Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символические ландшафты




Симеотика (с греч. знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Симантика (с греч. обозначающий) – один из аспектов изучения знаков в семиотике.

Символ – это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния.

Образы и аллегории, закрепленные в символах, - своего рода «коллективное наследие», принадлежащее всему человечеству. Действительно, в разных культурах значение символов практически идентично, несмотря на пространственную удаленность стран и народов друг от друга.

Символический образ мыслей был свойственен первобытным людям, которые стремились действовать по аналогии, используя уже приобретенный опыт. В настоящее время оперирование символами кажется уже нелогичным, архаичным. Но тем не менее символы существуют, они уцелели и не только в фольклоре, но и в повседневной жизни в современном искусстве, в политике и т.д. Например: национальный флаг Казахстана, флаг Евросоюза, полумесяц, крест. Все это логично, символы, так же как буквы, жесты, кольцо, корона не что иное, как символические средства «информации». Легенды, мифы и волшебные сказки, как и сны, говорят на языке символов. Ключами к расшифровке этого языка служат архетины – первичные символы, накопленные «генетической памятью» нашего подсознания.

Символы, как правило, многозначны: их значение проистекают из нечетких областей: психологии, морали, религии… Чтобы суметь самостоятельно интерпретировать символы, нужно стараться не заблудиться в лабиринте деталей, сопутствующих каждому из значений, и в то же время находить возможность их толкования в заданном контексте.

Чтобы быть свободным в разработке символических объектов ландшафтной архитектуры, нужно быть открытым к тем ассоциациям, которые порождают символы в нашем сознании.

Знаки в ландшафтной архитектуре бывают разных типов, также как и в архитектуре. Основанием их классификации является способ выражения значения и характер смысловой нагруженности. В связи с этим Ч.Пирс разделял знаки на следующие три типа:

Иконические знаки – знаки, обладающие сходством с обозначаемым объектом, дающие конкретно-чувственное представление о нем, передающее его общие очертания.

Иконический знак изобразителен и схож с замещаемым им предметом – лотосовязные, папирусо-пальмовидные, колонные, пирамиды как место погребения являются изобразительным знаком, отсылающим зрителя к образу погребального холма, кургана, надгробий, насыпи. Изображение пересохшего русла из речных камней, водного каскада голубой плиткой на подгорной стенке фонтана.

Знаки-индексы – основываются на причинно-следственной связи. В литературе введен еще термин знаковые элементы архитектуры. Таковыми, например, являются двери – обозначающие возможность входа во внутреннее пространство здания, ворота или арка – знак парка или сада; живая изгородь - знак ограждения, аллеи, тропы.

Знаки-символы находятся с объектом в ассоциативной связи, основанной на соглашении (конвенциальные знаки); знаки – символы – условные, не связанные причинно-следственной связью с обозначаемым, изобразительные сигналы, обобщенно передающие целую систему понятий. Символическим знаком стала башня, ныне венчающая здания мэрий и ратуш. Ее исходным посылом является фонтан. Он был символом власти, и функционально-последним опорным пунктом обороны крепости при ее осаде. Фруктовое дерево и виноград стали символическим знаком райского сада Эдем. Яблоко, каток Медео – символом Алматы.

Например, восьмигранник в исламской культуре расшифровывается следующим образом. В основе лежат два квадрата – символы земли во всех мифах мира и у тюрков, сдвинутые относительно центра, т.ею квадрат стремится к кругу – символу неба. За праведную жизнь на земле вознести раем на небе.

Символика сада – поклонение садам восходит к древнейшим временам: индусская мифология рассказывает о райском саде, космическом центре, в котором есть дерево, исполняющее любые желания; обители богов были окружены цветущими садами с прудами. Земные сады с гротами, прудами, природными водоемами, украшенными фонтанами с лебедями и другими водоплавающими птицами, предназначались для медитации.

Традиционно сад – это центр Космоса, Эдем, Парадиз; у мусульман он обнесен оградой, в центре его располагается фонтан.

Японский сад разбит по принципу ассимметрии, противопоставления (инь и янь), которые подразумевают движение. Такой сад специально оставляют незавершенным.

Кочевая культура в качестве изначального символа выбрала вертикальную ось. I - конструктивный элемент, опора; II – свободная вертикаль, которая не служит ничему, но заставляет нас поднять взор к небу. Вертикальные композиции отражают строение Вселенной и связь с идеей Мирового древа.

Центром в тюркской картине мира оказались Мировое древо и его культурно-исторические варианты – Мировая гора и Мировой столп. С верхней частью Мирового Древа связываются птицы (нередко орел), со средней – копытные (лошади, олень), с нижней частью – змеи, лягушки, рыбы, медведи и фантастические существа. Весь этот комплекс является частью того, что принято называть символикой «центра».

В мировой ландшафтной архитектуре в настоящее время сложился термин «радикальный, символический, концентральный» ландшафт.

В Нью-Йорке в 2001 году Джейк Амидон (Jake Amidon) была написана и издана книга «Радикальный ландшафт: формирование внешнего пространства».

Книга построена на 7 темах: свет, тьма, текстура, свойства и предметы, новый контекст и т.д.

Все примеры представлены следующим образом: сады и ландшафты, созданные архитекторами, художниками, дизайнерами и ландшафтными архитекторами – Voji, Sazoki, Keith,Wagner, Janis, Hall, Ken Smith, Peter Welker, Dani Rarawan, Katharyn,Gustafrom, Maya Zin, Walter Hood и др. Большинство работ из северного полушария – 24 из Западной Европы, 18 из Северной Америки (исключительно из США), 16 из Азии (с преобладанием Японии, наряду с Китаем и Южной Кореей), 5 из Австралии и 1 из Южной Африки.

Ландшафтные примеры широко представлены площадями, проектами резиденций, объектами фестивалей садово-паркового искусства, олимпийскими аэропортами, местами корпоративных встреч, включая постоянные, временные объекты и теоретические работы.

Многие проекты датируются 1990-ми годами, хотя несколько примеров из 1970-х. Фотографии, многие из которых значительны и драматичны, показывают только небольшие фрагменты ландшафтов. Схематичные планы и наброски и несколько фотомоделей представлены по всему тексту книги.

Проект описания является субъективным и далек от совершенства, т.к. в основном составлен на формулировках дизайнеров, художников и РR брошюрах. Здесь нет достаточной информации, включающей эти сады и ландшафты на сколько-нибудь значительном и полезном пути. Нет серьезной интеллектуальной или теоретической структуры, которая бы выделяла книгу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.