КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления совершенствования системы формирования финансовых ресурсов государства
Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и период 2009 и 2010 годов» общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6673,2 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7421,2 и 8035,26 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год составили в размере 6500,30 млрд. руб., на 2009 год 8 361,90 млрд. руб., а в 2010 году 8898,70 млрд. руб. Профицит федерального бюджета составит сумму 172,9 млрд. рублей (2008 году), а уже в 2009г. был дефицит 940,7 млрд. рублей в 2010 году он чуть снизился и стал 863,44 млрд. рублей. Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу 1. Таблица 1. Поступление доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы с учетом формирования нефтегазовых доходовмлн. руб.
Продолжение табл. 1
Продолжение табл. 1
Продолжение табл. 1
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2010 года.[24] Как показывают данные таблицы 1 (стр. 39): Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 36,90%, на 2009 год 32,15%, на 2010 год этот показатель сократится ещё до 29,60%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 465,7 млрд. руб., к 2010 году происходит уменьшение на 87,47 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является повышение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составил 5 657,02 млрд. руб., увеличившись на 1 449,45 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела. 1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,39 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составило 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 7,99% в 2008 году до 7,92% в 2010 году. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Происходит уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли. 2. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,04% в 2008 году, в 2009 году составляет 25,80%. К 2010 году увеличилась на 1,66%. В 2010 году сумма показателя возрастает на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин. 3. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 115,84%, а к 2010 году 133,02%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составил 14,72% увеличившись на 1,4% к 2008 году (13,32%). Что характерно для этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот составила 87,5 процента от общего объема импорта. 4. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составляет в сумме 36,57 млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы. 5. Государственная пошлина.При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Составляет на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб. 6. Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела на 2008 году составляет 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб. и составляет 301,73 млрд. руб. 7. Прочие налоговые доходы. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составляет 113,90%, а к 2010 году 129,15%. Сумма этого показателя выросла от 435,79 до 562,80 млрд. руб. на 127,01 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя незначительно увеличивается к 2010 году составляет 7,0% увеличившись на 0,47% к 2008 году (6,53%).
Проведем анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета в 2008 – 2010 годах. Для этого рассмотрим таблицы 2 и 3. Таблица 2. Динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2008 – 2010 годах (млрд. руб.). Относительное изменение.
Таблица 3. Динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2008 – 2010 годах (млрд. руб.). Абсолютное изменение.
Как показывают данные таблиц 2 и 3 (стр. 43,44) налоговые доходы отличаются от общих доходов государства. Например, в них не входят таможенные пошлины и сборы, доходы полученные государством с акций и др. Поэтому, величина налоговых доходов меньше величины всех доходов государства. Рассмотрим налоговые доходы государства за 2008 – 2010 годы в их динамике. Общая сумма всех налоговых поступлений увеличилась на 1243,49 млрд. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом, однако темпы роста снизились:111,86% в 2009г. к 2008г. и 108,57% в 2010г. к 2009г. Нефтегазовые доходы (налоговые сборы) из года в год снижаются, правда незначительно. Так в 2010 году они составили 2378,20 млрд. руб., что меньше на 87,48 млрд. руб. чем в 2008г. и на 7,63 млрд. руб. чем в 2009г. Соответственно, темпы роста, точнее падения, 96,76%, 99,68% и итоговые 96,45%, что на 3,55% меньше в 2010г., чем в 2008г. Наблюдается значительный рост сбора налогов без учета нефтегазового сектора. В 2009 году к 2008г. они увеличились на 767,36 млрд. руб., а в 20010г. к 2009г.еще на 563,6 млрд. руб., соответственно, на 23,04% и на 13,75%. Общее увеличение этих налогов составило 1330,96 млрд. руб., т.е. они увеличились на 39,96% в 2010г. по сравнению с 2008 годом. Из налогов без учета нефтегазовых доходов наибольшие темпы роста у трех видов налогов, которые составляют значительную часть от общего числа рассматриваемых налоговых поступлений. Рассмотрим эти налоги подробнее. 1. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации. Темпы роста сбора этих налогов высоки. Так в 2009г. по сравнению с 2008г. они составили 136,35%, а в 2010г. к 2008г. 157,15%., т.