КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что не любить оно не может
Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого,
Задания по тексту
1. Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как соотносятся их микротемы?
В этом стихотворении 3 предложения:
– первое – это описание места, где находится поэт; – второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной; – третье – поэт вновь переживает чувство любви.
Можно сказать, что созерцание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.
2. Выпишите эти предложения. Определите их грамматические основы, отметьте скобками части предложений, отметьте средства связи между частями (зеленым обводите сочинительные союзы, синим – подчинительные). Составьте схему 3-го предложения.
3. Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем – сложносочиненное с подчинением? Обратите внимание на распространенность–нераспространенность частей бессоюзных предложений. Первое бессоюзное сложное предложение простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого Пушкина кратко обозначено словами: Шумит Арагва предо мною. Второе бессоюзное сложное предложение состоит из трех частей: две первые почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены (дополнение мне и определение моя) лишь указывают на того, кто испытывает это состояние. Последняя часть распространена дополнением, которое трижды повторяется:...тобою, тобой, одной тобой... Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора: от внешних впечатлений к настроению и к воспоминаниям. Последнее предложение (сложносочиненное с подчинением) передает и характер чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве, осознать и проанализировать его, поэтому краткость, отрывистость конструкций сменяется более плавной, раздумчивой интонацией.
4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?
Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть бессоюзных предложений здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора. Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой), что создает замедление интонации, передавая сосредоточенность поэта на образе возлюбленной. Особенно выразительно здесь многоточие, которое показывает, что на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и выражает многоточие. Тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина, осмысливается как бы внезапно, по какому-то вдохновению.
5. Найдите в стихотворении повторы:
– синтаксический параллелизм (повторение синтаксических структур); – лексические повторы.
Какую роль они играют?
Синтаксически параллельные части первого предложения (инверсия: сказуемое – подлежащее) создают определенную ритмичность, напевность, ощущение спокойствия. Синтаксический параллелизм во втором предложении усиливается еще и лексическим повтором: печаль моя светла; печаль моя полна тобою. Это заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: его печаль – это определяющее чувство в тот момент, но это печаль легкая и светлая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной. Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот повтор соединяет первое и второе четверостишия. В конце чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором любит – любить.
6. Обратите внимание на рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково их смысловое соотношение?
Рифмы мгла – светла построены на отношениях антонимии: природа погружается в состояние покоя и сна, во мрак, в темноту – в душе поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть. Рифмы мною – тобою представляют как бы смысловой стержень стихотворения, связывая автора и незримую возлюбленную.
7. В третьей строке Пушкин употребляет слова с противоположной эмоциональной окраской: грустно – легко, печаль – светла. Как называется такой прием (сочетание несочетаемого)? Какую роль он здесь играет?
Этот прием называется оксюморон. Здесь при помощи него передается особенность чувства грусти и печали – светлая, легкая грусть и печаль.
8. Вспомните стихотворение «К*» («Я помню чудное мгновенье...», 1825). Там поэт тоже говорит о грусти. Какой эпитет сопровождает там это слово? Сравните с данным стихотворением и сделайте вывод.
Ученики вспоминают строки:
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Здесь грусть названа безнадежной. Следовательно, грусть может быть совершенно противоположной по оттенку: безнадежной, тяжелой, гнетущей, наполняющей душу отчаянием и унынием, – и, напротив, светлой, легкой, окрыляющей душу надеждой.
9. С какой целью в стихотворении используются синонимы? Выпишите их. Определите их характер (лексические, контекстуальные).
Синонимы:
– грустно – печаль – унынье – это лексические синонимы, которые передают основное настроение поэта; – легко – не мучит – не тревожит – контекстуальные и лексические синонимы, которые уточняют характер грусти и печали, подчеркивают, что это настроение спокойное, светлое; – горит – любит – контекстуальные синонимы, которые выражают пробудившиеся чувства поэта.
10. Есть ли в последнем предложении слова в переносном значении? Если есть, то определите, с какой целью они употреблены.
Слово горит употреблено в переносном значении: сердце вновь горит – это метафора, передающая пылкость чувств автора.
11. Найдите в стихотворении двойное отрицание. Каково его значение? С какой целью оно употреблено здесь?
Двойное отрицание не любить... не может означает, что сердце обязательно должно любить, без любви нет жизни, нет смысла существования. Двойное отрицание усиливает эмоциональность стихотворения.
12. Обратите внимание на правописание отрицательного местоимения. Расскажите о правописании отрицательных и неопределенных местоимений.
Ничто – отрицательное местоимение; пишется приставка ни-, так как она безударная; местоимения с ни- пишутся слитно, если между ни- и местоимением нет предлога. Сравните: нечто – неопределенное местоимение с приставкой не- под ударением. Отрицательные местоимения употребляются в предложениях с отрицанием при глаголе-сказуемом для усиления этого отрицания: Унынья моего ничто не мучит, не тревожит.
13. Произведите фонетический разбор слов тревожит и может. Докажите, что Пушкин употребил здесь полную фонетическую рифму, несмотря на разницу в написании.
При фонетическом разборе ученики обнаруживают одинаковый звуковой облик конца рифмующихся слов:
[тр’ивожът] – [можът].
14. Коротко напишите, как вы понимаете это стихотворение.
Приведем один из полученных ответов.
Это стихотворение о любви. Пушкин, оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной мгле, поэт постепенно погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но одновременно заставляют снова испытать любовь. Поэтому его печаль... светла и сердце вновь горит. Для Пушкина без любви нет жизни, и поэтому он всегда благодарен возлюбленной за пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о них.
После этого ученики гораздо лучше справляются с самостоятельным анализом других стихотворений, а затем и с сочинением типа «Стихотворение... Восприятие, истолкование, оценка». А.Фет. «Как богат я в безумных стихах!..»
Эту работу нельзя прекращать и в старших классах. Приведем пример таких занятий в 10-м классе по стихотворению А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах!..». Предварительные домашние задания
1. Прочитайте следующие стихотворения:
В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819); Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830); А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты...» (1865); А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах!..» (1887).
2. Определите, что их объединяет. Устно сформулируйте главную тему этих произведений.
Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).
* * * Как богат я в безумных стихах! Этот блеск мне отраден и нужен: Все алмазы мои в небесах, Все росинки под ними жемчужин.
Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски: Это все я, поэт-чародей, Расточу за мгновение ласки.
Но когда ты приколешь цветок, Шаловливо иль с думой лукавой, И, как в дымке, твой кроткий зрачок Загорится сердечной отравой,
И налет молодого стыда Чуть ланиты овеет зарею, – О, как беден, как жалок тогда, Как беспомощен я пред тобою!
Задания по тексту
1.Прочитайте выразительно стихотворение А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах!..». Сколько предложений оно содержит? Как они соотносятся со строфическим делением стихотворения?
В стихотворении всего 5 предложений: первая строфа состоит из двух предложений, вторая – также из двух предложений, а третья и четвертая строфы представляют собой одно предложение.
2. Постройте линейные схемы предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со строками.
I строфа:
Как богат я в безумных стихах! Этот блеск мне отраден и нужен: Все алмазы мои в небесах, Все росинки под ними жемчужин.
II строфа:
Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски: Это все я, поэт-чародей, Расточу за мгновение ласки.
3. Как соотносится пунктуация 1-й и 2-й строф? Как она влияет на интонацию?
В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой из этих строф заканчивается восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.
4. Составьте линейную схему последнего предложения. Сколько строф оно занимает?
Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы:
Но когда ты приколешь цветок, Шаловливо иль с думой лукавой, И, как в дымке, твой кроткий зрачок Загорится сердечной отравой,
И налет молодого стыда Чуть ланиты овеет зарею, – О, как беден, как жалок тогда, Как беспомощен я пред тобою!
5. Как интонационно соотносится последнее предложение с предыдущими? Как интонационно и структурно делится стихотворение на части?
В первых двух строфах интонация бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, потому что появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и. Можно сказать, что интонационно стихотворение делится на 2 части: первые две строфы, интонационно параллельные друг другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние две строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но уже не с торжествующими нотами, а с горечью бессилия.
6. Как это интонационное и структурное деление соотносится с лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните и выпишите ключевые слова первых двух частей стихотворения.
По смыслу это стихотворение также можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. Уверенное я в первой части, ощущение своей силы как поэта-чародея, которому подвластны красота природы и красота стиха, торжество поэта – создателя красоты противопоставляется беспомощному «я» второй части. Сильнее поэта оказывается живая, неуловимая красота его возлюбленной, когда на ее лице играют и сменяются оттенки любовного чувства. Антонимы богат – беден, как бы обрамляющие это стихотворение, довершают противопоставление.
7. Обратите внимание на союз, которым начинается вторая часть стихотворения. К какому разряду он относится? Какое значение это имеет для смысла стихотворения?
Вторая часть стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но. Этим союзом автор сразу определяет, подчеркивает отношения противопоставления между первой и второй частями стихотворения.
8. Найдите в 1-й части ряд контекстуальных синонимов. Зачем они употреблены? Какие из них здесь употреблены в переносном значении?
Ряд контекстуальных синонимов в первой части:
блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски – красота.
Эти контекстуальные синонимы создают впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно поэтому автор чувствует себя волшебником-чародеем, которому есть чем заплатить за мгновение ласки. Слова блеск, алмазы, жемчужины употреблены здесь в переносном, метафорическом значении.
9. Как вы понимаете выражение сердечная отрава? Какой литературный троп здесь использован? (Слова сердечная отрава здесь являются метафорой любовного чувства).
10. Что передают две последние строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту внутреннюю? Каков характер этой внутренней красоты? Как он отражается на внешних чертах?
В двух последних строфах поэт стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких красок. Слова как в дымке, налет, чуть показывают неуловимость нюансов красоты возлюбленной, невозможность сколько-нибудь точно передать отражение ее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее душе разгорается любовь, но поэт бессилен запечатлеть невыразимое.
11. Сопоставьте начало и конец стихотворения. Когда богат и когда беден поэт?
Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен внешний блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы или облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем. Однако перед лицом тонкой внутренней красоты чувства, живой красоты изменчивой человеческой души, бросающей свой отсвет на черты внешности, поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.
При помощи подобной работы в 10–11-х классах можно подготовить учеников не только к сочинениям типа «Стихотворение... Восприятие, интерпретация, оценка», но и к проблемно-тематическим сочинениям, требующим анализа и сопоставления нескольких поэтических произведений. Например, на основании приведенного выше анализа стихотворения А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах!..» и сопоставления его с тремя другими произведениями на эту тему (см. домашнее задание) можно написать сочинение «Русская романтическая лирика о проблеме отражения жизни в поэзии».
А. Пушкин. «На холмах Грузии...»
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.
А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах!..» * * * Как богат я в безумных стихах! Этот блеск мне отраден и нужен: Все алмазы мои в небесах, Все росинки под ними жемчужин.
Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски: Это все я, поэт-чародей, Расточу за мгновение ласки.
Но когда ты приколешь цветок, Шаловливо иль с думой лукавой, И, как в дымке, твой кроткий зрачок Загорится сердечной отравой,
И налет молодого стыда Чуть ланиты овеет зарею, – О, как беден, как жалок тогда, Как беспомощен я пред тобою!
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |