучения инновационного типа

 

Инновационных педагогических систем сейчас существует много, но все они имеют общий знаменатель: вовлеченность субъектов в целеобразование; исследовательская, проектная деятельность педагогов и их воспитанников; индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности; появление новых диалоговых форм и оформление инновационных педагогических практик как саморазвивающихся педагогических систем (см. рис. 7).

 

    Педагогическая система      
         
Государственная школа       Инновационная школа
       
исполнение госзаказа   цель с. д.   целеобразование
         
исполнительскаая деятельность   содержание с.д.   исследовательская, проектная деятельность
         
стандартизация функции участника деятельности   процесс с.д.   индивидуализация совместной деятельности
         
класс, урок-задание, мероприятие   формы с.д.   объединение, урок-диалог, событие
         
традиционная система: функционирование, устойчивость, стабильность     тип системы   саморазвивающаяся система: развитие, хаос, кризисы, оформление
                   

 

Рис. 7. Различие уровней между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогических систем

 

Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали, то есть, осуществляются как партнерство, как система взаимодополнительных связей.

Отношения в традиционной педагогической системе оформляются как авторитарные, поскольку цель системы - создать педагогические ситуации подчинения и приучения учеников, приспособить учеников к системе (см. рис. 8).

 

      Педагогическая деятельность: способ вовлечения педагогом детей в совместную деятельность    
       
государственная школа       инновационная школа
     
исполнение госзаказа цель пед. деятельности целеобразование
         
реализация функции руководства с.д.   педагогическая задача   реализация позиции лидерства, партнерства
         
предъявление требований, управление, контроль   содержание пед. деятельности   актуализация инд. смыслов, проблематизация, создание пространства с.д.
         
директивно-монологическое   методы, приемы пед. деятельности   диалогические
         
преодоление, приучение, подчинение   педагогическая ситуация   сопереживание, соучастие, совершение
         
авторитаризм   тип педагогической деятельности   лидерство, партнерство
                         

 

Рис. 8. Различие между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогической деятельности

 

Таким образом, между инновационной и традиционной педагогическими практиками имеется кардинальное различие по трем диагностическим признакам:

· по способам целеобразования;

· по типам педагогической деятельности;

· по способам связи участников совместной деятельности (см. рис. 9).

На рисунке 5 показано, что инновационная школа находится под влиянием госзаказа, даже если она пространственно отделилась от общеобразовательной школы. Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от исполнения госзаказа к смысло- и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным. Изменение системных оснований практики и особенности субъектов практики порождают столкновение традиций и инноваций. Следовательно, любая инновационная практика существует как проблемно-семантическое поле и оформляется в систему через интеграцию директивно задаваемых целей и возникающих у субъектов идей развития. Эта проблемность и интеграция и характеризуют особенности инновационной практики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.