Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический подход к изучению личности




Личность как объект и субъект общественных отношений.

Личность – социальная характеристика, сторона индивида (человека), формируемая всей совокупностью общественных отношений, в которой он находится в процессе своей жизнедеятельности. Эта деятельность личности многогранна – трудовая, социально-политическая, духовно-познавательная, культурно-просветительная, семейно-бытовая.

По проблеме соотношения общества и личности существует три основных подхода:

1-й берет начало с Э. Дюркгейма. Можно выразить формулой: “Личность – есть объект общественных отношений”.

2-й связан с М. Вебером: “Личность – есть субъект общественных отношений”.

3-й связан с К. Марксом: “Личность – есть объект и субъект общественных отношений”.

Человек как личность выступает продуктом общества и одновременно изменяет его через совместную общественную деятельность людей. Личность, являясь объектом воздействия общества (социальных групп, различных коллективов, отдельных людей), в свою очередь, воздействует на него обратной связью и выступает его субъектом и в целом субъектом истории.

 

Личность является объектом изучения многих наук. Прежде всего – философии, социологии, психологии. Для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо определить само понятие «личность», показать его соотношение с понятиями «человек», «индивид».

Понятие “человек” подчеркивает наличие в мире такой общности как человеческий род и употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и свойств, отличающих человека от других биологических существ.

Индивид – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель индивидуальных, социальных и психологических черт.

Личность характеризует социальную сущность, общественные качества человека. Говоря о личности мы абстрагируемся от индивидуальных физиологических и психологических свойств человека, говорим о его социальной специфике.

Социологический подход прежде всего выделяет в личности социально-типическое. Социология изучает не каждую отдельную личность, не ее индивидуальные свойства, а типологизированную личность, т.е. социальные типы личности. Например, личность рабочего, крестьянина, интеллигента, инженера, студента и т.д. Задача социологии – анализ социального статуса типологизированной личности, а также исследование социальных факторов, влияющих на поведение личности.

14. Социальный статус личности.

Социальный статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в социологию понятие “статусный набор”, которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида.

В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним.

В социологии принято различать два статуса – личный и социальный. Социальный статус употребляется обычно в двух значениях – в широком и узком. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет о положении, занимаемом человеком объективно в социальной структуре группы или общества, в узком – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (демографической, национальной и т.д.). Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей.

Существует три вида социального статуса: приписываемый (или предписанный), достигаемый и смешанный. Приписываемый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От предписанного статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном обществе подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса является статус инвалида, безработного.

Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные символы, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Ролевой набор – совокупность ролей в рамках одного статуса.

15. Социализация личности: сущность, этапы, институты.

Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Американский социолог Ф. Гиддингс и французские социологи Э. Дюркгейм. Г. Тард в конце XIX в. ввели в научный оборот понятие “социализация личности”.

Социализация (от латинского socialis – общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия закопанных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм. В процессе социализации выделяются стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и послетрудовой. В соответствии с основными жизненными циклами различают социализацию в периоды младенчества, детства, юности, зрелости и старости.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. специально созданные для социализации, например, школа, и косвенные, решающие задачу попутно, например, трудовой коллектив. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники, учителя, вторичной – должностные лица учебного заведения, предприятия, сотрудники средств массовой информации и т.д. Институты первичной социализации – семья, школа, вторичной – трудовой коллектив, армия, средства массовой информации и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.