е. за весь рассматриваемый период прирост в абсолютном выражении составил 802,41 млрд. руб. Следует заметить, что темпы роста таких налогов замедлились: в 2009г. к 2008г. они составляли 136,35% (510,42 млрд. руб.), а в 2010г. к 2009г. - 115,25 (291,99 млрд. руб.). 2. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Мы видим, что этот вид налогов растет большими темпами. Так в 2010г. по сравнению с 2008г. темп прироста составил 33,02%, что в абсолютном отношение выразилось в 293,57 млрд. руб. Следует заметить, что в абсолютном выражении эти налоги растут из года в год. В 2009г. прирост составил 140,79 млрд. руб., а в 2010г. уже 152,78 млрд. руб. 3. Прочие налоговые доходы также растут. В 2009г. к 2008г. прирост составил 13,90% (60,57 млрд. руб.), в 2010г. к 2009г. 13,39% (66,44 млрд. руб.). Итоговый прирост выразился в 127,01 млрд. руб. или в 29,14%. Остальные виды налоговых сборов тоже изменились. Так темпы роста налога на прибыль организаций составили 119,29% (102,9 млрд. руб.) в 2010г. по сравнению с 2008г. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами увеличились на 0,74 млрд. руб. (2,02%), хотя в 2010г. они упали по сравнению с 2009г. на 2,19 млрд. руб. (5,54%). Государственная пошлина выросла на 4,32 млрд. руб. или на 13,40% в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доля нефтегазовых налоговых сборов постепенно уменьшается, а остальная доля налогов растет. Среди них наибольшими темпами роста по абсолютной и относительной величинам обладают налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации, налоги на товары, ввозимые на территорию РФ и прочие налоговые доходы. Можно сделать вывод и том, что увеличение налоговых поступлений от налогов на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации говорит о том, что правительство РФ стало больше внимания уделять развитию промышленного производства, работ, услуг на территории России. Об этом свидетельствует и абсолютное, и относительное сокращение доходов от нефтегазового сектора при общем увеличении налоговых поступлений. Однако налоги от нефтегазовых доходов по-прежнему высоки, а промышленное производство развивается очень медленно.
Перейдем к анализу структуры налоговых доходов.
Таблица 4. Структура налоговых доходов федерального бюджета (млрд. руб.)
Из таблицы 4 (стр. 47) видно, что структура налоговых поступлений в федеральный бюджет постепенно изменяется. Если в 2008 году доля нефтегазового сектора составляла 42,54% (2465,68 млрд. руб.), то в 2010 году она уменьшилась до 33,78% (2378,20 млрд. руб.), хотя общий объем сбора налогов увеличился на 21,45% (1243,49 млрд. руб.). Это говорит о том, что доля остальных налогов в общем объеме значительно увеличилась. Действительно, в 2008г. она составляла немногим больше половины 57,46%, то в 2009г. – 63,21%, а в 2010г. уже 66,22%. Рассмотрим подробнее налоги без учета нефтегазовых налоговых сборов. В 2010 году они выросли до 4661,94 млрд. руб. По сравнения с 2008 годом на 1330,96 млрд. руб. Большую часть этих налогов составляют налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации. В 2008г. среди других налогов они составляли 42,15% от общей стоимости рассматриваемых налогов, в 2009г. – 46,72%, а в 2010г. – 47,33%, т.е. наблюдается постоянный рост таких налогов. Остальные налоги в структуре налогов без учета нефтегазовых тоже изменяются. Однако, наблюдается постепенное их снижение. Так налог на прибыль организаций составлял в 2008г. долю равную 16,01%, а уже в 2009г. – 14,24%, в 2010 – 13,65%. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами снизились (в структуре) с 1,1% в 2008г. до 0,96% в 2009г. и до 0,8% в 2010г. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ также претерпели изменения. В 2008г. они составляли долю равную 26,69% от общего объема налогов без нефтегазового сектора, в 2009г. – 25,13%, в 2010г. – 25,37%, т.е. падение в 2009г. и стабилизация в 2010г. Мы видим, что доля государственной пошлины также снижается с 0,97% в 2008г. до 0,78% в 2010г. Тенденцию к снижению обнаруживают и прочие налоги с 13,08% до 12,07%, т.е на 0,99%. Среди налогов на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации наибольшую часть составляет налог на добавленную стоимость (НДС) – 91,49% в 2008г., 92,79% в 2009г., 92,78% в 2010г (см. таблицу 2.1). Остальное составляют акцизы. Среди налогов на товары, ввозимые на территорию РФ также преобладает НДС – 96,79% в 2008г., 96,82% в 2009г., 96,93% в 2010г. Остальное – акцизы. Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доля нефтегазовых налоговых сборов постепенно уменьшается, а остальная доля налогов растет. Среди них наибольшими темпами роста по абсолютной и относительной величинам обладают налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации, налоги на товары, ввозимые на территорию РФ и прочие налоговые доходы. Структура налогов как в общем поступлении налоговых средств так и в части налогов без учета доходов от нефтегазового сектора изменилась в 2010г. по сравнению с 2008г. Среди налогов без учета нефтегазовых доходов почти половину (47,33%) стали составлять налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации. Прослеживается постоянная тенденция их роста по сравнению с остальными видами налогов этой категории в совокупности с увеличением общей суммы налогов. Это говорит о постепенном переходе от сырьевой экономики к экономике, связанной с производством собственных товаров, работ, услуг. Но темпы такого перехода очень медленные.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |